Основоположник отечественной нейрохирургии, военно-полевой врач Николай Нилович Бурденко — автор нескольких сложнейших хирургических методик. Его именем названы Научно-исследовательский институт нейрохирургии и Главный военный клинический госпиталь в Москве, государственный медицинский университет в Воронеже, больницы и улицы по всей России.
Николай Нилович окончил духовное училище и семинарию, затем блестяще сдал экзамены в Петербургскую духовную академию. Но в академию учиться не пошел: в 1897 году Бурденко поступил на медицинский факультет Томского университета. В 1904 году отправился добровольцем на фронт, откуда вернулся с солдатским Георгиевским крестом. Всю жизнь Николай Нилович был готов превозмогать собственную боль, лишь бы облегчить боль своим пациентам. Перенес ранение, контузию, три инсульта, но каждый раз, едва восстановившись, снова спешил к операционному столу.
Как вспоминала о Николае Ниловиче Бурденко его ассистентка Евгения Григорьевна Ландесман?
1915 год. Первая Мировая война. В полевом госпитале оперируют раненого. Операция сложная, длится уже пятый час. Хирург полностью сосредоточен. Его не отвлекают ни звуки выстрелов, ни взрывы. Наконец, наложен последний шов. Доктор покидает операционную и, на ходу, уже в дверях, говорит медицинской сестре: «Щипцы и ватный шарик!» Сестра с удивлением подала доктору всё, что тот попросил. А он вдруг… открыл рот и быстрым, ловким движением сам вырвал у себя зуб! «Всю операцию меня промучил — болел невыносимо», — говорит доктор и как ни в чём ни бывало удаляется. Эта своеобразная сцена – реальная история из жизни выдающегося русского и советского врача, главного хирурга Красной армии, основоположника отечественной нейрохирургии Николая Ниловича Бурденко. Врач от Бога, всю жизнь он был готов превозмогать собственную боль, лишь бы облегчить боль своим пациентам. Перенёс ранение, контузию, три инсульта. И каждый раз, едва восстановившись, снова спешил к операционному столу. «Если сдают физические силы, должна выручать сила нравственная», — говорил Бурденко.
Он едва не стал священником. По настоянию отца, у себя на родине, в Пензе, Николай Нилович окончил духовное училище и семинарию. Потом блестяще сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию. И всё же не был до конца уверен в выбранном пути. Поэтому учиться в духовную академию так и не пошёл. В 1897 году Бурденко поступил на медицинский факультет Томского университета.
Вся его жизнь со студенческой скамьи и до последнего вздоха была посвящена лишь одному: лечить, помогать, облегчать страдания. Четверокурсником он бесстрашно бросился на борьбу с эпидемией тифа, свирепствовавшей тогда в Херсонской губернии. А в январе 1904 года отправился добровольцем на фронт – началась Русско-Японская война. Молодой фельдшер Бурденко не отсиживался в полевом госпитале.
Его постоянно видели на передовой, выносящим раненых прямо из-под пуль. На предостережения коллег отвечал: «Мы должны искать раненых, а не они нас». С войны Бурденко вернулся с солдатским Георгиевским крестом на груди. И горьким чувством, что спас далеко не всех, кого мог бы. «Под Мукденом потеряно 25 тысяч раненых — потому что на всю армию была только тысяча повозок», - писал он. На подобную проблему ещё в 19 веке обратил внимание знаменитый военный доктор Пирогов. Следуя его принципам, Николай Бурденко разработал особую систему транспортировки раненых с поля боя. Легкораненым оказывали медицинскую помощь на месте, а солдат с тяжелыми ранениями экстренно доставляли в полковой медицинский пункт, где производилась сортировка по виду ранения и оказывалась хирургическая помощь. Благодаря этой системе в Великую Отечественную войну под руководством Бурденко медикам удалось вернуть в строй 10 миллионов человек.
Коллега и ассистентка Николая Ниловича, врач Евгения Григорьевна Ландесман, вспоминала, что подчас Бурденко оперировал по 18 часов в сутки. Но и за стенами операционной находил в себе силы заботиться о ближних. Случайно узнав, что Евгения фактически голодает – военные годы были очень тяжёлыми – Бурденко, не принимая возражений, стал делиться с нею своим профессорским пайком. «Он был требовательным и строгим врачом. Но за этой строгостью все мы видели его любовь и сострадание к пациенту и человеку», —- вспоминала Ландесман.
Эти слова подтверждает ещё один любопытный случай. Однажды, после очередной лекции на медицинском факультете Московского университета у Бурденко пропала шуба. Доктор заявил в милицию. Вора быстро разоблачили - им оказался один из студентов. «Как же вы, будущий врач, могли так поступить?» — спросил у молодого человека Бурденко. Виновник раскаялся и признался, что на преступление его толкнула полуголодная студенческая жизнь — стипендия крошечная, а кроме неё средств к существованию нет.
Николай Нилович тут же отозвал своё заявление. И из собственных средств стал помогать студенту, пока тот не выучился и не стал высококлассным специалистом.
«Хирургия — дело всей моей жизни», — так говорил о своём призвании Николай Нилович Бурденко. Сегодня его именем названы несколько сложнейших хирургических методик, которые он лично разработал. Имя Бурденко носит Научно-исследовательский институт нейрохирургии и Главный военный клинический госпиталь в Москве, государственный медицинский университет в Воронеже, больницы и улицы по всей России.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христово Рождество, которое продолжает праздновать наша Церковь, это тот праздник, который наполнен глубоким и крайне важным для нашего спасения богословским содержанием. Церковь доносит до нас богословие Рождества Христова самыми разными способами: через богослужебные песнопения, через уставные чтения святоотеческих назиданий, которые, впрочем, в современной практике как правило не совершаются, и, конечно же, через Священное Писание. Богословскому раскрытию смысла Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа посвящён и отрывок из 2-й главы Послания святого апостола к Евреям. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Несмотря на то, что Христос не был упомянут в только что прозвучавшем отрывке по имени, весь этот отрывок говорит о Нём, ведь именно Сошедший с Небес Христос назвал нас братьями и детьми, именно Он воспринял нашу плоть, и именно Он Своей смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
В эти зимние дни мы празднуем Христово Рождество, праздник, который больше, чем какое-либо иное церковное торжество, ориентирован на детей, и это понятно, ведь мы вспоминаем тот момент евангельской истории, который повествует о Младенце Христе, а потому и сами народные традиции празднования Христова Рождества ориентированы на детей, ну а история Пришествия в мир Спасителя совершенно изумительно может быть воспринята даже едва научившимися говорить младенцам. Однако оказывается, что своим богослужением Церковь призывает нас не столько умиляться Богомладенцу Христу, сколько думать о конечном смысле Его Пришествия. Многим кажется, что Он пришёл лишь для того, чтобы показать пример нравственно безупречной жизни, а также рассказать, как люди должны себя вести в отношениях с Богом и друг другом. Это довольно удобная позиция, ведь она позволяет видеть во Христе всего лишь очередного учителя нравственности, коих история человечества знает чрезвычайно много, и если Христос — лишь учитель, равный всем прочим, то и Евангелие не имеет никаких принципиальных отличий от любых других назидательных книг.
Церковь же настаивает: Христос не только и не столько Учитель, Он — Бог, Который стал Человеком не ради учительства, а ради того, чтобы собственной «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола», и вместе с этим освободить нас от порабощения диаволом, или, как это сказано в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям, «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». Эти слова напоминают нам хорошо известную древним христианам истину: страх смерти приводит к рабству греху, и, следовательно, к рабству врагу рода человеческого. Христос Своими Смертью и Воскресением уничтожил смерть, а это означает, что можно больше не бояться, быть свободными и исполнять волю Божию чего бы нам это не стоило. Собственно, именно так поступали апостолы, христианские мученики, и все прославленные Церковью святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы помощь детям с инвалидностью стала более эффективной
Елизавета Павленко — педагог-психолог из города Ростова. Она работает в центре, который организует социальную и двигательную реабилитацию для детей и взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
С этим центром Лиза познакомилась более 10 лет назад, когда была ещё студенткой. Она пришла сюда в качестве волонтёра. Девушка играла, занималась с особенным детьми и у неё получалось находить к ним подход. Однажды Елизавета поняла, что хочет поддерживать их профессионально. Поэтому после окончания медицинского университета устроилась в центр педагогом-психологом. Уже 7 лет она занимается социальной адаптацией детей с нарушениями в развитии.
Параллельно Елизавета организовала проект «Тренировочная квартира», чтобы учить взрослеющих ребят самостоятельности. «Они не умеют ориентироваться в повседневной жизни, и я не смогла оставить их без поддержки», — говорит специалист.
Елизавета много трудится и успехи подопечных вдохновляют продолжать своё дело. Однако девушка остро чувствует, что ей не хватает профессиональных навыков для определения индивидуальных потребностей и возможностей пациентов. А без этого сложно строить эффективную реабилитацию.
Таким навыкам специалистов обучает Фонд «Игра», который много лет развивает в России систему качественной помощи детям с инвалидностью. Его команда старается сделать так, чтобы в каждом регионе нашей страны появлялись компетентные врачи, способные проводить эффективную реабилитацию для маленьких и юных пациентов.
Вы можете помочь Елизавете и ещё 25 специалистам из разных уголков страны пройти обучение и получить компетенции, которые позволят им улучшить жизнь ребят с тяжёлой инвалидностью. Для этого переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Рождественских песнопений». Священник Александр и Варвара Волковы
У нас в студии были настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков и его супруга, регент, руководитель хора «Артос» Варвара Волкова.
Разговор шел о духовных смыслах Рождественских богослужений и церковных песнопений, посвященных Рождеству Христову.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер