Молитва преподобного Ефрема Сирина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Молитва преподобного Ефрема Сирина
Поделиться Поделиться
Алтарь православного храма

Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Своеобразный камертон Великого поста — это покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. Она начинает звучать в храмах ещё на масленичной неделе. А Великим постом молитву Ефрема Сирина читают каждый день и на церковных службах, и дома.

Автор молитвы, святой Ефрем Сирин, то есть «сириец», жил в четвертом веке. Родители Ефрема, бедные земледельцы, стремились воспитать сына в благочестии. Но юноша отличался вспыльчивостью и резкостью. Однажды его по ложному обвинению посадили в тюрьму. Там Ефрем во сне услышал голос, призвавший его к покаянию. Юноша был оправдан и освобождён, но в нем произошла разительная перемена. Ефрем стал отшельником и много лет провел в учениках у великих подвижников. Постепенно он сам стал проповедовать, но вначале всегда правдиво и резко обличал свои грехи. Современники называли его «сирийским пророком» и «учителем покаяния».

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина — очень личная, очень простая и искренняя. Её не поёт торжественно хор и не читает распевно псаломщик. Священник выходит из алтаря, становится к нему лицом, рядом с прихожанами. Он молится не за свою паству или вместо неё, а от своего собственного имени:

Господи и владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! Аминь.

Каждый в храме повторяет про себя эти слова. А после молитвенных прошений все совершают земные поклоны.

В великопостной молитве преподобного Ефрема перечисляются недуги, от которых бы мы хотели избавиться Великим постом, и определяются желаемые цели:

Праздность — это лень, нерадение, рассеянность.

Уныние — результат праздности. Человек в этом состоянии не видит свет, не верит, что он вообще есть.

Любоначалие — это любовь к власти, главным образом, к своей собственной. Ведь когда в центр всех стремлений помещается собственное «я», остальные люди становятся средствами. Достаточно даже не манипулировать ими, а просто презирать.

А празднословие — это трата попусту чувств, времени и сил.

Вместо этих пороков мы просим Господа о Его дарах: целомудрии — то есть, цельности, осмысленности, единстве принципов; смирении — то есть доверии Богу; терпении — оно позволяет нам не торопиться осуждать других; и любви — это тот дар, который мы стараемся приумножить всю нашу жизнь. То единственное, что имеет смысл для христианина.

В последнем обращении мы молим Господа «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». То есть помочь совладать с гордыней.

В молитве преподобного Ефрема Сирина верующие не просят о каких-то благах или прощении. Они просят Господа о духовном труде. Ведь именно он — главная задача Великого поста.


Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем