Почему люди совершают самоубийства? Вот человек, задолжавший всего 150 тысяч рублей, повесился. Вот бизнесмены стреляются, столкнувшись с разорением, а управляющие — с перспективой увольнения. Никому из этих людей не грозило быть посаженными в долговую яму, им не угрожала никакая лютая и мучительная казнь, для избежания которой им пришлось бы казнить себя самих. Им даже не грозил голод — скудость да, но до настоящих физических страданий было далеко. Почему же они убили себя?
Разговор о самоубийстве поднимает вопрос о том, зачем следует жить, когда жизнь утратила всякую привлекательность, когда человек испытывает уныние и отчаяние и не видит выхода из сложившейся ситуации. Сам этот вопрос не новый — его стоит поставить задолго до того, как искушение совершить самоубийство появилось на горизонте. Зачем вообще жить?
Миллион рекламных роликов по телевизору, рекламные щиты вдоль дорог, радио, кричащее в маршрутке, глянцевые журналы, вся наша культура, ориентированная на потребление, не оставляет сомнений в этом вопросе — жить надо, чтобы зарабатывать деньги; а деньги нужны, чтобы покупать на них удовольствия.
Современная экономическая система позволяет начать покупать разрекламированные удовольствия еще до того, как мы заработаем на них деньги, взяв кредит в банке. Самоуважение человека держится на его способности покупать; бедняк — человек презренный, «лузер», «лох», а должник — еще хуже бедняка.
Невозможно наверняка проникнуть в мысли самоубийцы. Но я бы предположил, что люди часто лишают себя жизни потому, что они не могут с ней справиться: «это моя жизнь, я не могу справиться с проблемами, которые она порождает, я проиграл, лучше мне покончить с этим».
В чем здесь коренная ошибка? Человек совершает фундаментально ошибочный выбор не только когда выбивает у себя из-под ног табуретку, он совершает его раньше, когда говорит «это моя жизнь».
Вера в то, что ваша жизнь принадлежит вам - это нечестивая, пагубная, убийственная ложь.
Не мы себя сотворили и у нас нет права распоряжаться своей жизнью и подвергать себя казни. Мы принадлежим Богу. По Его воле мы принадлежим и людям — нашим близким, нашим друзьям, нашим сослуживцам, согражданам, всем, кто в нас нуждается. Цель и смысл нашей жизни определяем не мы, а Он, и пока мы не признаем этого, мы находимся в состоянии отчаянного и нелепого бунта против реальности.
То, что мы воспринимаем как жизненный крах может обернуться милостью и спасением. И в тот момент, когда нам кажется, что все пропало, мы можем внезапно обрести истинное счастье и найти свое настоящее предназначение.
Как сказал однажды апостол одному несостоявшемуся самоубийце: «не делай себе никакого зла» (Деян.16:28).
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема