«Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Богородицы». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Богородицы». Прот. Федор Бородин

* Поделиться

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, о празднике Успения Пресвятой Богородицы, о праздновании Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа, о Донской иконе Божией Матери, а также о памяти святых мучеников Флора и Лавра, пророка Самуила и преподобного Авраамия Смоленского.

Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. С вами Марина Борисова. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». И сегодня у нас в гостях протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Протоиерей Федор Бородин:

— Добрый день.

Марина Борисова:

— И с его помощью мы постараемся разобраться в том, что ждет нас в церкви завтра, в 11-е воскресенье после Пятидесятнице и на наступающей неделе. Как всегда по традиции мы стараемся понять смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы будем слушать отрывок из Первого послания апостола Павла к коринфянам из 9-й главы, стихи со 2-го по 12-й. Я позволю себе не зачитывать весь отрывок, а обратить внимание на некоторые мысли апостола Павла, которые, мне кажется, требуют того, чтобы их пояснил священник. Апостол Павел пишет: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?... Ибо в Моисеевом Законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» Вот отсюда начинается область непонятого. Во-первых, мы плохо знаем Ветхий Завет, поэтому отсылы апостола Павла к ветхозаветным премудростям для нас сложны, мы их не считываем. И вообще, о чем собственно речь. Казалось бы, апостол Павел в данном случае выступает как капитан очевидность. Ничего нового, вроде как, для нас в том, что он говорит, нет. Или есть?

Протоиерей Федор Бородин:

— Речь идет о необходимости тратить все время на проповедь. Причем не просто на проповедь. Апостол Павел многократно описывает свое служение и говорит, что у него день и ночь посланцы из разных Церквей, потому что недостаточно Церковь основать. Христиане, идущие Господним путем, сталкиваются все с новыми проблемами, у них могут быть расколы, они посылают к апостолу письма, они посылают к апостолу пресвитеров, те спрашивают, ждут в очереди. Фактически день и ночь апостол Павел занимается не только проповедью, но еще и пастырским служением. Это все на фоне претензий, которые к нему предъявляют люди, что он живет за чужой счет, конечно, просто вызывает у апостола Павла вот такую горькую реакцию. Он говорит: если мы посеяли в вас духовное, велико ли, если мы пожнем у вас телесное. Причем, он показывает на других апостолов, как например, апостола Петра или апостола Варнаву, которые со своей семьей еще ходят и проповедают. Потому что расставаться с женой, как говорил Христос, «что Бог соединил, человек да не разлучает», не надо. Не надо было это и Петру, но и Петра и его супругу надо содержать, и надо где-то жить, и надо что-то есть, и надо во что-то одеваться. И совершенно естественно, что апостол Павел ждет, что община возьмет на себя эти траты. При этом сам апостол Павел, сохранивший девство, не создавший семью, чтобы она не служила препятствием для проповеди, работал на себя своими руками. Как известно, он был потомственный изготовитель палаток, это был такой труд коммерческий, который пользовался очень большим спросом, если палатка была хорошая. Особенно большие заказы делало римское войско. Это могли быть сотни, тысячи палаток из определенным образом выделанных кож, может быть, утепленные шерстью. Какие-то складываемые конструкции, которые можно было нести с собой путнику и ставить на каком-то ровном участке на ночь, чтобы дождь не замочил или снег, чтобы можно было согреться или развести костер и приготовить что-то. Это было целое искусство. И апостол Павел, принимая людей, продолжал работать. Это конечно ставит перед нами вопрос очень интересный, о работающем духовенстве. Сейчас часто приходится слышать такой упрек: что это батюшка совсем ничего не делает руками, он только служит, проповедует, исповедует. И достаточно много священников постепенно, как в Европе в православных церквах, в Соединенных Штатах, начинают приобретать какую-то профессию, потому что прокормиться от храма становится невозможно для очень многих людей. Допустим, мы помним аргументацию, которую епископ привел будущему владыке Антонию Сурожскому, когда призвал его рукополагаться во священника: ты же врач, тебя не надо будет содержать, ты сможешь содержать себя сам. У этого есть определенные плюсы, потому что действительно надо содержать только помещение, и те траты, которые необходимы на совершение евхаристии: облачение, отопление, освещение, может быть, хор. Но с другой стороны, работающий священник, если праздник, например, Покров в четверг или святителю Николаю, или Казанская, его могут не отпустить с работы. И жизнь в таких приходах собирается, сосредотачивается только на воскресные дни. И праздничные службы, которые были на неделе, вынуждены собираться на воскресный день. Никола был в четверг, а в храме, где работающий на светской работе священник служит, он празднуется в воскресенье вместе с воскресным днем. Не всегда можно добиться, чтобы священник приехал причастить умирающего, его могут не отпустить с работы. То есть у этого есть определенный минус. А вот апостол Павел говорит, что он, чтобы не поставить никакой преграды благовествованию Христову, продолжает работать своими руками.

Марина Борисова:

— Противоречия вы тут не видите? С одной стороны, лучше, когда священник занимается непосредственно своим служением и приход берет на себя заботу о том, чтобы его семье было, что есть, и было, что на себя надеть. И в то же время пример апостола Павла показывает, что это совсем не обязательно.

Протоиерей Федор Бородин:

— Лучше, мне кажется, как в русской традиции сложилось, так и оставить. Когда приход содержит священника. Потому что это, повторю, дает возможность священнику значительно больше времени посвятить пастве. Но не всегда это возможно. Например, новооткрытый приход, где очень мало людей или люди могут действительно нищенствовать, так что они не могут содержать одного или двух священников. Есть страны, например Греция, где любой священник получает жалование от государства, как госслужащий, около пятисот евро. Это не так много, но, по крайней мере, это позволяет прожить и не голодать. С одной стороны, это хорошо, потому что это платится из всех налогов, из налогов всех граждан, хотят они или не хотят, и Церковь об этом не заботится и прихожане об этом не думают. А с другой стороны, это источник постоянного шантажа со стороны европоориентированного нового правительства Греции, которое Церковь шантажирует этим, потому что если отказать в финансировании, а приходы не привыкли содержать священника, то на что будут кормить детей священники?

Марина Борисова:

— Российская империя проходила через это в Синодальный период, и в общем, насколько можно судить по тому, что мы читаем об этом, опыт был неоднозначный, скажем так. Минусов скорее больше было, чем плюсов.

Протоиерей Федор Бородин:

— Острее всего духовенство проходило это после революции, когда жалованья были все отменены. И люди в летах, не имеющие никакого другого образования, кроме духовного, никакой профессии в руках, вдруг со своими огромными семьями оказались вообще без источника дохода при закрытии храма. У этого вопроса есть еще и плюсы и минусы, и конечно, человек, рукоположенный в священники не в двадцать четыре года после окончания бакалавриата в семинарии, а в тридцать два, например, что соответствует канонам, имеющий светское образование и все-таки какой-то жизненный опыт, может дать больше как человек своей пастве. Но эти годы, потраченные на светское образование и не потраченные на духовное образование, тоже оставляют некий след в душе человека. Все-таки тот, кто посвящен Богу от юности, взялся за плуг и, не озираясь назад, прямо с возвращения из армии решил посвятить себя служению Богу, может быть, может больше времени, лет своей жизни посвятить настоящему обучению и вхождению в молитвенную практику. Но сейчас эта проблема остро стоит перед Церковью. Мы знаем, что католическая Церковь решала это путем целибата всего духовенства, начиная с ранних средних веков.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, из 18-й главы, стихи с 23-го по 35-й. Это достаточно хорошо известная многим нашим радиослушателям притча, где Христос сравнивает Царство Небесное с царем, который захотел сосчитаться со своими рабами, и тому из них, который был должен десять тысяч талантов, он долг простил. А этот человек, которому простили такой большой долг, выйдя от царя, увидел того, кто был должен лично ему сто динариев и простить этот долг своему должнику не захотел. Все это закончилось для него достаточно плачевно, потому что в результате его посадили в темницу, и он обречен сидеть там до тех пор, пока не отдаст всего своего долга. С одной стороны, всем понятно, о чем. А с другой стороны, каждый раз, когда читаешь притчи Евангельские, стараешься в них найти какую-то грань смысла, которая от тебя еще все-таки ускользает.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, в этой притче важна разница в размерах долга. Десять тысяч талантов похоже на бюджет целой небольшой страны того времени, то есть это астрономическая сумма. Это все равно, что сейчас сказать обычному человеку, что ты должен пятьдесят миллионов, даже с какого момента неважно десять это или пятьдесят, это столько, сколько ты никогда не наберешь. Ты должен столько, что твоя жизнь не будет достаточна, чтобы откупиться от этого. А сто динариев это несопоставимо меньшая сумма. Во-первых, Господь говорит таким образом, что все, что нам должны, это несопоставимо мало по сравнению с тем, что должны мы и от чего нас спасает Христос. Во-вторых, Господь говорит, что в этой притче — Он сам говорит, Сам уточняет, конкретизирует — речь идет о том, чтобы от всего сердца простить брату согрешения его, причем очевидные какие-то согрешения, где он действительно неправ, где он действительно сделал нам зло. А в-третьих, что очень важно, вообще это угроза. Эта притча это угроза. Не просто прощайте и будете прощены, хотите, пожалуйста, вот вам путь, если вы хотите воспользоваться, воспользуйтесь. И хотя если перенести эти слова на тему Страшного Суда: «Прощайте и будете прощены», — то это чрезвычайно важно, это, может быть, важнее всего остального, как путь спасения. Эта угроза, «так и Отец Мой Небесный поступит с вами», то есть Он вам ничего не простит, если вы не отпустите это — это действительно страшные слова. Мы должны к ним от всего сердца и от всего ума прислушаться, потому что это очень опасно. У преподобного Максима Исповедника есть удивительные слова, он говорит, что если ты не хочешь, будучи прощен от Бога, сделать ближнего участником полученного дара, то ты этого дара не достоин. Если ты прощен сам, но не научился прощать, значит, ты этот подарок Божий, спасение, данное тебе Голгофской Жертвой Христовой, просто не усвоил, ты его не достоин, ты до него не дорос. Поэтому Господь тебя так накажет, Он лишит тебя своего прощения. Или как говорил замечательный протоиерей Вячеслав Резников, что ты ничего не понял в христианстве и ни во что ставишь то, что произошло на Голгофе. Это очень важно. Не в том дело, что Господь внешнее условие нам ставит, а мы не будем прощены, потому что мы не захотели сделать это принципом своей жизни.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. На этой неделе у нас завершается Успенский пост, завершается он таким аккордом праздничным. Это естественно праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа и следующий за ним день, 29 августа, перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Для многих это два праздника, которые воспринимаются, как каждый сам по себе, но у меня, не знаю почему, с годами они слились в какой-то такой аккорд праздничный, хотя казалось бы, а почему нет? Мне кажется, что само событие праздника Успения всем нашим радиослушателям хорошо известно, а вот смысл этого праздника, насыщенность его и, главное то, как этот праздник празднуется в церкви, в храме. Там очень много от Пасхи, очень перекликаются сами богослужения.

Протоиерей Федор Бородин:

— Так и называется в народе, это Богородичная Пасха. Вы знаете, в текстах этого дня, чина погребения есть один отрывок, которого я каждый год очень жду. Если перевести это, простите за корявый перевод: «Самое таинство Твоего, Богородице, преставления к Богу есть сокращенный образ Промысла воплотившегося Бога». А образ это по-гречески икона. То есть Успение это икона Промысла Божия о спасении каждого из нас, это победа лучшего, Лучшей из нас, из всего того, что человечество произвело на свет — Пресвятой Богородицы Матери Божией. Но в каком-то смысле это икона того, что должно стать с каждым из нас, эта победа над смертью, успение как слово, может быть, противоположное слову смерть. Потому что успение это сон, а мне еще слышится успех в этом слове.

Марина Борисова:

— Да, и то, что поется у нас на отпевании: «Во блаженном успении вечный покой».

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, мы празднуем и успение Сергия Радонежского, это слово употреблялось по отношению к святым, и вот вы привели его по отношению к любому христианину. Действительно это так. Поэтому мы так на Руси любим успение. Успенский храм — это Десятинная церковь, Успенская лавра Киево-Печерская, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре, в Кремле главный собор. Притом что в древности главный собор — Софийский, а постепенно...

Марина Борисова:

— А у нас в основном Успенский.

Протоиерей Федор Бородин:

— У нас в основном Успенский. Потому что этот праздник это то, как Пасха Христова может воплотиться в человеке, когда смерть побеждена, и мы точно знаем... Давайте посмотрим на икону Успения, что эта, как новорожденный младенец изображаемая, спеленутая душа Божией Матери на руках у Христа. Как когда-то она держала на руках Воплотившегося Сына Божия, Бога-человека, родившегося, так же точно спеленут был на руках, так теперь Она Сама у Господа. Это может быть то, что ожидает каждого из нас, по крайней мере в замысле Божием, а дальше уже зависит от нашего желания.

Марина Борисова:

— Вы знаете, я, конечно, дерзаю обратиться к собственному опыту, но мне кажется, что многим из нас дано это пережить, чтобы понять, что это такое. Когда я только приняла крещение, у меня в скором времени тяжело заболела бабушка, которая меня вырастила, и так получилось, что через несколько месяцев ее не стало. Семья была абсолютно не верующая, а я только войдя в церковь, очень хотела сделать все как надо. Естественно мы за ней ухаживали, но когда ее не стало, я знала, что нужно... тогда в советское время было распространено заочное отпевание, очень многие люди не могли отпеть усопшего в храме, поэтому был такой чин без присутствия покойного. Но помимо заочного отпевания, я читала, что надо по усопшему читать псалтирь. Как это делать я не имела ни малейшего представления, у меня была только Библия в Синодальном переводе. Я открыла Псалтирь, и в течение ночи перед похоронами я старалась просто читать текст и как-то все время думала о бабушке. К чему я это рассказываю? Я очень хорошо помню, как горевали мама, папа, брат. Когда ее хоронили, у меня было ощущение то, которое изображено на иконе Успения. У меня было ощущение, что она стала маленькая, и я держу ее на руках и передаю куда-то туда наверх. Это абсолютно детское ощущение, но оно присутствовало, и было удивительно светлое чувство. Не было горечи, а было чувство, что все правильно, все так, как надо. Я думаю, что многим из нас что-то подобное дано пережить, просто, может быть, многие не запоминают, не оставляют в памяти это чувство, которое роднит нас с тем, что изображено на иконе Успения.

Протоиерей Федор Бородин:

— Наверное, чтобы как-то это чувство возродить в себе, давайте вспомним, что память святых это в основном день их успения. Преподобный Сергий Радонежский умирает, Русь, прежде всего ученики, любящие его, теряют своего великого отца. А это торжество, мы приезжаем и торжествуем. Почему? Потому что человек не просто перешел куда-то, он родился в вечную жизнь, он у Бога, он исполнил замысел Божий о себе, он победил, это победа. И вы правы, эти переживания, конечно, не в такой степени, но они даются нам во время прощания с нашими умершими. Иногда, может быть, священник это острее переживает, чем кто-то другой, иногда на отпевании человека ты испытываешь страшную тугу, тебе очень плохо, как будто ты под какой-то бетонной плитой, особенно если ты отпеваешь человека, который никакого отношения к Церкви не имел, но он принадлежал к ней по факту крещения. И ты, поскольку нет разных слов разных отпеваний, ты произносишь слова «на тя бо упование возложил», «прими верного раба Твоего». В общем-то, ты лжешь. Нет у тебя другого чина, и ты говоришь, Господи, вот этот человек прожил в такое безбожное время, когда он, может быть, и не мог ничего о Тебе узнать, может что-то есть в его жизни, за что его можно ввести в Твое Царство, введи его к себе. Сейчас проходят годы и все больше и больше людей, которые вполне за эти тридцать лет могли бы открыть Евангелие, прочитать и поменять свою жизнь и открыть для себя Церковь, но они этого не сделали. Это вызывает недоумение, как их отпевать, как говорить «во блаженном успении», какое это блаженное успение? Как говорить «со святыми упокой» людей, которые вообще никогда не стремились к святости, и не знали и не хотели знать, что это такое. И тогда тебя просто придавливает к земле. И ты понимаешь, что ты придаешь эту душу Господу, а у тебя есть небольшая возможность, пока горе размягчило сердца людей, стоящих на отпевании, в том коротком слове, которое они, никуда не денутся, но будут слушать, попытаться эту коросту пробить и достучаться до их сердец. Сказать о том, что все мы смертны, что мы никуда не денемся, и смерть это единственное, что мы знаем точно о нашей жизни, она может быть выходом в блаженную вечность. А когда ты отпеваешь человека, который прожил жизнь ради Христа, у тебя, несмотря на горечь расставания, может быть пасхальное состояние. Интересно, что когда священник на проскомидии завершает поминовение всех усопших, он говорит: «Помяни, Господи, всех в надежде воскресения, жизни вечной и Твоего общения усопших». То есть праведный настоящий христианин это человек, который умер в надежде общения со Христом в будущем веке. И когда этот человек здесь в этом общении пребывал через молитву, через участие в таинствах, тебе легко. Я против того, чтобы доверять своим ощущениям и чувствам, но иногда это бывает совершенно неожиданно. Например, однажды меня позвали отпевать бывшего священника, как мирянина его отпевали, потому что он потерял сан, поменял не одну семью после сана. Я его знал еще по семинарии, я ехал, это было далеко от Москвы достаточно, с очень тяжелым чувством на душе, потому что это человек, который... ну, так вот он проиграл. Как я буду его отпевать? А когда отпевание началось, мне было очень светло и легко, и это поразительно контрастировало с тем, чего я боялся, чего ожидал. Я понял, что человек этот, несмотря на то, что он тяжко согрешил, настолько смирился, настолько ощутил свое нищенство во Христе, настолько раскаялся в том, что он не понес великого дара священства, которое Бог ему дал, что Бог его, видимо, простил. И не только мне, но и другим, и священникам и мирянам, которые были на отпевании, Он дал это чувство. Успение каждого человека, какое оно будет, зависит в конце концов от человека. Сегодня я совершал таинство крещения. Каждый раз, когда я его совершаю, я в четвертой молитве в чине оглашенных особо выделяю слова: «Господи ты сотворил человека и дал ему власть жизни вечной». Дар вечной жизни во Христе Иисусе это дар Христов, как говорит апостол Павел, Бог его подарил нам. А власть, взять его или отказаться, у человека. И может быть, на успение этого человека, точнее на его смерть, брал человек этот дар или нет, и получается это успение как славное окончание жизни, «христианская кончина живота» или это плита, которая придавила плотской жизнью только здесь, когда человек о Боге вообще не думал.

Марина Борисова:

— В эфире радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На следующей неделе у нас такие этнографические святые праздники. У каждого народа есть свои любимые праздники и, к сожалению, с веками эти предпочтения иногда меняются. Но то, что нам осталось на память от наших предков столетней давности, это воспоминания о том, как удивительно любили праздник мучеников Флора и Лавра, 31 августа, и как особенно любили праздник в честь Донской иконы Божией Матери, 1 сентября. Это то, что мы узнавали, когда только приходили в церковь, нам начинали рассказывать о самых любимых праздниках. Почему праздник в честь мучеников Флора и Лавра? Потому что удивительным каким-то образом они связались в православном христианском сознании с покровительством лошадям. Хотя в их житии ничего про лошадей нет, они вообще-то были каменотесами. Собственно, их подвиг заключался в том, что они, будучи нанятыми на строительство языческого храма, практически во время строительства собрали общину христианскую. И когда храм был закончен, они собрали эту общину на христианскую молитву, за что, собственно, и поплатились. Ничего про лошадей там не сказано, но как-то так произошло, что их даже на иконах изображают вместе с лошадьми.

Протоиерей Федор Бородин:

— Дело в том, что после побоев и мучений, чиновник римский Лекион, который руководил их следствием и судом над ними, велел сбросить их в пустой колодец и засыпать землей. Через большое число времени колодец этот был открыт, мощи их найдены и перенесены в Константинополь. Когда их мощи были подняты, произошло удивительное чудо, прекратился падеж скота. Отсюда это почитание. А поскольку нам сейчас трудно понять место лошади в жизни древнего человека...

Марина Борисова:

— Да не очень даже и древнего, вплоть до 20 века.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. Если лошади нет или быка нет, то ты не можешь вскопать свой надел, не можешь засеять, и у тебя не хватит пищи, чтобы прокормить семью. От того, жива твоя лошадь или нет и сколько их у тебя, зависит, будут ли жить твои дети, и будешь ли ты сам жить, а может тебе придется продать себя в рабство, что достаточно часто было в ранней Византии, в поздней Римской эпохе. Поэтому почитатели Флора и Лавра особенно молились, чтобы с их скотинкой ничего не случилось.

Марина Борисова:

— Ну, и в городах тоже, в Москве до сих пор можно найти описание, насколько праздновали храмовый праздник. Храм Флора и Лавра находился в самом начале...

Протоиерей Федор Бородин:

— Мясницкой улицы, у Мясницких ворот.

Марина Борисова:

— Да, Мясницкой улицы у Мясницких ворот. Напротив сейчас там почтамт.

Протоиерей Федор Бородин:

— Нет. В почтамте свой храм, ведомственный был. Не знаю, восстановят его или нет. По архитектуре, совсем Византийской, этого здания видно даже, где он был, где купол. Храм Флора и Лавра находился в другой стороне, и даже была речь о том, чтобы его восстановить. Но, к сожалению, театр Et cetera, который под руководством Калягина, быстренько эту территорию застроил, храм не был восстановлен. Но зато в Москве есть храм Флора и Лавра на Зацепе рядом с Павелецким вокзалом, огромный, прекрасный храм, куда можно пойти и помолиться.

Марина Борисова:

— Давайте все-таки поговорим поподробнее про Донскую икону. Есть много почитаемых икон Пресвятой Богородицы, и они многие воспринимаются как Покровительница земли русской или отдельных земель, городов. Но они, как правило, списки с древних икон, и прослеживается их история прихода на Русь с Византийских времен. Как правило, первые иконы были привезены греками из Византии, а потом делались списки, и где-то в каких-то городах они становились особо почитаемыми, и дальше становились почитаемыми по всей Руси. А вот Донская икона вообще-то Московская, несмотря на то, что она Донская.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, есть две версии ее написания. По первой ее заказал митрополит Киприан по случаю отхода от Москвы войск Тамерлана в 1395 году. Или по другой версии ее заказала вдова князя Дмитрия Донского преподобная Евфросиния Московская на молитвенную память о своем муже, который тяжкие раны получил в 1380 году на Куликовом поле, и тех бесчисленных русских воинов, которые пали во время этой знаменитой победы, для Успенского собора в Коломне. Дело в том, что Успенский собор в Коломне в жизни и Дмитрия и Евфросинии занимал совершенно особое место. Во-первых, они там венчались. Во-вторых, именно в Коломне была точка сбора русского войска, которое выступало против Мамая. Поэтому логично, что эта икона была написана туда. Потом эта икона была в русском войске многократно в самых разных и самых опасных обстояниях и войнах и оказалась в Донском монастыре, который особенно дорог нашему сердцу, потому что это место, где последние годы своей жизни жил, был под домашнем арестом святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси. Интересно, конечно, я помню, как мой отец меня водил в этот монастырь, который тогда был не действующим, только в малом храме патриарху разрешалось раз в четыре года освящать святое миро, потому что там была Мироваренная палата маленькая. Но там были остатки рельефов из храма Христа Спасителя. Папа их показывал, как раз тот рельеф, где преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Донскую битву, именно он и сохранился, один их немногих. И могилы великих деятелей России, и просто могилы с такими надписями, которые уже самим своим видом были поучительны.

Марина Борисова:

— Вообще сама икона, мы можем и сейчас, придя в Донской монастырь, увидеть список этой иконы.

Протоиерей Федор Бородин:

— Список совершенно потрясающий, удивительный, но сама икона в Третьяковке.

Марина Борисова:

— Ее однажды все же приносят, один раз в год.

Протоиерей Федор Бородин:

— Один раз в год 1 сентября по новому стилю, на память святой иконы. Удивительно, что с другой стороны, с оборотной стороны этой иконы изображено Успение.

Марина Борисова:

— Успение, она двойная.

Протоиерей Федор Бородин:

— Все специалисты в основном сходятся во мнении, что Успение принадлежит кисти Феофана Грека, великого иконописца. Это очень красивая икона, удивительная совершенно.

Марина Борисова:

— Как получилось, вот Донской монастырь... В Москве много монастырей, но отношение к Донскому монастырю помимо того, что там были обретены мощи святителя Тихона, патриарха, помимо всего, что связано с этой великой историей, он все равно всегда был каким-то особенным среди Московских монастырей. Что за отношение такое выделенное? Святынь очень много в Москве, очень много монастырей, очень много почитаемых икон, абсолютно особенное отношение к Донской.

Протоиерей Федор Бородин:

— Связано это с избавлением Москвы от нашествия Казы-Гирея в царствование Федора Иоанновича в 1591 году. Там стояла полковая церковь, и в память о победе над этим страшным завоевателем, который грозил уничтожением всему городу Москве и полоном колоссальным.

Марина Борисова:

— Надо сказать, что стоял он на Воробьевых горах, собственно тут до Кремля-то совсем ничего.

Протоиерей Федор Бородин:

— Откуда Кремль уже виден в хорошую погоду. Это было совсем рядом и совсем близко. Но Господь по молитвам Божией Матери помог, и благодарные москвичи и построили этот монастырь.

Марина Борисова:

— Вообще в этом удивительном, сердечном, личном отношении к Богородичным иконам есть что-то очень православное. Потому что при всем том, что Пресвятую Богородицу особенно почитают католики, есть разница. Не знаю, может быть, это индивидуальное восприятие, когда ты видишь икону, у тебя какая-то внутренняя связь устанавливается с ней, ты с ней начинаешь разговаривать. Я не очень понимаю, как можно установить эту связь даже с самой красивой статуей, которую можно увидеть в католическом храме.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, наверное, со статуей, которая значительно более чувственное изображение, более реалистичное, это мешает. Но это возможно тогда, когда Матерь Божия решает прорваться в этот мир, даже через более трудное препятствие. Есть статуи священные, которые прославлены Матерью Божией еще до 11-го века, то есть до отпадения Запада от церковного единства. Например, чудотворная статуя Матери Божией с Младенцем на руках в Монтсеррате в Испании, главная святыня Каталонии, которая чудом сохранилась, когда атеист Наполеон приказал разрушить этот монастырь. Он в этом оставался верным себе, атеистом, не надо закрывать на это глаза. Тем не менее, подходя к этой статуе, даже в католическом соборе, ты чувствуешь, что Матерь Божия здесь. Чувствуешь, плохое слово, сердце откликается. А так, бывают потрясающие иконы по письму, по художественной ценности, очень древние, но через них Матерь Божия почему-то не приняла решение действовать. А бывают провинциального письма, и может быть, не представляющие большой ценности, но почему-то Пресвятая Наша Госпожа решила и через эти иконы является присутствие Ее в мире. Это Ее воля.

Марина Борисова:

— Но через Донскую точно является.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, я думаю, что всем, кто найдет в себе силы съездить в день Донской иконы Божией Матери в одноименный московский монастырь, и до или после посетить Третьяковскую галерею, постоять помолиться перед иконой, Матерь Божия тоже очень много даров духовных может дать.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. И мы как всегда по субботам, говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На этой неделе у нас будет повод подумать о святых интеллигентах. Причем, и ветхозаветных и новозаветных. У нас 2 сентября память пророка Самуила, а 3 сентября память преподобного Авраамия Смоленского. Пророк Самуил, я думаю, мало кому хорошо известен из наших радиослушателей. Просто потому, что так сложилось, что в Ветхом Завете мы достаточные невежды, и многие ветхозаветные имена у нас на слуху, но мы о них не даем себе труда прочитать. Поэтому не лишним будет напомнить нашим радиослушателям, кто же такой пророк Самуил. Почему он так дорог христианскому сердцу?

Протоиерей Федор Бородин:

— Пророк Самуил автор, как считается, книги Судей, это великий святой Ветхого Завета, который завершил эпоху судей, эпоху теократического правления Израилем. Когда там не было царя, не было аристократии, а Господь воздвигал для руководства народом самых разных людей из самых разных служений и сословий, и «посылал побеждать, — как апостол Павел говорит, — полки чужих, творить правду, заграждать уста львов» самых разных людей. У Самуила совершенно удивительное рождение, потому что его мать Анна вымолила его. Интересно, что именно в рассказе об Анне в книге Царств звучат великие слова, которые каждому из нас надо знать: «Бог, дающий молитву молящемуся». Что трудись в молитве и молитва твоя станет разговором с Господом, на которую Он ответит. Бог только такому человеку дает молитву. Так вот, она вымолила себе сына, и в три года привела его служить в скинию Завета, и он попал в услужение к первосвященнику Илию. Удивительная судьба и Илия и Самуила. Илий недостаточно занимался своими детьми, не так их воспитал, за что был тяжко наказан, они погибли во время войны. Узнав об этом, он потерял сознание, упал, ударился головой и тоже умер. Когда через Самуила Господь ему предвозвещает такое будущее, Илий говорит удивительные слова. Он говорит: Он Господь, что хочет, то и делает. Он покоряется Богу, он видит, что его сыновья действительно не достойны быть его преемниками. Илий знает голос Божий, потому что когда ночью к нему приходит 12-летний отрок Самуил и говорит: ты звал меня, отче. Тот отвечает: нет, я не звал тебя. Второй раз он говорит: это Господь с тобой будет говорить. Видимо, ему самому так же точно открывалась воля Божия до этого. Он говорит: иди и слушай и выполняй. Быть пожилым человеком с отвергнутыми сыновьями и видеть, как не его сына, а другого человека избирает Господь, и покориться этому, это удивительное смирение. Но в этой истории удивительно не только это. Удивительно, что и Самуил сам прошел через эту беду, через эту боль, потому что, слыша голос Божий, управляя целым народом, осуществляя суд по Божьему повелению над целым народом, он не смог своих сыновей сам воспитать хорошо, видя такой пример перед своими глазами. Это не упрек Самуилу. Ни в коем случае. Дело в том, как бы ни был свят твой отец, ты сам выбираешь, будешь ли ты жить по Божьим заповедям или нет. И как бы ни был грешен твой отец и твоя мать, как бы ни были далеки они от Бога, ты тоже сам выбираешь, будешь ли ты жить с Богом или нет. И вот дети Самуила выбрали бесчестие, и когда Самуил состарился, и люди, его окружавшие поняли, что скоро он уйдет, они пришли к нему с требованием избрать себе царя, как у других народов. Сказали: ты уйдешь, тебя Господь заберет, а твои сыновья берут деньги за жертвы, они живут нечестиво, мы не хотим, чтобы они управляли нами, дай нам царя. Когда Самуил об этом в молитве разговаривал с Господом, Господь ему отвечал и сказал: это не тебя они отвергли, они Меня отвергли, Я им дам царя, но этот царь будет их угнетать. И так и случилось. Появился Саул, который был человеком очень сложным, самолюбивым, тщеславным, очень властолюбивым и который очень много дров наломал, говоря современным языком.

Марина Борисова:

— Так ведь его преемник Давид тоже дров наломал немало.

Протоиерей Федор Бородин:

— Его преемник Давид навсегда вошел в историю Израиля как лучший из всех возможных на земле царей, не только Израиля, но и всех христианских народов в будущем. Давид это образ человека, который управляет страной, будучи великим молитвенником, мудрецом и пророком, наделенным благодатью Божией и который когда ошибается, публично кается и приносит свое покаяние и не скрывает своего греха. Который ищет его увидеть, чтобы с ним справиться, даже молится об этом. «От тайных моих очисти меня», — мы до сих пор вслед за ним повторяем. Давид, преемник Саула, это такая икона, с которой мы всегда сравниваем всех царей. И сын Давидов, когда говорят слушатели Христу это величайшая похвала, которую они могут сказать. Понятно, что Давид умер давно, он умер в 9-м веке до Рождества Христова. Но сказать «сын Давидов», это сказать, ты похож на него, ты такой же, как он, это значит сказать, что ты свят.

Марина Борисова:

— Надо нашим радиослушателем пояснить, что роль пророка Самуила в том, что Давид стал царем, была определяющая.

Протоиерей Федор Бородин:

— Когда Господь открыл Самуилу, что Саул Им отвергнут, что он не выдержал того служения, на которое поставлен, не дотянулся на него, Самуил идет и возливает рог елея на главу младшего сына Иессея, Давида. Хотя у него есть старшие сыновья, которые значительно больше понимают и преуспели в жизни. Он еще очень юн, он еще юноша, такой, что когда он пойдет на сражение с филистимлянами, доспехи обычного воина ему велики, они ему мешают ходить. Поэтому он выйдет на поединок с Голиафом только с одной пращей. И даже для того, чтобы обезглавить тело Голиафа, он берет меч самого Голиафа, потому что у него с собой даже нет меча. Такой удивительный человек. Но Самуил возливает на него елей и помазывает его таким образом на царство. Но надо сказать, что все равно Саул воспринимается и самим Давидом и всеми потомками действовавших тогда лиц как помазанник Божий. Кода Давид мог дважды убить Саула, один раз в пещере, Саул бросил царство и гонялся за Давидом по всей Иудее для того, чтобы его убить, видя в нем конкурента. А второй раз, когда Давид вошел к спящему Саулу в шатер и мог убить его копьем, он сказал, что моя рука не отнимет жизнь у помазанника Божия. И Давид продолжал так к нему относиться. И за это мы тоже очень любим Давида. И надо сказать, что апостол Павел был назван Савлом в честь Саула, колено Вениаминово, из которого отец Павел, почитало Саула как величайшего своего представителя вплоть до апостола Павла.

Марина Борисова:

— Теперь вернемся на нашу Российскую землю и хотя бы несколько добрых слов скажем о преподобном Авраамии Смоленском. Мне этот святой очень близок, потому что судьба интеллигента на Руси всегда была тяжелой, даже если это был интеллигент христианин и если это был интеллигент, облаченный священническим саном, это не гарантировало его от множества неприятностей.

Протоиерей Федор Бородин:

— Ему могло достаться от своих же собратьев.

Марина Борисова:

— Да, причем, даже еще и более тяжело, чем если бы он был мирянином. Мне кажется, что Авраамий Смоленский в этом плане очень показательная фигура в наших святцах. Где-то может быть рядом с Максимом Греком.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. Смоленск времен преподобного Авраамия это один из интеллектуальных центров древней Руси. Это место, где Смоленский князь Роман Ростиславович завел училище, в котором учились и преподавали и славянский язык, и греческий, и латинский; в котором была замечательная библиотека, которую сам Авраамий собирал, что по тем временам было очень редко и очень дорого. Печатных книг не было, все переписывалось от руки. Иногда построить деревянный храм стоило дешевле, чем купить в него единственное Евангелие и положить на престол, просто по труду, по времени и по компетенциям, которые надо было иметь. Это были иногда несоизмеримые вещи. Так вот, Авраамий в Смоленске под покровительством князя собрал такую среду, но оказался под подозрением и даже под гонением в результате того, что слишком много знал, был слишком утонченный, слишком много понимал.

Марина Борисова:

— Там еще показательно, что его недоброжелатели выбрали самый беспроигрышный вариант. Они науськали на него городскую толпу. Казалось бы, где он и где городской обыватель тех времен. Противостояние было такое — уберите от нас этого ужасного человека.

Протоиерей Федор Бородин:

— К сожалению, это так. Если человек успокоился в своей христианской жизни, решил, что он всего достиг и уже все понял, он начинает охранять ее от тех, кто с его точки зрения неправильно себя ведет. Недавно мне рассказали очень горький анекдот о том, что православные люди, если окажутся на необитаемом острове, построят два храма, в один будут ходить, а в другой не будут ходить ни за что, потому что там все неправильно. К сожалению. Видимо в Смоленске оказалось то же самое. Как это так, что-то не то читают, о чем-то не том говорят. Попробуйте вы сейчас, например, на приходе создать кружок любителей Данте. Или любителей европейской живописи. Или музыки. Хотя это совершенно не противоречит христианскому образованию. Вас обвинят в том, что вы занимаетесь совсем не тем, чем должны заниматься.

Марина Борисова:

— Итог этой печальной истории нам знакомый во многих вариантах: его признали невиновным, но на всякий случай осудили.

Протоиерей Федор Бородин:

— Слишком большой резонанс. Я хочу сказать, что когда монаха признают виновным или невиновным и ссылают в монастырь, иногда монах воспринимает это как избавление. В принципе, человек, идущий по настоящим мотивам к монашескому постригу, это человек, который ищет уединения. Когда из этого уединения его выдергивают на городское служение на юру, все-таки человек, ищущий погружения в молитву, этого тяготится. Он исполняет это как повеление Божие, он в послушании у Господа, прежде всего. Сказали проповедовать, образовывать и учить, он проповедует и учит. Но когда Господь любым путем его от этого избавляет, он воспринимает это как освобождение и возвращение к своему изначальному деланию.

Марина Борисова:

— И завершение истории его на этой бренной земле тоже вполне традиционное. Его признали невиновным, но осудили. Не успел он скончаться, его практически сразу начали почитать как святого.

Протоиерей Федор Бородин:

— Потому что святость Божия как трава через асфальт, все равно прорастет, все равно будет понятно, что человек святой.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программ «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.

Протоиерей Федор Бородин:

— До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем