«Неделя сыропустная: воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Особенности богослужений первой седмицы Великого поста». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя сыропустная: воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Особенности богослужений первой седмицы Великого поста». Прот. Федор Бородин

* Поделиться

о. Фёдор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое вспоминается изгнание Адама из Рая, о Прощёном воскресении и об особенностях богослужений первой седмицы Великого поста. Мы говорили об обретении мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского, а также о памяти святых великомученика Феодора Тирона и 40 мучеников Севастийских.

Ведущая: Марина Борисова


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Протоиерей Федор Бородин:

— Добрый вечер. Здравствуйте.

Марина Борисова:

— И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас завтра, в неделю Сыропустную, в воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье и на наступающей первой седмице Великого поста. Все названия я перечислила. Мы знаем, что Прощеное воскресенье, Чин прощения. Но что, собственно говоря, скрывает под собой формула — заговенье на Великий пост? Ведь это же не просто кнопка какая-то, которую нажимают, и вот начался Великий пост. Это, наверное, некий процесс, который должен внутри каждого из нас произойти.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, и у этого процесса есть несколько измерений. Первое из них — это то, что мы должны понять, что изгнание Адама из рая, как называется эта неделя «Воспоминание изгнания Адама из рая», это вообще про каждого из нас. Что каждый из нас этот Адам, и каждый из нас не в том состоянии, в котором должен быть. Что мы находимся не в естественном, как Исаак Сирин говорит, для человека состоянии, а «в ниже естественном». Что наша родина, наша надежда, наша цель и наша жизнь — вернуться туда, в Царство Божие. Для этого мы должны понять, что мы вне него. Отсюда и рождается покаяние, которое восстанавливает падшего и возвращает разум ничего не понимающему, ничего не видящему, и служит отправной точкой преображения человека. Вспомнить о том, где ты должен быть, задать себе тот вопрос, который в книге Бытия Господь задает после грехопадения Адама: «Адам, где ты?» В каком ты состоянии, куда ты ушел, где та дальняя земля, куда ты заблудился своими путями, та страна далече из притчи о блудном сыне, и понять, что нам пора возвращаться.

Марина Борисова:

— Давайте теперь по нашей традиции обратимся к тем отрывкам из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из послания апостола Павла к римлянам, из 13-й главы, стих 11-й, и закончится этот отрывок к 14-й главе 4-м стихом. Начинается этот отрывок со слов: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам ото сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Возникает справедливый вопрос: как это может быть. Казалось бы, когда мы уверовали, вот собственно, руку протяни и Господь тут, рядом с тобой.

Протоиерей Федор Бородин:

— Это был аванс, это была Божья милость. Есть такой образ прекрасный одного современного проповедника. Он говорит, что папа дает ребенку конфетку или булочку вкусную, она ему так нравится, что он хочет еще, а папа говорит: а вон булочная там. И показывает ему далеко-далеко, какой-то страшный колючий лес надо пройти, и человек идет, потому что он помнит этот вкус. Для того чтобы человек знал, куда идти, ему дается некоторое предвкушение Царства Небесного в неповторимом прекрасном времени неофитства. То, что человек ближе к спасению, конечно, человек не видит, от него это скрыто, потому что мы не в состоянии видеть наши успехи, мы ими возгордимся, они станут нам источником соблазна и преткновения. Поэтому как в Евангелии от Марка Христос говорит о том, что Царство Божие похоже на зерно, которое падает в землю, оно пускает корешочек, росточек, поднимается, а человек просыпается, ложится, выходит на свой труд и не чует этого. Вот от нас это скрыто. Но все-таки мы очень надеемся, что долгие годы, проведенные в церкви, сделали нас более опытными и все-таки сделали нас ближе к Царству Небесному. По крайней мере, на это указывает апостол Павел.

Марина Борисова:

— Дальше он говорит: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». Но вот уже в 14-й главе следуют слова, которые, мне кажется, требуют особенного акцента: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Мне кажется, более актуального совета трудно себе представить.

Протоиерей Федор Бородин:

— Мы опять апостолом возвращаемся к тому, что критерием всего нашего подвижничества является ближний, опять, как и прошлую неделю. Колеблется человек в вере в результате нашего поведения или нет, станет ли он ближе ко спасению? И тогда надо промолчать, надо простить. Есть какие-то, может быть, сложные христианские смыслы, которые нельзя говорить новопосвященному человеку. Он немощен еще в вере. И апостол Павел говорит в одном из своих посланий, что есть люди, которым надо давать молоко, потому что им нельзя пока давать твердую пищу. Если человек немощный в вере, то с ним надо говорить просто. Дорастет, узнает побольше.

Марина Борисова:

— И по поводу дальнейшего отношения к ближним, в особенности тоже актуально постом, апостол говорит: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». Мне кажется, что мы все время забываем, что он не только наш ближний, но и раб Божий. Третьего участника процесса мы все время упускаем из виду. Нам все время кажется, что если мы не объясним, человек не поймет, не имея в виду, что Господь вообще-то может и Сам его вразумить без нашей посторонней помощи.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. Известно, что священник, поворачиваясь к людям после чтения двух больших молитв на совершении таинства исповеди, говорит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Владыка Антоний Сурожский говорил: священник, ты для себя эти слова тоже скажи, чтобы тоже об этом не забывал. Действительно, мы забываем, мы забываем, что Бог действует своим Промыслом, что Он любит этого человека больше, чем мы его любим, даже если это наш сын, дочь, муж, жена. Что Он присутствует в судьбе этого человека, Он о нем заботится и печется. Мы это забываем. Но опять удивительно как? Опять ближний — это критерий, потому что все, что мы хотим проверить в себе, проверяется на нем. Работает или не работает все, чего мы, якобы, достигли в духовной жизни.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея из 6-й главы, стихи с 14-го по 21-й, где речь идет о прощении, где евангелист говорит, передавая слова Спасителя: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры... Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Почему, казалось бы, такие простые вещи, которые мы знаем? Ну, знаем же? Трудно найти человека, который ходит в церковь, который исповедует Христа, и не знал бы этих слов и не знал бы, что они верны. Почему они все время ускользают из нашего внимания. Казалось бы, так просто?

Протоиерей Федор Бородин:

— Потому что это труд, который совершать очень тяжело. И потому что мы настолько зациклены на себе и мы настолько в центре земли, и мы такой, как сейчас говорят, «воспаленный пуп земли», что ближние нам все время что-то должны, они в чем-то неправы. Мы даже когда приходим к Прощенному воскресенью, мы в полной уверенности, что сейчас мы дадим Богу что-то в долг, что мы сейчас совершим такой поступок, который мы, в общем-то, не должны были бы совершать. Но раз уж Христос просит, мы простим. А на самом деле прощение — это исцеление от беды, от греха, от боли и от ада. Помимо этого, прощение, причем, прощение того, кто перед тобой реально виноват, может быть, самое близкое из того богоподобия, что есть в человеке. Потому что только Бог может сделать грех, «яко не бывший», прощая его человеку, а нам дано в этом участвовать Понимаете? Нам дано тоже назвать грех, «яко не бывший». Нам дано поучаствовать в творении нового Неба и новой земли, где нет греха. Мы можем так, нам дано это право. Интересно, что когда в Евангелии от Иоанна описывается, как Господь прощал женщину, взятую в прелюбодеянии, Он связал ее прощение с тем, что нет никого, кто ее осуждает: они ушли, и Я тебя не осуждаю. Вот это удивительно совершенно. Конечно, прощает Господь. Если попытаться это сформулировать по-детски, как я когда-то для себя сформулировал, потому что моя вера сознательно началась именно с чтения этого отрывка, что мы помогаем Богу простить. Ему легче простить человека, если его прощают другие люди. «Легче» здесь, конечно, не подходит, сейчас я уже взрослый, но, видимо, это привлекает милость Божию на этого человека, если мы сами готовы повернуться к нему милостью. Но ведь это великая милость Божия к нам, что нам дано в этом участвовать. Это день, когда мы тоже творцы нового мира, маленького кусочка, крошечного, отношения между мной и этим человеком могут исцелиться. Это я получаю благодать, это я, дарованный присутствием Божиим человек, когда я его прощаю. Это не я кому-то что-то даю, я получаю в это время. Поэтому Прощеное воскресенье — это огромная радость. А еще Прощеное воскресенье — это опыт того, как раньше христианское сообщество преодолевало последствия греха. Потому что грех разрушает отношения между людьми, а тут все люди знали, они живут в одном селе, у них есть один храм в этом селе, и окрестные деревни туда придут в этот день вечером в воскресенье на эту вечерню. И они, какая-нибудь Маня знала, что живет через три дома Агафья, с которой они люто поссорились, и никогда бы они с ней не помирились, но придется идти в это воскресенье и придется с ней встретиться. А и Маня и Агафья сначала очень долго не хотят, а пост все приближается и приближается, но они понимают, что нельзя это сделать формально. Нельзя. Потому что тогда пост просто для тебя не начнется. Не случайно же Прощеное воскресенье, ты сначала примирись, а потом уже постись. И если ты этого не сделал, то все остальное бесполезно. Поэтому придется примириться с Агафьей, никуда ты не денешься. И начинается труд. Все село, все со всеми примирялись, выстраивались в храме этой огромной улиткой и каждый подходил к каждому. Я с этим впервые столкнулся, когда поступил в семинарию, и все, начиная с ректора, администрация, преподаватели, студенты академии и семинарии, человек шестьсот, каждый подходил к каждому. Это длилось очень долго, к концу уже страшно болела правая щека, потому что те учащиеся, кто побрился с утра, к вечеру обросли щетиной, и как будто тебе прошлись по ней наждаком к шестисотому человеку. Но ощущение освобождения, особенно после моей двухгодичной службы в армии, а я служил в ВДВ, и у нас там была лютая дедовщина, совершенно страшные отношения. На контрасте, когда такие же точно парни друг у друга просят искренне прощения. Кто-то плачет, кто-то делает формально, может быть, но большинство аж светятся. Для меня это было совершенно поразительное открытие, что, оказывается, так можно. А когда-то у нас вся страна так жила, кода-то все христиане целой страны каждый просил прощения у каждого. И не так, мы приезжаем в храм, мы там просим формально, потому что мы там, собственно, ни с кем не живем. Самые главные, кто должны с нами примириться, нас ждут дома, вот у них придется просить прощения. Это, в общем-то, не очень к чему-то обязывает, просто сам чин прекрасный. Хотя каждый перед каждым виноват все равно, как Федор Михайлович говорил, и в храме тоже, в общине. Но когда это была деревня или приписанный храм, где все, действительно, соседи, вот тогда это понуждало человека к колоссальной внутренней работе.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Вот долгожданный день настал, чистый понедельник, начинается Великий пост. Почему чистый и с чего начинается?

Протоиерей Федор Бородин:

— Начинается с огромного богослужения. Надо сказать, что до революции очень многие предприятия, какие-то конторы государственные закрывались для работы на первой и, безусловно, последней седмице Великого поста. На Великий пост вообще закрывались увеселительные заведения, театры, все остальное. Всех служащих отпускали, чтобы они смогли свою душу очистить. Начинается очищение души. Поэтому чистый, свободный от всего остального понедельник, посвященный Господу. У нас осталось традицией, я помню, что мне родители не церковные маленькому объясняли, что в этот день надо навести порядок полный в доме. Но, конечно, речь идет прежде всего о чистоте души. О том напряжении, о том подвиге, который начинается. Помимо утреннего богослужения, совершается первое великое повечерье, которое будет совершаться в понедельник, вторник, среду, четверг, с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Марина Борисова:

— Из чего состоит это богослужение? И, мне кажется, самое время поговорить о самом каноне, о его значении, почему он только Великим постом читается в храме? Почему на первой неделе он разбит на четыре части? Почему на пятой неделе он читается целиком? Значение Великого канона преподобного Андрея Критского.

Протоиерей Федор Бородин:

— Великий канон — это шедевр литургического духовного творчества и это попытка вернуть нас в библейское покаянное пространство. Взгляд современного человека значительно дальше, чем взгляд Андрея Критского, жившего в 8-м веке, но тем не менее и тогда, а сейчас тем более, возвращение в видение Бога человека и своего места в мире, именно в библейскую парадигму, чрезвычайно важно. Что такое покаяние, что произошло с Адамом, каков я сейчас, с чем мне надо бороться, кому я должен подражать, от какого примера я должен, такое прекрасное слово из канона, «отгребаться»? То есть как на лодке, побыстрее-побыстрее от какого-то водоворота. Вот это все содержится в каноне. Конечно, для того, чтобы это понимать, надо читать Священное Писание, не только Новый Завет — Ветхий Завет. Поэтому канон неизбежно призывает к чтению всех нас и это очень хорошо. Мы знаем, что Великим постом читается книга пророка Исайи, книга Иова, книга притч. Хорошо бы нам эти книги на русском языке перечитать, потому что мы большинство богослужений, на которых они читаются, не посещаем, это в рабочие дни совершается. Но канон имеет колоссальное действие на душу человека. Приведу такой пример по-славянски. «Делаше на хребте моем все начальницы страстей продолжающе на мя беззаконие их». Сложный текст для восприятия. Но вот человек, он повержен на землю, он разбит, он лежит лицом вниз, как поверженный воин. Он даже не видит, когда его сейчас ударят копьем, чтобы добить, а на его спине творят свои беззакония демоны, потому что они полностью одержимы страстями, но у них нет тела и у них нет человеческой души, чтобы действовать в этом мире. Но они меня заражают этим и я продолжаю то движение, которое начинается в их падшем духе, совершать уже сам. Понимаете, какой страшный и в то же время точный образ. Мы говорим, человек одержимый какой-то страстью, человек одержимый страстью винопития, он увидел открытую бутылку на столе, и он не может пройти мимо. И человека можно дергать, демоны продолжают свою страсть на этого человека, они управляют им, он полностью, как марионетка за эти ниточки управляем. И таких слов в каноне, такой мудрости очень много.

Марина Борисова:

— Помимо мудрости, что само по себе прекрасно... Я не знаю, как кто, у меня всегда начинается первый понедельник Великого поста с того, что я беру текст параллельный на церковно-славянском и на русском, перечитываю. Хотя когда читаешь несколько десятилетий каждый год, вроде уже и наизусть знаешь, все равно каждый раз находишь там что-то для себя, что ты упустил из внимания прошлый раз. Но мне как-то очень запала в душу история, которую вспоминают о будущем патриархе Сергии, тогда еще митрополите Сергии (Страгородском), когда он, увлекшись новыми веяниями, попытался ввести в храме, где он служил, практику чтения канона Андрея Критского на русском языке. И дальше описывается ситуация. Он отслужил службу, прочитал весь канон, а люди не расходятся. Служба закончилась. Тогда он поинтересовался, что собственно они ждут? Они отвечают: а канон-то когда будет? Я считаю, что нам Господь послал удивительный подарок — гениального переводчика гениального текста. Сам по себе славянский перевод канона действует даже помимо разума. Его поэзия настолько глубока и настолько проникновенна, что я знаю, один знакомый священник рассказывал, что у него в течение длительного времени были беседы с человеком, который никак не мог прийти к Богу. Что-то ему все время мешало. Когда он пришел на чтение канона в первый вечер, он разрыдался, он ничего не понял, он не знал церковно-славянского языка, из всего содержания Великого канона он мало что уловил. Но его, что называется, пробил сам поэтический язык, то есть он коснулся каких-то таких струн, которые вне интеллекта, вне разума, вне рефлексии. Действие Великого канона еще в значительной мере зависит от того, кто его читает. Мне в жизни повезло слышать два удивительных чтения. Одно чтение владыки Питирима (Нечаева). К сожалению, в интернете можно найти только чтение понедельника, не сохранились записи всех четырех дней. Но даже по чтению одного первого дня можно представить себе, какое оглушительное впечатление это производило, когда ты в храме это слышал. Второе это мне посчастливилось попасть в лавре на совершенно неожиданный приезд туда патриарха Пимена, который в последний, пожалуй, год перед своей тяжелой болезнью приехал, потому что ему очень хотелось в четверг прочитать самому без помощи клира весь текст четвергового чтения. И я попала на эту службу, она совершенно уникальная. Насколько все взаимосвязано в чтении канона? Почему мало просто его прочесть и узнать, о чем он? Почему нужно стоять в храме, почему нужно его слышать, почему нужно этим проникнуться?

Протоиерей Федор Бородин:

— Он читается внутри великого повечерия, которое само по себе имеет колоссальное влияние на человека за счет тех псалмов и тех молитв, которые там читаются. Оно помогает человеку настроиться на восприятие истин, которые открываются в каноне. Я вспоминаю слова некоторых людей, что святейший Пимен покойный, Царствие ему Небесное, действительно очень любил читать канон, запись есть в интернете. Но он еще пел на первой Преждеосвященных, в среду на первой седмице, выходил, вставал на колени среди архиерейского амвона и пел «Да исправится молитва моя». Для него все это было очень важно. Это был человек, который всегда возвращался к своему просто монашеству. В этом он был великий человек, святейший Пимен. А то, как действует канон, я могу вам привести удивительный пример. Человек, который был крещен в детстве, эмигрировал из нашей страны примерно 15 лет назад, считал себя буддистом и дошел до какой-то очень кризисной точки в жизни и в материальном плане и в духовном. Остался один на шестом десятке, и как-то все было так плохо, что он обратился к своему другу, который пролетал через ту страну и там день с ним вместе провели. А друг сказал, я даже почитать тебе ничего не могу, у меня с собой ничего нет, есть только вот это. Это была вторая седмица Великого поста, дал ему книжечку с церковно-славянским текстом и шрифтом Великого канона, говорит: почитай, и тебе Господь откроется. Тот взял, говорит: я ничего не понимаю. — Почитай. К Страстной седмице он уже считал себя православным христианином и приготовился к первой исповеди и причастию в своей жизни. Канон оказал на него, это абсолютно современный человек, бизнесмен, такое действие. Да, помимо того, что он открывает мудрость, как человек пал, он открывает радость о том, как человек спасается во Христе. И этот дух, дух сам проникает в человека, который открыт этому обучению, который пришел в храм и говорит: Господи, научи меня через этот канон, я снова хочу вернуться к благодати прощения, к покаянию, к обретению встречи с Тобой. Знаете, как у преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Покаяние — это трепет души пред вратами рая». То есть это даже не условие, что ты туда попадешь, а если покаяние совершается, то ты уже перед ними. Ты пока жив, тебе пока внутрь нельзя, но ты уже пришел. Когда человек искренне кается, входит в этот дух покаянный, он попадает и чувствует, что рай близко. Поэтому этот канон в этом помогает очень.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. На первой неделе, помимо служб великопостных, у нас есть еще и календарная память. Мы будем вспоминать 22 марта Сорок мучеников Севастийских. Будем по традиции печь жаворонков. Я не думаю, что кто-нибудь из наших радиослушателей не знает историю Сорока мучеников, которые предпочли погибнуть, замерзнув в озере. Сорок военных, легионеров, которые были воспитаны в Римской армии, где за любое непослушание приказу вплоть до смертной казни грозило им. Предпочтя смерть за Христа, они остались замерзать в этом озере, хотя на берегу была построена баня, чтобы желающие могли из этого озера сохранить себе жизнь ценой отречения. Только один такой желающий нашелся, но место его тут же занял другой человек. Эта история настолько в веках популярна, настолько много о ней написано, настолько много икон ей посвящено. Я думаю, наши радиослушатели, хорошо ее зная, вспомнят очень добрую традицию с этими жаворонками. У меня, правда, никогда не получалось испечь их похожими на птичку, почему-то были похожи на дракончиков у меня, но зато я всегда приносила их на работу, все с удовольствием ими лакомились. А уж если есть дети в семье, я думаю, что это не нарушит великопостное настроение первой недели.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. Потому что память их важна, в этом году память их приходится на пятницу, переносится на субботу. Когда она выпадает на обычный день, то служится обязательно литургия преждеосвященных Даров. Я бы посоветовал нашим радиослушателям найти слова святителя Григория Нисского на память Сорока мучеников, такие большие, пространные проповеди. Два брата Василия Великого, святитель Григорий Нисский и святитель Петр Севастийский имели к этому дню отношение. Петр и был в Севастии, это его епархия, и, скорей всего, именно он брал тела убитых мучеников и, скорей всего, это он руководил. Там было несколько епископов с именем Петр, но, возможно. А святитель Григорий Нисский из Нисс приезжал к своему брату, когда была память этих святых, и говорил слово, как известный витий и проповедник. И вот два или три этих слова остались в памятниках, они есть, можно набрать в сети и их прочитать в этот день, чтобы погрузиться в то, как церковь в изумлении о подвиге, который несколько лет назад совершился здесь, на этом озере, как это понималось и как это освещалось фактически современниками.

Марина Борисова:

— А еще у нас 18 марта память обретения мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского, Луки (Войно-Ясенецкого). Мы несколько раз в году вспоминаем этого святителя и, на мой вкус, сколько ни вспоминай, все мало. Личность настолько яркая, настолько удивительная, прожившая такую жизнь, в которой чего только не намешано. И начало, когда человек мечтает стать художником, но совершенно сознательно идет на медицинский факультет. Очень хорошо учится, блестяще его оканчивает и, вместо того, чтобы дальше писать диссертацию и становиться ученым-медиком, совершенно сознательно идет в земские врачи, объясняя недоумевающим близким, что именно для того он и пошел на медицинский факультет. Что такое земский врач в те времена, можно почитать Михаила Булгакова, его ранние записки, как раз описывающие всю прелесть существования земского врача в тех условиях в дореволюционной России.

Протоиерей Федор Бородин:

— Это же ведь мотив поступка всех, кого мы почитаем как врачей-бессребреников. Все врачи-бессребреники, которые есть у нас в соборе, осваивали врачебное искусство специально с этой целью, чтобы жизнь свою посвятить помощи ближним. И поэтому это решение святителя Луки сюда совершенно списывается, поэтому он в этом соборе совершенно естественно, несмотря на то, что существенную часть своей жизни он получал деньги, жалованье получал, но мотив был тот же. И когда он оперировал, возвращал зрение тем, кто не мог дать ни одной копейки, он показывал, что для него несущественная часть его служения заработок, что это все второстепенно. Он принимал огромное количество нищих людей, которые ничем не могли заплатить.

Марина Борисова:

— А потом была русско-японская война, где он познакомился со своей будущей женой. Потом была семейная жизнь, врачебная практика, рождение четверых детей. И не было у него никаких мыслей, что он когда-нибудь станет священником. А случилось это после того, как в 19-м году его жена умерла от туберкулеза.

Протоиерей Федор Бородин:

— От туберкулеза, да.

Марина Борисова:

— И дальше все было как в кино, когда быстро-быстро меняются кадры. Практически от момента, когда он принял для себя решение уйти в церковь служить, два года священства. Собственно через четыре года хиротония епископская. Такой был лютый голод, это время, когда священников просто как косой косила советская власть, кого в тюрьму, кого в ссылку, кого к стенке. Конечно, человек с таким жизненным опытом, с таким образованием, тем более врач. Ну, а дальше просто хождение по мукам, одиннадцать лет ссылок и тюремных заключений. Чего там только не было. Одна ссылка за полярный круг чего стоит. И человек, который прошел все круги ада, не оставляя по возможности врачебной практики, даже на этапах умудряясь без инструментов, без ничего, буквально какими-то подручными средствами помогать тем, кто в этом нуждался. Он, когда начинается Великая Отечественная война, пишет прошение с просьбой прервать его ссылку, он даже не претендует на то, чтобы эти годы не шли в зачет заключения. Он просит прервать ссылку и перевести его временно хирургом в госпиталь. Собственно так началась его военная эпопея. Он очень много к тому времени успел исследований провести в местной анестезии, это началось еще после русско-японской войны.

Протоиерей Федор Бородин:

— У него работа даже по этому докторская.

Марина Борисова:

— Да. И за эту работу он после войны получил Сталинскую премию, которую отдал в помощь детям, лишившимся родителей во время войны.

Протоиерей Федор Бородин:

— Потому что бессребреник, как раз, да.

Марина Борисова:

— Собственно, всю жизнь сочетание того, что, казалось бы, невозможно сочетать. Он демонстративно в те времена, несмотря на все свои тюремные заключения и ссылки, ходил в подряснике с крестом, приходил в таком облачении в госпиталь, где он служил врачом, молился перед операцией, благословлял больных. Все попытки его укротить в этом не увенчались успехом, до такой степени, что однажды его заставили убрать икону из операционной, он убрал и сам ушел. А в этот момент заболела жена какого-то высокопоставленного начальника, его спешно вернули вместе с иконой.

Протоиерей Федор Бородин:

— Потому что она сказала, что будет оперироваться только у него. Да.

Марина Борисова:

— В результате человек, который столько лет дарил зрение больным трахомой, под конец жизни сам ослеп. И вообще его епископское служение в Крыму... Это потом в сознании советского человека Крым стал лечебницей и здравницей, а это Крым после войны. Это Крым, который война так перепахала.

Протоиерей Федор Бородин:

— Истерзала просто его война.

Марина Борисова:

— Там у людей живого места не осталось. Там же в Крыму исторически было много этносов, которые жили там буквально чуть ли не со времен античности. И многие из них просто попали под уничтожение расового оздоровления фашистского. В этот Крым попадает человек, у которого тоже живого места уже не осталось от той жизни, которую он прожил.

Протоиерей Федор Бородин:

— От пыток, которые он перенес, от побоев, от избиений.

Марина Борисова:

— За несколько лет он становится настолько своим и родным для этих людей, что когда он скончался, и, естественно, советское местное руководство попыталось смикшировать его похороны, ничего из этого не получилось. Огромное количество людей просто перегораживало проезжую часть, получилось огромное шествие людей, которые провожали самого дорогого, самого любимого для них человека.

Протоиерей Федор Бородин:

— По-моему, его хоронили прямо в день смерти и отпевания, чтобы побыстрее и чтобы не стекался народ. Продумали маршрут по окраине города, должны были быстро перевезти на автобусах, но люди все это не дали, и это превратилось в праздник, в победу верующих людей, исполнение слов псалмопевца: «Честна пред Господом смерть преподобных Его».

Марина Борисова:

— Поэтому мне кажется, что святителя Луку, сколько ни вспоминай, все мало. В своей автобиографической книжке он написал удивительные слова: «Я полюбил страдание». Мне кажется, это очень важный урок как раз в начале Великого поста.

Протоиерей Федор Бородин:

— Это такой уровень святости уже. Святость и праведность, если человек уже принимает и смиряется со страданием и принимает их, как от Господа, как пророк Иеремия в своей книге говорит: но я говорю, подлинно это моя скорбь, и я буду нести ее. А чтобы благодарить, а потом еще и полюбить, как Божие присутствие в твоей жизни, это уже что-то для нас не то что недостижимое — непредставимое.

Марина Борисова:

— Хорошо, что такие люди были, что от них остались и воспоминания о них и их собственные...

Протоиерей Федор Бородин:

— Письма, очень много писем осталось, да.

Марина Борисова:

— Письма. И есть, у кого если не поучиться, то взять как камертон или свет в конце туннеля, на которой можно ориентироваться, бредя по туннелю своей жизни. Что все-таки это реально, это существовало, это не только предание, это историческое свидетельство. Это на расстоянии вытянутой руки от нас, собственно говоря.

Протоиерей Федор Бородин:

— 61-й год он умер, совсем не так давно. Действительно по тому, сколько осталось о нем, мы можем понимать, что все это было в церкви и о других святителях и о преподобных, и о других святых. Просто тогда не было возможности хранить столько материала, поэтому для нас остались краткие жития и, может быть, несколько случаев. А вот было, в церкви все это хранилось очень долго.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Заканчивается первая неделя Великого поста памятью великомученика Федора Тирона, который когда-то... Торжество Православия — это первое воскресенье Великого поста, и мы его празднуем в честь победы над иконоборчеством. До того, как совершилась победа над иконоборчеством, Торжеством Православия считалась именно память Федора Тирона, потому что он умудрился уже за гранью земной жизни помочь христианам не впасть в искушение, которое приготовил для них хитроумный император Юлиан Отступник, велевший просто на базаре идоложертвенной кровью кропить всю пищу, уповая на то, что есть захотят, так или иначе осквернятся. Так вот, чтобы этого не произошло, уже умерший Федор Тирон явился во сне предстоятелю Церкви и объяснил, что нужно просто разварить пшеничные зерна, которые в то время были в каждом доме, потому что главная пища была хлеб, и его нужно было из чего-то печь, и сдобрить эти разваренные зерна медом. Вот собственно, фабула того, что мы вспоминаем в день памяти великомученика Федора Тирона. Такой, казалось бы, исторический факт, почему он важен до такой степени, что церковь не только вспоминает его каждый год в конце первой недели Великого поста, но еще и традиционно освящает коливо и раздает его верующим? Зачем сейчас-то?

Протоиерей Федор Бородин:

— Потому что это напоминание об огромном утешении. О том, что Небесная Церковь участвует в нашей жизни и печется о нас, о том, что Церковь неразрывна. Есть та ее часть, которая уже победила, а есть Церковь, которую традиционно называют воинствующая, то есть мы. Мы, которые еще ведем войну за наше спасение под предводительством нашего подвигоположника Иисуса Христа. Те, кто достиг победы, о нас пекутся, заботятся, оберегают нас, и это очень радостно.

Марина Борисова:

— Отец Федор, начался Великий пост. Перед глазами сонм примеров подвижников, монахов, аскетов, аскетическая литература, которую мы стараемся по мере сил, если не читать, то хотя бы в нее заглядывать Великим постом. Что, собственно говоря, означает Великий пост для нас, мирян 21-го века?

Протоиерей Федор Бородин:

— Время поста — это время освобождения. Я бы хотел небольшой отрывок из послания галатам из 5-й главы апостола Павла прочитать. Он говорит: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». О каком рабстве, о какой свободе говорится? «К свободе призваны вы братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». Угождение плоти или как в воскресенье, завтра, мы услышим: «Попечение о плоти не превращайте в похоти», то есть, чтобы это попечение не стало для нас диктатурой, это освобождение нам предлагается постом. Почему у нас нет этой свободы? «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Вот это удивительно. Апостол Павел говорит нам, что в нас, в каждом из нас, в каждом раздробленном падшем Адаме, нарушена иерархия, когда дух владеет душевным и телесным. И очень часто наш дух в плену у плоти, потому что они хотят разного. Образно говоря, плоть хочет сытно наесться, сесть на диван, взять в руки пульт, а дух хочет пойти и помолиться. То, что на самом деле мое сердце хочет — пойти и помолиться — мы не делаем из-за того, что слишком много власти у плоти. Мы не делаем то, что хотим. А когда мы плоть свою смиряем, когда мы ее ставим на место — не то, что мы ее не любим или она является чем-то проклятым, как манихеи утверждали, нет, конечно, не так — но когда все становится на свои места, мы обретаем свободу делать то, что хочет наш дух. А дух наш хочет к Господу. И поэтому для того, чтобы взлететь на крыльях молитвы, как святые отцы говорят, мы должны взмахнуть двумя крылами. Как раз одно крыло это молитва, а второе это пост. Тогда мы освобождаемся. Поэтому воздержание от главенства своего плотского человека, необходимо любому человеку: монаху, мирянину, священнику, любому человеку — в разной мере, в свою степень и в своей форме — это да, но все-таки необходимо. К концу поста, победив в этой борьбе хоть немножко, мы уже свободными чадами должны встретить Светлое Христово Воскресенье.

Марина Борисова:

— Среди нас, в особенности в последние десятилетия, очень много стало людей, которые страдают всевозможными заболеваниями. Не обязательно пожилых людей, это само собой, возрастные болезни, но есть много молодых людей, которые больны с детства, которые когда начинают перечислять свои хронические заболевания — это, как говорится, посильнее, чем «Фауст» Гёте. Есть желание провести пост так, чтобы получить пользу от него духовную. Но что делать с телом, до какой степени применима аскетическая практика, о которой мы читаем в самой разной духовной литературе, тем людям, которые вынуждены думать о своей плоти больше, чем хотелось бы?

Протоиерей Федор Бородин:

— Этот вопрос был очень сложен в 90-е годы, потому что как большинство мирян были неофитами, так большинство священников были молодыми. А сейчас это не так, священники постарели в большом количестве и тоже стали немощными. И теперь такого как раньше, язва желудка — не язва желудка, а ты постись все равно, такого уже практически не услышишь. Поэтому надо пойти посоветоваться к духовнику, описать ситуацию и вспомнить, что есть такие великие подвижники, наставники огромного количества монастырей, духовные отцы, знаменитый авва Дорофей, Варсонофий, Иоанн. У них есть книга «Вопросыответы» в одно слово, очень интересно называется. И там есть утверждение, что полный пост только для полностью здорового человека. То есть должна быть мера своя, потому что очень часто по гордости, по дерзости мы берем на себя то, что не можем понести. Это бывает хуже, потом человек срывается и не несет ничего. Надо избрать ту меру. Всегда есть возможность, как в Троице-Сергеевой лавре: первая седмица, Крестопоклонная и последняя — по крайней мере, когда я учился, так было — без растительного масла, а остальные смягчение. При этом в самой академии и семинарии, кроме этих недель, на стол подавали рыбу, по благословению святейшего Алексея I. Две трети студентов эту рыбу оставляли на тарелках, это было их решение. Здесь должно быть благословение священноначалия мудрое. В случае прихожан разговор с духовником. И должно быть мудрое знание своей меры, что я могу, а что не могу. Если у тебя все разболится к концу поста, еще учитывая, какую пищу мы едим по качеству, то это, конечно, никому не нужно. Пост не должен превратить тебя в калеку. У тебя еще должны остаться силы, чтобы ты мог служить ближнему, потому что если ты мирянин и у тебя есть ближний, ты должен ему служить. Монах в этом смысле более свободен. Мы знаем, что святитель Иоанн Сан-Францисский (Максимович) постился так, что у него не было сил закрыть рот, у него челюсть отвисала. Но это крайний случай аскезы, конечно. Мы молимся ему, чтобы он хоть маленький кусочек нам помог того, что он делал, совершить. Мудрость должна быть, взрослость должна быть, должна быть трезвость и рассудительность в этих вопросах.

Марина Борисова:

— А что означает, терпение скорбей может вменяться в сугубый пост?

Протоиерей Федор Бородин:

— Поститься, воздерживаться от пищи легче, чем терпеть скорби. Все-таки пост это по своей сути покаянная дисциплина. Почему дети маленькие не постятся? Они еще не знают, что такое грех. Мне надо себя восстанавливать, когда я познал, как я разрушен грехом. Скорби — это тоже результат того, что я разрушен грехом. Когда я это понимаю, они оказывают фактически то же действие. Да, Господи, я достоин этого, я принимаю это, потому что вообще я достоин худшего. Ты все равно меня облагодетельствовал. Это рождается из покаянного устроения души.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была еженедельная субботняя программа «Седмица». В студии были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. Поститесь постом приятным. До свиданья.

Протоиерей Федор Бородин:

— До свиданья.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем