
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
Апостол Пётр — один из самых почитаемых святых. В его память освящено множество соборов и храмов. Но очень долгое время доподлинно не было известно, где покоится светоч христианского мира. Предание гласило, что апостол Пётр похоронен на Ватиканском холме близ цирка Нерона, где его казнили приблизительно в шестьдесят седьмом году. Знаменитый собор святого Петра в Риме строили исходя из сведений, что более ранние церкви на этом месте возводились над гробницей апостола. В двадцатом веке церковная археология доказала, что это действительно так.
В тысяча девятьсот тридцать девятом году, после смерти папы Пия Одиннадцатого, в подземельях собора святого Петра началась подготовка места для его погребения. В ходе работ был обнаружен мраморный пол самой первой церкви, воздвигнутой на этом месте Константином Великим. Было решено поднять мраморные плиты.
Раскопки велись более десяти лет в строгой секретности. Их результаты были опубликованы лишь в начале пятидесятых годов. Учёные сообщили, что обнаружили множество захоронений. Среди мавзолеев язычников они нашли склепы и саркофаги христиан, причём, их становилось заметно больше вокруг толстой красной стены, огораживающей небольшой участок. Складывалось впечатление, словно верующие стремились быть похороненными как можно ближе к некоей святыне. Красная стена оказалась испещрена христианскими символами. К ней примыкала мраморная крыша-навес, опиравшаяся на высокие колонны. В стене были обнаружены три тщательно скрытые ниши В одной находились останки мужчины преклонного возраста. Рядом с нишей было написано по-гречески «Пётр здесь».
Учёные попытались реконструировать события. Они предположили, что апостола Петра похоронили на кладбище близ цирка Нерона. Христиане тайно ухаживали за могилой, а когда гонения утихли, очевидно, купили этот участок и возвели вокруг святыни ограду. Во втором веке была построена толстая красная стена и сделана гробница для мощей святого. В триста двадцать восьмом году император Константин повелел возвести над гробницей апостола базилику. Через сто лет Рим пережил разрушительные набеги готов и вандалов. Завоеватели не пощадили христианских святынь, поэтому верующие постарались скрыть мощи первоверховного апостола в тайной нише в стене.
Так гипотеза о том, что собор святого Петра построен над гробницей апостола, получила своё подтверждение.
В наши дни мощи святого Петра хранятся в ковчеге, в часовне Папского дворца. Известны случаи, когда служители Ватикана выносили ковчег, чтобы всехвальному апостолу могли поклониться православные паломники из России.
Нижний уровень собора святого Петра, так называемые Ватиканские гроты, доступен для всех посетителей. Там находиться мраморная часовня «Исповедальня святого Петра». Она расположена над гробницей апостола. Существует и паломнический маршрут по древнеримскому некрополю. Чтобы своими глазами увидеть гробницу святого Петра, нужно подать заявку за несколько недель до визита.
В России тоже есть можно поклониться святому Петру. Ковчежцы с частицами мощей апостола есть, например, в Петропавловском храме Саратова, в Москве, в храме Воскресения Христова в Кадашах.
Все выпуски программы День Петра и Павла
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер