
В 1770-ом году в Белгороде родился Николай Чумичёв. Дата более чем давняя, но память о Николае Ивановиче жива до сих пор. И если где-то заходит разговор о благотворительности, то белгородцы в первую очередь вспоминают именно Чумичёва — Почётного гражданина, купца и общественного деятеля.
Успешного предпринимателя в Белгороде знали все. Знали, что он добр и бескорыстен. Знали, что в любую минуту могут обратиться к нему за помощью. Николай Иванович владел банком, львиная доля прибыли которого шла на помощь нуждающимся. В народе это учреждение редко называли Общественным банком, как значилось в официальных документах, чаще просто «Чумичёвским банком». Каждый год Николай Иванович раздавал крупные суммы беднякам, в праздничные дни — на Рождество и Пасху — неимущие горожане получали от него подарки, он помогал детям-сиротам, материально поддерживал богоугодные заведения.
В 1817-ом году на деньги Николая Ивановича в Белгороде возвели Успенскую церковь — одну из самых красивых в городе. Силуэтом она напоминала великолепный киевский храм Андрея Первозванного. Спустя двадцать лет Чумичёв построил ещё один храм на территории Рождество-Богородицкого женского монастыря: церковь Зачатия Святой Анны появилась там в память о жене благотворителя.
Весь Белгород, да и вообще вся Курская губерния, в состав которой входил тогда Белгород, знали Чумичёва и как жертвователя на церковные колокола. Николай Иванович не скупился на них, колокола по его заказам отливалась огромные и, как говорили современники, «обладали приятным звоном». Один из таких колоколов, стоимостью в 20 000 рублей, Чумичёв подарил курскому Знаменскому монастырю. Отливался этот могучий красавец в Харькове, в Курск его везли на тридцати тройках. Еще один колокол весом в тысячу пудов, благотворитель отослал в белгородский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Николаю Ивановичу было уже 96 лет, когда свой собственный дом и усадьбу он отдал под богадельню для стариков и инвалидов. Приют просуществовал более полувека и всё это время по завещанию благотворителя каждый призреваемый, а их было семьдесят человек, получал ежегодно по 96 рублей. Деньги поступали из средств Общественного банка.
В России с 1832-ого года императорскими указами самым достойным представителям мещанства и духовенства, деятелям культуры и искусства начали присваивать звание Почётного гражданина. Николай Иванович стал первым белгородцем удостоенным этой почести.
Всего один год не дожил Чумичёв до своего столетия. Он умер в 1869-ом. Газета «Курские губернские ведомости» откликнулась на его смерть статьёй, в которой были такие слова: «...почти столетняя жизнь его как человека и гражданина не бесплодно протекла; видимые знаки, свидетельствующие о его добрых делах, пред нашими глазами: учреждение богадельни принадлежит ему, основание здешнего городского банка положено им. Заботливое сердце его никогда не было чуждо и к благолепию храмов Божиих. Поэтому-то мы уронили о нём слезу, ибо видели его добрые дела».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер