Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуй, Машенька! На прогулку?
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Да, погода отличная, надоело дома сидеть! Ой, а что это вы несёте такое большое? Наверное, опять новую картину приобрели?
— Да, Машенька, картину. Точнее, репродукцию. Но очень хорошую и, главное, редкую. Это настоящая находка!
— Что же это за картина такая? Что на ней изображено?
— Ты знаешь, Машенька, а на картине... тоже находка! Удивительная, чудесная, необыкновенная. Если тебе интересно, давай присядем на скамейку, и всё как следует рассмотрим.
— Конечно интересно! Картина-находка, на которой изображена находка... Разворачивайте её скорее!
— Вот, Машенька. Это работа немецкого мастера Николауса Фридриха Торета. Середина 19-го века. Называется она «Нахождение Моисея». Кстати, оригинал находится в России, в экспозиции Иркутского художественного музея.
— Моисей? Тот самый, из Библии?
— Да-да, библейский пророк Моисей, которому Бог даровал скрижали с десятью заповедями.
— Так он и есть — находка? А почему?
— Представь себе: Египет, примерно 14-й век до Рождества Христова. Еврейский народ тогда находился в рабстве у фараона. Однажды, опасаясь, что евреи приумножатся и поднимут восстание, фараон приказал истребить всех еврейских новорождённых. И вот, одна из женщин по имени Йохаведа, чтобы спасти своего малыша от гибели, положила его в тростниковую корзину и пустила по реке Нил.
— Это был Моисей, да?
— Да, это был Моисей. Воды Нила принесли корзину прямо ко дворцу фараона. Младенца увидела царская дочь. Она приказала слугам достать ребёнка из воды. Посмотри, Машенька, именно этот момент Николаус Фридрих Торет изобразил на своём полотне «Нахождение Моисея».
— Точно! Вот человек, опустившись на колено, подаёт корзину женщине в красной накидке — наверное, это и есть дочь фараона. Красивая! Она протягивает руки к младенцу. А рядом замерли в умилении служанки. Кажется, все они очень рады неожиданной находке!
— Древние египтяне верили: всё, что приносит Нил — это дар свыше. Впрочем, так ведь оно и было. По воле Господа Моисея нашла именно дочь фараона. Она спасла младенца и взяла его на воспитание. Во дворце египетского царя вырос богоизбранный защитник и вождь еврейского народа, который в конце концов вывел его из плена в Землю обетованную.
— Мне почему-то кажется, что пейзаж на картине не очень похож на египетский...
— А это объясняется очень просто. Вряд ли художник когда-нибудь сам бывал в Египте — в середине 19-го столетия такое путешествие было трудным и опасным. Поэтому библейский сюжет он, скорее всего, трактовал в знакомых ему реалиях. Действие картины разворачивается на фоне вполне европейского пейзажа. Хотя, надо отдать живописцу должное — кое-какие экзотические детали он всё-таки добавил. На первом плане картины можно рассмотреть тропические папоротники и цветы.
— А на заднем плане — мост! Такой крепкий, основательный.
— И, кстати тоже — типичный для Европы 19-го века. Николаус Фридрих Торет был не только живописцем, но и архитектором. Он участвовал в самых крупных архитектурных проектах своего времени — реставрации Веймарского замка и Штейнхардского театра. Поэтому строения на его полотнах и выглядят так внушительно и реалистично.
— А ведь получается, художник, сам того не ведая, подчеркнул, что история Моисея остаётся важной во все времена. Ведь 10 заповедей мы соблюдаем независимо от того, в каком месте и в какую эпоху живём.
— Очень интересная и глубокая мысль, Машенька!
— Андрей Борисович, а вот вы сказали, что оригинал картины — в Иркутске. Как он туда попал?
— Полотно преподнёс в дар Иркутскому художественному музею известный московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский.
— А теперь его репродукция есть и у вас в коллекции!
— Да, Машенька, вот и у меня случилось «Нахождение Моисея»!
— С находкой вас, Андрей Борисович! И спасибо за то, что так интересно о ней рассказали!
Картину Николауса Фридриха Торета «Нахождение Моисея» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







