
В 1770-ом году в Белгороде родился Николай Чумичёв. Дата более чем давняя, но память о Николае Ивановиче жива до сих пор. И если где-то заходит разговор о благотворительности, то белгородцы в первую очередь вспоминают именно Чумичёва — Почётного гражданина, купца и общественного деятеля.
Успешного предпринимателя в Белгороде знали все. Знали, что он добр и бескорыстен. Знали, что в любую минуту могут обратиться к нему за помощью. Николай Иванович владел банком, львиная доля прибыли которого шла на помощь нуждающимся. В народе это учреждение редко называли Общественным банком, как значилось в официальных документах, чаще просто «Чумичёвским банком». Каждый год Николай Иванович раздавал крупные суммы беднякам, в праздничные дни — на Рождество и Пасху — неимущие горожане получали от него подарки, он помогал детям-сиротам, материально поддерживал богоугодные заведения.
В 1817-ом году на деньги Николая Ивановича в Белгороде возвели Успенскую церковь — одну из самых красивых в городе. Силуэтом она напоминала великолепный киевский храм Андрея Первозванного. Спустя двадцать лет Чумичёв построил ещё один храм на территории Рождество-Богородицкого женского монастыря: церковь Зачатия Святой Анны появилась там в память о жене благотворителя.
Весь Белгород, да и вообще вся Курская губерния, в состав которой входил тогда Белгород, знали Чумичёва и как жертвователя на церковные колокола. Николай Иванович не скупился на них, колокола по его заказам отливалась огромные и, как говорили современники, «обладали приятным звоном». Один из таких колоколов, стоимостью в 20 000 рублей, Чумичёв подарил курскому Знаменскому монастырю. Отливался этот могучий красавец в Харькове, в Курск его везли на тридцати тройках. Еще один колокол весом в тысячу пудов, благотворитель отослал в белгородский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Николаю Ивановичу было уже 96 лет, когда свой собственный дом и усадьбу он отдал под богадельню для стариков и инвалидов. Приют просуществовал более полувека и всё это время по завещанию благотворителя каждый призреваемый, а их было семьдесят человек, получал ежегодно по 96 рублей. Деньги поступали из средств Общественного банка.
В России с 1832-ого года императорскими указами самым достойным представителям мещанства и духовенства, деятелям культуры и искусства начали присваивать звание Почётного гражданина. Николай Иванович стал первым белгородцем удостоенным этой почести.
Всего один год не дожил Чумичёв до своего столетия. Он умер в 1869-ом. Газета «Курские губернские ведомости» откликнулась на его смерть статьёй, в которой были такие слова: «...почти столетняя жизнь его как человека и гражданина не бесплодно протекла; видимые знаки, свидетельствующие о его добрых делах, пред нашими глазами: учреждение богадельни принадлежит ему, основание здешнего городского банка положено им. Заботливое сердце его никогда не было чуждо и к благолепию храмов Божиих. Поэтому-то мы уронили о нём слезу, ибо видели его добрые дела».
Все выпуски программы Имена милосердия
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема