
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В самом начале трудов Великого поста иногда кажется, что он будет длиться нескончаемо долго. А потом втянешься, войдёшь в ритм, и сам не заметишь как вот они — два праздника подряд — Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. Они служат прологом для второй части Великого поста. Это — Страстная седмица.
Оказывается, покаяние и перемена мыслей и жизни нужны были для того, чтобы во всей полноте быть с Церковью в самый драматичный и великий момент — Крестных страданий и смерти Спасителя и Светлого Христова Воскресения.
Последняя неделя Святой Четыредесятницы называется «седмица ваий», пальмовых или — у славян — вербных ветвей. В течение всей недели церковное богослужение готовит нас к предстоящей встрече Христа со смертью. Сперва со смертью его друга Лазаря, а затем и с Его собственной.
Лазарь жил с сестрами Марфой и Марией неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто бывал у них дома, дружил с Лазарем.
На протяжении первых пяти дней седмицы ваий верующие словно сопутствуют Христу по дороге в Иерусалим. Так в понедельник мы узнаём: «Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря...» В Евангелии приводятся слова Спасителя: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Во вторник звучит: «Вчера и сегодня Лазарь болен...»
В среду: «Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники...» «Иисус прослезился»,— говорится в Евангелии.
В четверг: «Сегодня уже два дня, как Лазарь умер...»
И наконец в пятницу: «Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата Марфы и Марии...»
Спаситель пришёл в Вифанию на четвёртый день после кончины Лазаря. Христос велел открыть пещеру, в которой похоронили праведника и воззвал: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из гроба.
Великий пост начинается с воспоминания об изгнании Адама из Рая, а заканчивается воскресением Лазаря. Так и верующие начали пост с оплакивания своих грехов, а заканчивают его духовной радостью и надеждой на воскресение.
Особенность этой недели и следующей — Страстной седмицы, в том что верующие не просто отмечают или вспоминают то, что произошло без малого две тысячи лет назад. Церковь заново переживает те события. На пятничном богослужении верующие просят дать «нам увидеть святую неделю Твоих страданий...». И Церковь мистическим образом ставит человека прямо в центр Евангельской истории, ведёт от дороги в Иерусалим к подножию Креста Господня. Вместе с человеком она подойдёт к пустой гробнице, чтобы радостно воскликнуть: «Христос воскресе!»
Женщина, которая живет

Фото: Ruslan Sikunov / Unsplash
Коллега из Оренбурга рассказал мне о своей землячке Елене Шастиной — женщине нелёгкой судьбы, которая справилась со многими испытаниями.
Елена любит вспоминать своё счастливое детство. Тогда, в 90-е, её родители занимали в родном городе престижные должности, поэтому младшие Шастины, Лена и Анечка, жили без забот.
Детство Лены кончилось в 13 лет: внезапно умер от рака отец семейства. А через год погибла мама. Родная тётя взяла племянниц под опеку, но совместная жизнь не заладилась, и девочки остались одни в родительской квартире.
16-летняя Лена училась в техникуме, заботилась о 13-летней Ане и вела хозяйство. Жили на её стипендию и пенсии по потере кормильцев. Именно тогда Елена — отличница и красавица — стала ходить на дискотеки. Там познакомилась с компанией молодых людей гораздо старше себя: они приучили запрещённым веществам.
К 18 годам девушка получила водительские права и освоила папин «Москвич». Однажды попала в ДТП с другим автомобилем, водитель которого, как оказалось, был наркозависимым. Чтобы уладить конфликт, он приехал к Елене в гости с компанией друзей. Потом приехал опять, а вскоре остался у неё жить. Ядовитые дозы стали постоянными. «В то время я ничего не боялась и ни о чём не думала», — вспоминает Шастина.
Дальше становилось хуже; девушка бросила техникум, поссорилась с младшей сестрой. Летом 2000-го Елену лишили свободы на год за хранение запрещённых веществ. «Повезло, иначе бы я тогда погибла», — считает она. Незадолго до этого ей поставили диагноз ВИЧ. А потом она опять попала за решётку, ещё на четыре года.
В колонии Елена вновь начала читать. Из брошюр она узнала, что с ВИЧ-инфекцией можно жить долго и рожать здоровых детей! Но больше всего её увлекла православная литература: в ней она нашла другую жизнь, о которой раньше не знала.
Выйдя на свободу, девушка крестилась и пришла в группу взаимопомощи для ВИЧ-положительных людей. А через год сама стала ведущей этой группы. «Это было для меня служением, — признаётся она. — Я хотела поделиться с другими надеждой, что у них тоже всё будет хорошо».
Елена Шастина живёт в трезвости уже больше двадцати лет. Она получила высшее экономическое образование, родила двоих здоровых детей, наладила отношения с сестрой и по-прежнему помогает ВИЧ-инфицированными людям.
Её история ещё раз подтверждает: Господь может вывести из самой сложной ситуации — надо только Ему довериться!
Все выпуски программы Живут такие люди
«Нормандия-Неман»

Фото: Alexandr K / Unsplash
Во время Великой Отечественной войны в составе военно-воздушных сил Красной армии появилась... французская эскадрилья. Она получила название «Нормандия» — в честь одной из провинций Франции. Эскадрилья была сформирована в 1942-м году, а уже летом 1943-го «Нормандию» преобразовали в истребительный полк из трёх боевых эскадрилий, названных в честь нормандских городов: «Руан», «Гавр», «Шербур». Полк отличился в боях при прорыве немецкой обороны на реке Неман в Белоруссии. Приказом Верховного главнокомандующего от 28 ноября 1944 полку было присвоено почетное наименование Неманского. Теперь его стали называть «Нормандия-Неман». Под этим именем французский полк Красной Армии и вошёл в историю.
Удивительно, как стало возможным появление в советской армии французской авиачасти? Ведь еще в 1940-м Франция была оккупирована немцами, а сохранившаяся часть вооруженных сил находилась под контролем Гитлера. В 1941-м году во время битвы под Москвой «Легион французских добровольцев» выступал против русских солдат. Но были и другие французы — те, кто хотел внести свой вклад в борьбу с нацизмом. Их возглавил генерал Шарль де Голль — лидер французского движения Сопротивления, заместитель военного министра Франции, который отказался подчиняться гитлеровскому режиму. Он сыграл ключевую роль в переговорах о создании в СССР французской авиачасти. Соглашение было достигнуто. Однако, учитывая политическую обстановку, чтобы попасть в Россию, пилотам фактически пришлось бежать из своих воинских частей. На родине им грозил военный трибунал. Но это их не останавливало. По выражению историка Александра Котлобовского, многим из этих отважных лётчиков ещё на пути к России довелось пережить приключения, достойные пера Дюма или Жюля Верна. Так, например, лётчик-ас Жозеф Риссо на небольшом почтовом самолёте вылетел с авиабазы в Алжире. Он надеялся сначала добраться до территории, подконтрольной британцам, противникам гитлеровского нацизма. Но по ошибке приземлился в лояльной к Гитлеру Испании. Был арестован. Однако ему удалось бежать и в конце концов добраться до Советского Союза.
В СССР французские летчики получили самолёты, обмундирование, денежное довольствие. Примечательно, что из премий, полагавшихся за сбитые самолеты, они собирали и передавали средства в советский фонд обороны. Французы в составе военно-воздушных сил Красной Армии принимали участие в битве на Курской дуге, операции «Багратион», Восточно-прусской операции. В историю вошёл подвиг лётчика Мориса де Сейна. Он отдал жизнь, пытаясь спасти товарища — механика Владимира Белозуба. 15 июля 1944 года де Сейн перебазировался с одного аэродрома на другой. Как полагалось в таких случаях, механик летел вместе с ним. В самолете де Сейна началась утечка топлива. Причины её остались неизвестными — техническая неисправность или же выстрел врага. Пары бензина ослепили лётчика. Но он не счёл возможным выпрыгнуть и воспользовался парашютом, зная, что механик Белозуб, которого не снабдили парашютом, не сможет последовать за ним. Морис де Сейн вслепую, по наводке с земли, пытался посадить самолёт и спасти товарища. Сделать это не удалось. Лётчика и механика похоронили в одной могиле. Позже прах Мориса де Сейна был перевезён во Францию. В 2015-м году в городе Иваново, где во время Великой Отечественной французские летчики учились летать на советских машинах, появился памятник полку «Нормандия-Неман». На постаменте возвышаются фигуры Мориса де Сейна и механика Владимира Белозуба.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 125. Богослужебные чтения

Существуют ли какие-то методы борьбы с унынием? Что об этом говорит Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в 125-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 125.
Песнь восхождения.
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Псалом, который только что прозвучал, это молитва евреев, которые возвращаются домой, в Палестину, из Вавилонского плена. После долгих 70 лет томительных ожиданий, наконец-то, в их жизни произошли кардинальные перемены. Люди наполнены радостью. В их сердцах восторг и воодушевление. А потому и говорит псалмопевец «мы бы́ли как бы ви́дящие во сне». То есть мы не ощущали себя от радости и не осознавали до конца, что происходит. Всё это во сне или наяву? Ощущение внезапно навалившегося счастья окрыляет и побуждает душу петь: «уста́ на́ши бы́ли полны́ весе́лья, и язы́к наш — пе́ния», — говорит псалмопевец. Из Вавилона евреи вернулись не все сразу. Было несколько волн репатриации. А потому в псалме мы видим не только благодарность Богу. Его вторая часть — это просьба. Молитва за братьев, которые всё ещё томятся на чужбине. Евреи просят, чтобы Господь поскорее вернул их домой. Они полны надежды, что это обязательно произойдёт.
Итак, в первой части — воспоминания о радостном событии прошлого. Во второй — предчувствие не менее радостного события в будущем. Исследователи отмечают, что такое соединение прошлого и будущего находится в основе многих псалмов. Как говорится в одном из них: «Ты, Господи, был с нами в прошлом, посему не оставь нас и в будущем». И эта просьба псалмопевца указывает нам на одну важную духовную закономерность. Наши воспоминания о том, как Бог действовал в нашей жизни в прошлом, — это твёрдая опора для веры в то, что и в будущем Он нас не оставит.
А потому, когда нас начинают одолевать уныние и печаль, один из самых эффективных способов борьбы с ними — вернуться в своей памяти в светлые моменты своей жизни. Припомнить и рассмотреть те ситуации, когда Господь избавил нас от явного зла. И соединить эти воспоминания с благодарственной молитвой. Сказать Богу спасибо, что вытащил, что уберёг. Некоторые для ещё большей эффективности берут ручку, бумагу и начинают прописывать эти благодарности.
Такое нехитрое упражнение даёт очень простое понимание: «Господь вытащил меня из болота не для того, чтобы я утонул в ванной». Тот непростой период, который мы сейчас проходим, — просто очередной этап спасительного плана нашего Творца. Нам нужно просто набраться терпения и делать свою работу. Стараться следовать Божьей воле и исполнять заповеди Евангелия по отношению к тем, кто нас окружает. Такой подход к жизни наполнит наше сердце благодатью. Мы научимся радоваться простым, обыденным вещам. В нас укоренится уверенность, что лучшее не где-то впереди. Оно уже с нами, прямо здесь и сейчас.