
Фото: PxHere
«Родители любили нас горячо», — вспоминал в своём «Дневнике старого врача» выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов. Он был младшим ребёнком в многодетной семье чиновника Ивана Ивановича Пирогова и его супруги Елизаветы Ивановны. Будущий доктор-подвижник, чьё имя спустя годы будут носить больницы и медицинские вузы по всей России, появился на свет 25 ноября 1810 года. Николай Иванович писал, что жизнь в родительском доме была весела и привольна, и из детства своего он вынес одни лишь приятные воспоминания. И первое из них — это присутствие рядом матери, её любовь и тепло. «И теперь ещё помню, как я, любуясь её платьем, чепцом и локонами, висевшими из-под него, целовал её тонкие руки, вязавшие для меня чулки», — вспоминал Пирогов. Своего отца Николай Иванович запомнил как примерного семьянина, заботливого и доброго. Часто, возвращаясь со службы из своего ведомства, Иван Иванович покупал по пути домой подарки детям. Особенно Коля радовался, когда отец приносил ему книги. Вместе с Иваном Ивановичем они читали по вечерам басни Эзопа и многотомное «Детское чтение» Карамзина.
Большое внимание родители уделяли духовному воспитанию детей. «Бога бойтеся, царя чтите», — по этому простому принципу жила семья Пироговых. Каждый день домочадцы вместе молились. Не пропускали ни одной церковной службы в воскресные и праздничные дни. Соблюдали посты. «В Великий пост мяса не получала даже моя любимица, кошка Машка», — шутя, рассказывал Пирогов. С огромной теплотой в своих мемуарах Николай Иванович вспоминал своих сестёр — Анну и Пелагею. Они были намного старше и относились к нему с материнской нежностью и заботой. А благодаря одному из братьев, Амосу, Николай уже в раннем детстве почувствовал своё призвание. Амос страдал ревматизмом. Многочисленные доктора не могли помочь мальчику. Но однажды родители пригласили знаменитого профессора медицины Ефрема Осиповича Мухина. После назначенных им процедур Амос стал поправляться. Все, и особенно маленький Коля, восприняли это как чудо. С тех пор любимым занятием Николая стала игра «в доктора» — Коля был врачом, а пациента приходилось изображать кому-нибудь из домашних.
Николай подрастал, и стремление лечить людей из игры превратилось в потребность. Родители поддержали жизненный выбор сына. После двух лет обучения в пансионе, хотя Коле тогда исполнилось всего 14, он подал прошение о зачислении на медицинский факультет Московского университета. Николай успешно выдержал экзамен. Иван Иванович поехал с сыном в часовню Иверской Божией Матери. Там по их просьбе отслужили благодарственный молебен. Пирогов на всю жизнь запомнил слова, которые сказал ему тогда отец: «Не видимое ли это Божие благословение, Николай, что ты вступаешь в университет?»
Но не успел Коля начать обучение, как семью постигла беда: Иван Ивановича по лживому навету обвинили в служебной растрате. От переживаний он слёг и вскоре скончался. Материальное положение семьи стало крайне тяжёлым. Матери и сёстрам пришлось искать работу. Николай был уверен, что придётся оставить учёбу в университете, ведь за неё нужно было платить. Но Елизавета Ивановна сказала ему: «Пока есть хоть какая-нибудь возможность, ты будешь учиться». Всю жизнь доктор Пирогов был благодарен ей. «Самый священный мой долг — долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. Со смерти отца несколько лет эти три женщины содержали меня своими трудами», — говорил Николай Иванович. Всю свою последующую жизнь он возвращал им этот долг, постоянно заботясь и оберегая. Елизавета Ивановна последние годы провела в доме сына в Санкт-Петербурге. «В 1851 году матушка, соборовавшись, умерла на моих руках», — писал Пирогов.
Николай Иванович заметил однажды, что в семьях, где царят любовь и уважение, вырастают отзывчивые люди, полезные для общества. И эти слова в полной мере можно отнести к его родным и к нему самому.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова