
Фото: PxHere
«Родители любили нас горячо», — вспоминал в своём «Дневнике старого врача» выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов. Он был младшим ребёнком в многодетной семье чиновника Ивана Ивановича Пирогова и его супруги Елизаветы Ивановны. Будущий доктор-подвижник, чьё имя спустя годы будут носить больницы и медицинские вузы по всей России, появился на свет 25 ноября 1810 года. Николай Иванович писал, что жизнь в родительском доме была весела и привольна, и из детства своего он вынес одни лишь приятные воспоминания. И первое из них — это присутствие рядом матери, её любовь и тепло. «И теперь ещё помню, как я, любуясь её платьем, чепцом и локонами, висевшими из-под него, целовал её тонкие руки, вязавшие для меня чулки», — вспоминал Пирогов. Своего отца Николай Иванович запомнил как примерного семьянина, заботливого и доброго. Часто, возвращаясь со службы из своего ведомства, Иван Иванович покупал по пути домой подарки детям. Особенно Коля радовался, когда отец приносил ему книги. Вместе с Иваном Ивановичем они читали по вечерам басни Эзопа и многотомное «Детское чтение» Карамзина.
Большое внимание родители уделяли духовному воспитанию детей. «Бога бойтеся, царя чтите», — по этому простому принципу жила семья Пироговых. Каждый день домочадцы вместе молились. Не пропускали ни одной церковной службы в воскресные и праздничные дни. Соблюдали посты. «В Великий пост мяса не получала даже моя любимица, кошка Машка», — шутя, рассказывал Пирогов. С огромной теплотой в своих мемуарах Николай Иванович вспоминал своих сестёр — Анну и Пелагею. Они были намного старше и относились к нему с материнской нежностью и заботой. А благодаря одному из братьев, Амосу, Николай уже в раннем детстве почувствовал своё призвание. Амос страдал ревматизмом. Многочисленные доктора не могли помочь мальчику. Но однажды родители пригласили знаменитого профессора медицины Ефрема Осиповича Мухина. После назначенных им процедур Амос стал поправляться. Все, и особенно маленький Коля, восприняли это как чудо. С тех пор любимым занятием Николая стала игра «в доктора» — Коля был врачом, а пациента приходилось изображать кому-нибудь из домашних.
Николай подрастал, и стремление лечить людей из игры превратилось в потребность. Родители поддержали жизненный выбор сына. После двух лет обучения в пансионе, хотя Коле тогда исполнилось всего 14, он подал прошение о зачислении на медицинский факультет Московского университета. Николай успешно выдержал экзамен. Иван Иванович поехал с сыном в часовню Иверской Божией Матери. Там по их просьбе отслужили благодарственный молебен. Пирогов на всю жизнь запомнил слова, которые сказал ему тогда отец: «Не видимое ли это Божие благословение, Николай, что ты вступаешь в университет?»
Но не успел Коля начать обучение, как семью постигла беда: Иван Ивановича по лживому навету обвинили в служебной растрате. От переживаний он слёг и вскоре скончался. Материальное положение семьи стало крайне тяжёлым. Матери и сёстрам пришлось искать работу. Николай был уверен, что придётся оставить учёбу в университете, ведь за неё нужно было платить. Но Елизавета Ивановна сказала ему: «Пока есть хоть какая-нибудь возможность, ты будешь учиться». Всю жизнь доктор Пирогов был благодарен ей. «Самый священный мой долг — долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. Со смерти отца несколько лет эти три женщины содержали меня своими трудами», — говорил Николай Иванович. Всю свою последующую жизнь он возвращал им этот долг, постоянно заботясь и оберегая. Елизавета Ивановна последние годы провела в доме сына в Санкт-Петербурге. «В 1851 году матушка, соборовавшись, умерла на моих руках», — писал Пирогов.
Николай Иванович заметил однажды, что в семьях, где царят любовь и уважение, вырастают отзывчивые люди, полезные для общества. И эти слова в полной мере можно отнести к его родным и к нему самому.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема