
Весной 1883 года в Московской городской думе обсуждали животрепещущую тему — строительство нового водопровода. Старый был построен больше шестидесяти лет назад; порядком поизносился и уже не соответствовал нуждам Первопрестольной. К тому же требовал значительного расширения. Гласные — так раньше назывались депутаты — пришли к решению: силами города такую грандиозную затею не осуществить. А значит, нужно привлекать частные фирмы. Лучше всего — иностранные. Мол, инженеры у них опытнее. И только один человек был твёрдо убеждён, что Москва сама, без зарубежных специалистов, сможет построить надёжный современный водопровод. Этим человеком был русский инженер-гидротехник Николай Петрович Зимин.
Про Зимина с уверенностью можно сказать: он посвятил свою жизнь водопроводу. И действительно сделал всё, чтобы это замечательное изобретение человечества как можно лучше служило людям. В 1873 году Николай Петрович с золотой медалью окончил московское Императорское техническое училище. И вскоре устроился работать на Московский водопровод. Должность младшего техника, на которую его определили, не была ни престижной, ни денежной. Зато позволяла вникнуть во многие тонкости сложной системы городского водоснабжения. Чертежами водопровода Николай любовался, словно произведением высокого искусства. И мечтал, что когда-нибудь привнесёт в него свои штрихи. Мечта исполнилась довольно скоро. Образованный и трудолюбивый молодой специалист быстро продвигался по служебной лестнице. И стал начальником Московского водопровода. Добрый, мягкий в общении, при этом по-справедливому требовательный и преданный своему делу — так отзывались о нём подчинённые. Жалованье начальника позволяло Николаю Петровичу поселиться в самых богатых домах центра Москвы. Однако Зимин выбрал в качестве апартаментов... небольшую подсобку на Алексеевской насосной станции. Почти все свои деньги он жертвовал на благотворительные цели — поддерживал храмы, больницы, учебные заведения. Люди, их нужды и благополучие — вот что, прежде всего, было важно для Николая Петровича.
Именно поэтому, когда Московская городская дума в 1883 году приняла решение о модернизации городского водопровода, Зимин сразу же представил свой инженерный проект, над которым работал уже не один год. Его чертежи воплощали действительно удобный, современный и мощный водопровод. Инженер предлагал устроить водозаборную станцию на Москве-реке — так воды гарантированно хватит для стабильного снабжения всего города. А главное, Николай Петрович придумал, как рационально применять водопроводную систему для пожаротушения. В те годы воду к месту возгорания подвозили в бочках. Уходило драгоценное время. «Проект снабжения Москвы водой и охраны её от пожаров» Зимина предусматривал расположение на определённых участках водопровода стационарных кранов. К ним можно было быстро присоединить пожарный рукав. И безо всяких усилий получать 50 вёдер воды в минуту с напором струи в 25 метров. Так Николай Петрович Зимин изобрёл первый в мире пожарный гидрант — устройство, позволяющее брать воду для тушения пожара напрямую из водопроводной системы.
Проект нового водопровода под личным руководством инженера был воплощён в 1895 году. В последующие годы, взяв на вооружение московский опыт, Зимин построил водопроводную систему с пожарными гидрантами в Самаре, Царицыне, Рыбинске и Нижнем Новгороде. Он посвятил этой деятельности более двадцати пяти лет своей жизни. Теперь уже зарубежные специалисты приезжали в Россию, чтобы перенять опыт у Зимина. Кстати, пожарный гидрант, изобретённый Николаем Петровичем, более чем за сто лет ничуть не изменился. Современные — практически точная копия своих предков из 19 века. В России они называются ПГ-5. А за рубежом — гидранты «московского» типа. Используют их сегодня во всём мире.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер