
Весной 1883 года в Московской городской думе обсуждали животрепещущую тему — строительство нового водопровода. Старый был построен больше шестидесяти лет назад; порядком поизносился и уже не соответствовал нуждам Первопрестольной. К тому же требовал значительного расширения. Гласные — так раньше назывались депутаты — пришли к решению: силами города такую грандиозную затею не осуществить. А значит, нужно привлекать частные фирмы. Лучше всего — иностранные. Мол, инженеры у них опытнее. И только один человек был твёрдо убеждён, что Москва сама, без зарубежных специалистов, сможет построить надёжный современный водопровод. Этим человеком был русский инженер-гидротехник Николай Петрович Зимин.
Про Зимина с уверенностью можно сказать: он посвятил свою жизнь водопроводу. И действительно сделал всё, чтобы это замечательное изобретение человечества как можно лучше служило людям. В 1873 году Николай Петрович с золотой медалью окончил московское Императорское техническое училище. И вскоре устроился работать на Московский водопровод. Должность младшего техника, на которую его определили, не была ни престижной, ни денежной. Зато позволяла вникнуть во многие тонкости сложной системы городского водоснабжения. Чертежами водопровода Николай любовался, словно произведением высокого искусства. И мечтал, что когда-нибудь привнесёт в него свои штрихи. Мечта исполнилась довольно скоро. Образованный и трудолюбивый молодой специалист быстро продвигался по служебной лестнице. И стал начальником Московского водопровода. Добрый, мягкий в общении, при этом по-справедливому требовательный и преданный своему делу — так отзывались о нём подчинённые. Жалованье начальника позволяло Николаю Петровичу поселиться в самых богатых домах центра Москвы. Однако Зимин выбрал в качестве апартаментов... небольшую подсобку на Алексеевской насосной станции. Почти все свои деньги он жертвовал на благотворительные цели — поддерживал храмы, больницы, учебные заведения. Люди, их нужды и благополучие — вот что, прежде всего, было важно для Николая Петровича.
Именно поэтому, когда Московская городская дума в 1883 году приняла решение о модернизации городского водопровода, Зимин сразу же представил свой инженерный проект, над которым работал уже не один год. Его чертежи воплощали действительно удобный, современный и мощный водопровод. Инженер предлагал устроить водозаборную станцию на Москве-реке — так воды гарантированно хватит для стабильного снабжения всего города. А главное, Николай Петрович придумал, как рационально применять водопроводную систему для пожаротушения. В те годы воду к месту возгорания подвозили в бочках. Уходило драгоценное время. «Проект снабжения Москвы водой и охраны её от пожаров» Зимина предусматривал расположение на определённых участках водопровода стационарных кранов. К ним можно было быстро присоединить пожарный рукав. И безо всяких усилий получать 50 вёдер воды в минуту с напором струи в 25 метров. Так Николай Петрович Зимин изобрёл первый в мире пожарный гидрант — устройство, позволяющее брать воду для тушения пожара напрямую из водопроводной системы.
Проект нового водопровода под личным руководством инженера был воплощён в 1895 году. В последующие годы, взяв на вооружение московский опыт, Зимин построил водопроводную систему с пожарными гидрантами в Самаре, Царицыне, Рыбинске и Нижнем Новгороде. Он посвятил этой деятельности более двадцати пяти лет своей жизни. Теперь уже зарубежные специалисты приезжали в Россию, чтобы перенять опыт у Зимина. Кстати, пожарный гидрант, изобретённый Николаем Петровичем, более чем за сто лет ничуть не изменился. Современные — практически точная копия своих предков из 19 века. В России они называются ПГ-5. А за рубежом — гидранты «московского» типа. Используют их сегодня во всём мире.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема