
Нашими гостями были известные актеры и музыканты Антон и Виктория Макарские.
Мы говорили о музыке, вере, семье, а также о святынях Оптиной пустыни и Крыма, которые оказались особенно важными и близкими для наших гостей.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К.Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Сегодня у нас очень знакомые многим слушателям светлого радио гости — Антон и Виктория Макарские — артисты, певцы, ведущие проекта «Святыни России».
Здравствуйте, дорогие Виктория и Антон!
А.Макарский, В.Макарская
— Здравствуйте!
А.Макарский
— Очень рады быть у вас в гостях, в нашей, ставшей уже родной, студии Радио ВЕРА!
К.Лаврентьева
— Это о-очень взаимно! Вспоминаю вашу песню «Инок», которую вы исполняли на Светлом концерте, как раз, в 2024 году в Кремлёвском Дворце — Светлый концерт Радио ВЕРА... честно скажу, на меня это тогда произвело, конечно, неизгладимое впечатление.
Вот, всё-таки, некоторые песни — их, конечно, надо уметь исполнять. Дело не только в словах, а дело — в духе, который ты передаёшь.
Вот, наверное, первый вопрос, который я хотела вам задать: когда ты поёшь песни с глубочайшим смыслом, и ты поёшь их из раза в раз, насколько удаётся, вот, эту жизнь передавать, действительно, из концерта в концерт? Чтоб это не выходило в область автоматизма некоего...
А.Макарский
— Не заходит в область автоматизма. Должен сказать со всей ответственностью, что... если песня, действительно, по-настоящему глубокая, то, с каждым разом... ты её чувствуешь всё больше и больше.
В.Макарская
— Но я хочу сказать... добавить... скромно добавить...
К.Лаврентьева
— Скромная ремарка... ( Улыбаются )
В.Макарская
— Дело в том, что уже доказано очень многими специалистами, которые спорили о таланте докладчика, или оратора, или певца... говорят: «Ну, почему... мелодия — одна... стихи — те же самые...»
К.Лаврентьева
— ... а звучит по-разному, да?
В.Макарская
— И я нашла недавно в книге очень серьёзного психолога Ирины Баржак — она очень глубокий человек, который занимается, можно сказать, с первыми лицами государства ораторской подготовкой... она сказала одну гениальную вещь, написала даже научный труд на эту тему: если ты не думаешь... у тебя нет внутри, вот, этого «кино», и ты не понимаешь, о чём ты поёшь, какой бы гениальный ни был текст — оратор из тебя никакой. Ты должен настолько искренне представлять внутри себя... и верить в это... у тебя должна быть, вот, эта картина — чтобы её увидел каждый зритель.
Это невозможно сделать просто, выйдя и... вот, взял текст... взял музыку... Вы знаете, мне очень часто люди присылают песни, и говорят: «Я — православный автор». И я говорю: «Послушайте... если вы в песню вставили слово „Рождество“... слово „Пасха“...
А.Макарский
— Или „молюсь“...
В.Макарская
— ... или слово „молюсь“ — это вообще не значит, что эта песня славит Бога. Не говорите, что вы — православный автор. Сделайте такую песню, чтобы люди всем сердцем почувствовали Бога, даже если там не будет слова „Рождество“... „Пасха“... „Христос“...»
У нас есть такие песни...
А.Макарский
— У нас есть такие авторы, которые пишут...
В.Макарская
— ... и такие авторы. Вроде бы, ничего не сказано... вот так... напрямую, а у людей, вот, просто замирает сердце, и они говорят: «Вы знаете... что-то со мной произошло... что-то у меня внутри перевернулось...»
Вот... поэтому, славить Бога всеми своими талантами, и, в том числе, поэтическим талантом...
А.Макарский
— ... что мне особенно важно, да...
К.Лаврентьева
— ... что, кстати, редкость, да, уже?
В.Макарская
— Я против того, чтобы люди называли себя православными поэтами — и писали плохие стихи.
К.Лаврентьева
— Да...
В.Макарская
— Меня всегда это ранит, как человека творческого.
И — то же самое, когда люди пишут плохую музыку, и говорят: «Я — православный автор, потому, что я взял текст со словом „Рождество“». И я говорю: «Нет. Ты, вот, напиши такую музыку, чтобы она Бога славила. А потом люди спросят: «Ах... а кто он?» И скажут: «Православный!» Вот, это важно.
К.Лаврентьева
— И — да, действительно... Рахманинов же не называл себя «православным композитором», да? Но все знают, что он говорит о Боге в своих произведениях...
В.Макарская
— Да!
А.Макарский
— Так, вот, возвращаясь к началу нашего разговора, песню «Инок», также, как и песню «Церковь при дороге», написал Георгий Барыкин... и... изначально — очень глубокие смыслы... красивая музыка... соответствующая аранжировка... и нас оставалось лишь не испортить... вот, только бы не испортить! Поэтому, так и спето — очень аккуратно, осторожно... ну, глядя на жену, могу ещё сказать ещё эпитет «чувственно»...
В.Макарская
— Не отнять!
А.Макарский
— И, с каждым разом — вот, сколько мы ни пели эту песню, — с каждым разом, конечно, ком в горле... и у исполнителя тоже!
К.Лаврентьева
— Там, вот, действительно...
В.Макарская
— Хорошая песня не может надоесть.
А.Макарский
— Вот, кстати... хотите, тоже проведу, такую... может быть, не очень точную аналогию с песней, за которую православная аудитория меня клеймит и кидает помидорами...
К.Лаврентьева
— Я сразу поняла, о какой песне идёт речь!
А.Макарский
— ... а, между прочим... из этого мюзикла-то... самая знаменитая ария... она очень глубокая. И я абсолютно убеждён в том, что любое произведение искусства ценно только тогда, когда ведёт к свету. Вот, в данном случае — здесь абсолютный путь к свету. Но... на обратном примере, показывая, как три этих, совершенно разных, персонажа — гибнут, потому, что не могут справиться со своей страстью.
Я против того, чтобы эту песню разучивали в детских садиках, но — за то, чтобы думать... понимать... и...
К.Лаврентьева
— Смыслы... какие-то смыслы искать...
А.Макарский
— ... да... и размышлять над тем, как...
Вот, наша двенадцатилетняя дочь приходит и говорит: «Что за вопросы такие: „Что хотел сказать автор?“ Я говорю: „Откуда я знаю, что хотел сказать автор?“ Почему не спрашивают, что я поняла из этого произведения?»
К.Лаврентьева
— Точно!
А.Макарский
— Вот, наша Маша так мыслит, слава Богу. У неё есть этот великолепный дар критического мышления.
К.Лаврентьева
— Вот, дар критического мышления, дар познания, дар творчества, конечно — дан нам Богом. И вам — в большом количестве... поэтому, мы, конечно, плавно подходим к вашим творческим планам...
И хочется, в том числе, напомнить нашим слушателям, что с 11 по 13 июля в Оптиной Пустыни состоится четвёртый духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной Пустыни». Это прекрасное мероприятие положило начало, вообще, каким-то невероятным изменениям, мне кажется, в нашем обществе... ещё большей углублённости в Достоевского, конечно же. В 2022 году начались «Дни Достоевского в Оптиной Пустыни», и, с тех пор, не первый год они уже повторяются... уже четвёртый... и Антон и Виктория, как раз, принимают там участие...
А.Макарский
— Мы постоянные гости, да...
К.Лаврентьева
— ... как раз... с самого начала.
В.Макарская
— Можно сказать, мы стояли у истоков, и видели, как это всё начиналось.
Более того... мы, с Надеждой Куприяновой — рабой Божией Надеждой, многодетной матерью, которая делала всё для того, чтобы этот фестиваль, вообще, состоялся... я помню нашу первую встречу... нам казалось это всё какой-то совершенно невероятной идеей.
А благословят ли? А как это всё будет? А, ведь, мероприятие — в общем-то, для того, чтобы светские люди, возможно, которые никогда не думали о том, чтобы приехать в Оптину Пустынь, вдруг приехали и познакомились и с творчеством великого Фёдора Михайловича Достоевского, и послушали какие-то интереснейшие образовательные лекции, и послушали концерт, послушали песни...
К.Лаврентьева
— ... душой отдохнули...
В.Макарская
— ... и чтобы могли приехать семьёй.
Стояло перед организаторами очень много задач. Потому, что... детям может быть — неинтересно, например. Вы знаете, нам пришлось писать специальный блок песен для детей — потому, что мы понимали, что люди приедут многодетные, приедут со всей страны... будет жарко... и тогда...
А.Макарский
— Ой... так жарко было!
В.Макарская
— ... жара — всегда!... и... мы даже делаем наши выступления — ну, чтоб сразу «отмучиться» как-то... потому, что, понимаете... ну, жара невозможная!
Вот, мы приезжаем — и это, такой, настоящий подвиг. Сначала идёт лекция «Сохранить семью» ( многие её знают, как «Бабсовет» ). Но в прошлом году мы, как лекторы общества «Знание», уже объездили полстраны с лекцией, именно, «Сохранить семью», которая выросла из «Бабсовета», который родился на Пандемии. Потом — поэтический вечер Антона Макарского. На следующий год... мы уже работали, придумали с оркестром читать... под оркестр... «Великого Инквизитора»...
А.Макарский
— Главу из «Братьев Карамазовых»...
В.Макарская
— Люди — не дышали... люди, просто, вообще никогда такого не видели и не слышали!
А.Макарский
— Причём... прости, что перебью... расскажу об этом. С оркестром «Глобалис»... Леонид Бутинский — дирижёр этого оркестра — подобрал потрясающую музыку... в каких-то местах мне было очень сложно читать — потому, что... ну... эмоции зашкаливали. Это глава, где поднимаются такие смыслы, такие глыбы смыслов, что... очень... очень тяжело. И, при этом, был самый пик жары! Чуть больше часа происходило всё это действие, и солнце от меня было немного справа, и у меня загорела правая часть лица и правая рука! ( Смеются )
Люди — сидели... и я поразился, насколько внимательно слушали... кто мог, с зонтиками, конечно, от солнца... но, вот, никто не уходил... невероятная тишина...
В.Макарская
— Ведь, часто бывает так, что приезжают люди — из любви к своим близким. Ну, скажем так: «Ну, хорошо, хорошо... я поеду с вами...»
К.Лаврентьева
— Ну — жена позвала... мама попросила...
В.Макарская
— Ну, хорошо — жена позвала... ну, съездим с бабушкой... бабушка сказала — там будет весело...
А.Макарский
— Антошу в сериале видела? Хочу посмотреть на сцене...
В.Макарская
— И люди приезжают, в общем-то, иногда не подготовленные, и не воцерковлённые. И — на глазах — мы видим, как эти мероприятия... в весёлой форме лекция «Сохранить семью»... потом такое грандиозное событие — оркестр... огромные экраны... прекрасный свет... и вдруг — Достоевский! Многие впервые, вообще, понимают, что... как это так? Вот, читают книгу — под оркестр? Живьём.
И, в конце, конечно, уже когда спадает жара — большой живой концерт для всей семьи. Он не просто к фестивалю Достоевского подготовлен — у нас всегда... зрители, которые два раза в год бывают в зале Церковных Соборов на наших концертах, они знают, что у нас детишки — иногда по 50-100 человек просто выбегают на сцену — и уже весь концерт остаётся на сцене...
А.Макарский
— Очень смешно вчера было... у нас вчера тоже было выступление... и сидела девочка-подросток. А у нас «живой концерт» называется — потому, что мы очень часто общаемся с людьми.
И Вика спрашивает: «Вас — мама привела?» — и мама, такая: «Нет! Это она меня привела!»
А.Макарский
— Да, у нас — разная аудитория...
В.Макарская
— И детишки... ну... пошли отзывы потом, после фестиваля. Взрослые писали: «Дети маленькие 5-7 лет просятся: мы поедем на фестиваль в следующем году?» — «А что вам так понравилось?» — «А там, вот, тётя Вика пела про зверей... и про детей... и „кто поможет маме“... и мы поедем опять туда танцевать!»
То есть, вы понимаете... через, вот, такую... душевную форму... с любовью... через эту подачу... люди, вдруг, впервые, приезжают на... место, которое потом меняет их жизни.
А.Макарский
— У нас Константин Арсеньев... вот, к вопросу о тех песнях, которые Вика перечислила... названия этих песен... пишет целый блок детских песен. У нас — большие планы на эти песни. Хочется их очень красиво записать.
К.Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается.
Сегодня у нас в студии Виктория и Антон Макарские — артисты, певцы, ведущие проекта «Святыни России».
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Интересная история про детские песни... Знаете, о чём я думаю ещё? Ведь 7 июля 1878 года — я даже себе записала — Фёдор Михайлович Достоевский впервые посетил Оптину Пустынь. Вот, это легендарная была его поездка, когда он, после смерти маленького сына, в совершенно ужасном состоянии, поехал к старцу Амвросию, и тот его так утешил, что он вышел оттуда и написал «Братьев Карамазовых»! И мы знаем, что Алёша — герой «Братьев Карамазовых» — как раз, назван в честь его сына.
И, вы знаете, меня так эта история потрясла, когда я её впервые услышала! Я думала: «Это ж надо!» Оптина Пустынь — лечебница была ещё во времена русских классиков ( Гоголь, Достоевский, Толстой...«, так она и остаётся лечебницей. Да и сейчас — приезжаешь и чувствуешь на себе этот феномен старчества...
А.Макарский
— Мы, кстати, были в этой келье...
К.Лаврентьева
— Старца Амвросия Оптинского...
А.Макарский
— Да, да... я не знаю, есть ли сейчас допуск туда...
К.Лаврентьева
— В скиту... есть, есть... надо там, как-то... да... узнавать...
В.Макарская
— И там сохранилась та комната, которая видела Фёдора Михайловича Достоевского... и даже мебель сохранилась...
А.Макарский
— ... и она описана, очень подробно, в «Братьях Карамазовых»...
В.Макарская
— И я ещё хочу сказать одну важную вещь — о молодёжном поселении, которое возникло около Оптиной Пустыни.
К.Лаврентьева
— Да, рядом... ага...
В.Макарская
— Это что-то потрясающее! Потому, что... когда люди приезжают на этот фестиваль, первое, с чем они сталкиваются — прекраснейшее современное стильное кафе, которое... девочки, в красивых платьях ситцевых... молоденькие, в платочках, красавицы русские... Они говорят: «А, что это? Тут... как мы думали, мы приедем в заброшенное какое-то село... а тут... молодые, продвинутые... семьи многодетные...
К.Лаврентьева
— Гостиницы хорошие...
В.Макарская
— ... прекрасные гостиницы... Мы думали, мы приедем сейчас в захолустье»...
К.Лаврентьева
— Выживать приедем...
В.Макарская
— ... ничего подобного! Более того... молодёжь, которая туда приезжает, видит, вот, эту всю красоту, видит, как всё... то есть, это была... рядом с Оптиной Пустынью деревня — восемь дворов... вымершая, практически... и там люди доживали просто свою жизнь. Там ничего не было. Сейчас там есть школа, детские площадки, отстроили... молодежь отстроила храм замечательный, вычистила пруды! Ты туда сейчас приезжаешь...
А.Макарский
— Отец Вадим там, конечно...
В.Макарская
— ... и отец Вадим с прошлого года уже проводит молодёжные международные фестивали... палаточные городки... причём... После концерта, мы поехали в такой молодёжный лагерь, и я увидела проповедь отца Вадима — иеромонаха — как он разговаривает с молодёжью... вообще неподготовленный!
То есть, это — молодёжный лагерь, люди приезжают 16-17-18 лет...
А.Макарский
— Они же, вообще, любую минимальную фальшь чувствуют!
В.Макарская
— И они — невоцерковлённые ребята... и я увидела эту проповедь. Я увидела простой разговор... я даже не представляла, что можно так разговаривать с подростками, с молодыми людьми! Они — не дышали... настолько простым, понятным... это дар.
Вот, я смотрела на иеромонаха Вадима — у меня замирало сердце, я боялась пропустить каждое слово... дар воздействия на невоцерковлённых ребят, которые сидят... смотрят во все глаза... слушают, если можно так сказать, во все уши... и я вижу, что это слово — доходит. И оно — меняет. И что, вот, эти ребята — уже не будут жить, как прежде. Они что-то переосмыслят в своей жизни...
А.Макарский
— Ну, да... потому, что он... вот, именно своим разговором, разрушает те... ужасающие стереотипы, которые существуют, в основном, вот, в головах молодых людей...
В.Макарская
— ... по поводу монашества, по поводу православных людей, по поводу аскезы, по поводу поста...
А.Макарский
— ... вообще, в принципе, по поводу христианства и православия.
В.Макарская
— Вот, рушатся все, вот, эти... они видят...
К.Лаврентьева
— Весёлых монахов, здоровых! Полноценных абсолютно...
В.Макарская
— ... весёлых и радостных людей, которые умеют радоваться! Которые, вообще — радуются Пасхе с пасхальной радостью в глазах! Они слышат, что, оказывается, можно танцевать! Когда Василий Давыдович Ирзабеков наш любимый танцевал... у нас даже это в ролике потом осталось... как он танцевал!...
А.Макарский
— Да... да... под нашу песню...
В.Макарская
— Значит... с надписью на спине: «Мы русские — с нами Бог!»...
А.Макарский
— Да, да... Василий Давыдович...
В.Макарская
— ... Василий Давыдович Ирзабеков — великий исследователь русского языка, писатель, публицист, учёный... и дети танцуют... и взрослые танцуют... и бабушки!... и мамы... и папы... и люди видят это всё на, в общем-то, православном фестивале! Они, вдруг, впервые узнают, что, оказывается, православные — радостные! Они так этому удивляются... говорят: «И чё... так можно было? А можно присоединиться?»
К.Лаврентьева
— Вика, я, вообще, слушаю Вас... вспоминаю, как воспринималось словосочетание «православный фестиваль» ещё несколько лет назад... конечно, кроме грусти и печали лично мне... это, конечно, ничего больше...
В.Макарская
— ... грусти и тоски... заунывных песен...
К.Лаврентьева
— А тут — вы рассказываете... о чтении Достоевского под оркестр... о каких-то красивых кофейнях... о каких-то прекрасных монахах, которые встречают с распростёртыми объятиями эту молодёжь... где всё организовано на высочайшем уровне. И, вот, хочется сказать, что, действительно, мы пришли к какому-то... качеству... мы пришли к какому-то высокому качеству...
А.Макарский
— Ну, нет — идём!
К.Лаврентьева
— ... и концертов... Ну, уже, местами, пришли... местами, пришли! Мы сейчас говорим про Оптину — вот, я и решила как-то, вот... закруглить...
А.Макарский
— Ну, вот, если говорить об этом, то... вот... в Оптиной Пустыни, наверное...
В.Макарская
— Надежда Куприянова привезла свою дорогущую аппаратуру! Никогда такого не было.
Мы приезжали куда-то, и понимали, что, если это православный фестиваль, значит — две вяленькие колоночки...
К.Лаврентьева
— ... и очень шипящий плохой звук...
А.Макарский
— Вот, я и хотел об этом сказать... что это — место, где, невероятным образом, пересекается современность и традиция...
В.Макарская
— Да...
А.Макарский
— Я, однажды... вот... с грустью... с грустью для своей страны... вот, я был в Ингушетии, и констатировал такой факт, что... в Ингушетии — там очень современно... правда, я приезжал, как российский актёр в Дом Театра, и был концерт, и, понятно, что мне устраивали экскурсию... и — совершенно невероятный какой-то город Магас, столица Ингушетии...
И — вот, я иду... меня никто не знает там... и звукорежиссёр наш идёт, он постарше меня, он с бородкой и седой — его тоже никто не знает... но молодёжь, которая сидит и что-то, там... разговаривает, как обычно, на своём молодёжном... она видит нас — и встаёт. Просто, от вида людей, которые старше их.
И, вот, меня это настолько поразило, и настолько больно стало за то, что наша молодёжь так не делает!...
Вот, наверное, Оптина Пустынь эту боль, в какой-то мере, сняла. Потому, что там я вижу ту же тенденцию... вот... эта современность пересекается невероятно с православными традициями.
В.Макарская
— Знаете, я больше скажу. Когда мы, ежегодно... вот, сейчас, в 2024 году... с таким качеством невероятным... понимаете? То есть, ты приезжаешь, как на самый современный мировой фестиваль... такой там свет... такой звук! Сейчас уже там стоят палатки с едой, привозят воду... сделан огромный палаточный городок для тех, кто не хочет останавливаться в гостинице — потому, что очень жарко... и люди могут на свежем воздухе ночевать с детьми прямо в палатках.
Но ещё... самое важное... в этом году уже была моя идея — я предложила: «Надежда, а не транслировать ли нам через спортивную международную платформу этот фестиваль на весь мир?» И — связала, как раз, с руководителем этой международной платформы... чтобы люди видели этот фестиваль во всём мире, увидели Оптину Пустынь.
Я говорю: «А почему — нет? Нам не стыдно... посмотри, какой свет... посмотри, какой звук! Сколько народу приезжает! Причём, со всего мира...» — к нам ежегодно приезжает молодёжь из Сан-Франциско, из Лос-Анжелеса, русская молодёжь православная! Ежегодно приезжает в Оптину Пустынь. Вот, вы представляете?
К.Лаврентьева
— Это — «жажда» называется... да?
В.Макарская
— И они так скучают... так скучают... говорят: «Мы понимаем... там, вот, это... это... мы связаны — этим... этим...» — а потом стали приезжать, и говорят: «А вы знаете, мы переезжаем! Мы, вот, поговорили с мужем... мы решили переехать в Россию».
То есть, представляете... люди приезжают... как бы... на фестиваль... смотрят, что, оказывается, у нас медведи по улицам не ходят, как им в новостях рассказывают...
А.Макарский
— ... все повально водку не пьют...
В.Макарская
— ... смотрят, что у нас-то, оказывается, гораздо круче жить, чем «там»... они это впервые для себя обнаруживают — и возвращаются на родину, возвращаются к своим корням. Вот, такие истории для меня — вообще, самые важные, самые главные.
А.Макарский
— «Каждый выбирает для себя...» — как сказал один из самых любимых моих поэтов...
К.Лаврентьева
— Точно...
В.Макарская
— Можно, я ещё скажу... у нас, вот, совсем недавно тоже подтвердилось мероприятие, которое мы очень... о котором мы очень давно мечтали. Мы хотели такой же большой... безусловно, я должна сказать самое главное — это всё благотворительное. Мы работаем во славу Божию. Нет никаких билетов...
К.Лаврентьева
— Да, это важно. В Оптиной Пустыни — абсолютно свободный вход.
В.Макарская
— Вход свободный. И... мы очень хотели такой же концерт сделать в Севастополе. Вот, мне принципиально это было — в «Новом Херсонесе», в этом роскошном новом большом зале...
К.Лаврентьева
— Я только хотела вас спросить!
В.Макарская
— ... сделать концерт. И — так получилось, что согласовали... вы, представляете, чудо!... 8 июня, на Троицу!
К.Лаврентьева
— Правда, чудо!
В.Макарская
— С 17.00 до 19.00. Потому, что, вы понимаете — там серьёзные вопросы с безопасностью... И это — как раз, наш формат, чтобы успели люди приехать с детьми с маленькими, посетить концерт и успеть добраться домой.
Вот... ну... воскресенье, 8 июня... большой благотворительный ещё один концерт... в «Новом Херсонесе».
А.Макарский
— И для нас это особенно важно...
К.Лаврентьева
— Мы сейчас это всё подробно обсудим ещё, да...
А.Макарский
— ... потому, что 10 лет назад — именно, на Троицу — родился наш Иоанн, наш сын.
В.Макарская
— Да, 10-летие Ванечки...
К.Лаврентьева
— Напомню, что у нас в гостях — Виктория и Антон Макарские, артисты, певцы, ведущие проекта «Святыни России».
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Мы вернёмся очень скоро. Пожалуйста, оставайтесь с нами — впереди ещё много полезной информации и размышлений.
К.Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, и сегодня у нас в студии — Виктория и Антон Макарские — артисты, певцы, ведущие проекта «Святыни России».
Меня зовут Кира Лаврентьева.
В первой части нашей программы, мы успели начать обсуждать концерт Антона и Виктории в «Новом Херсонесе»... честно скажу, у меня к нему трепетная любовь... я 3 года жила там с детьми, потому, что у меня муж, непосредственно, участвовал в возведении, в реставрации Князь-Владимирского собора... они делали там мозаику... вот, как раз, 50000 модулей мозаики делал мой муж непосредственно...
В.Макарская
— Это Ваш муж делал?...
К.Лаврентьева
— Да, да, да...
В.Макарская
— Это — лучшее, что я видела в мире!
К.Лаврентьева
— И, поэтому, то, что вы говорите, у меня, конечно, очень откликается... простите, что в эфирном времени...
В.Макарская
— Где бы мы ни были... а мы были очень много, где... такой красоты мозаики мы не видели нигде! Такого больше в мире нигде нет...
К.Лаврентьева
— Это — правда. Там было очень много чудес... и искушений...
В.Макарская
— Это — Ваш муж делал?!
К.Лаврентьева
— Да, муж, и его компания...
А.Макарский
— Низкий поклон передайте ему от нашей семьи, пожалуйста!
К.Лаврентьева
— ... и ещё многие люди неравнодушные... да... и — под чутким, мудрым руководством владыки Тихона Шевкунова.
В.Макарская
— Это потрясающе...
К.Лаврентьева
— Да... вот, такая, вот, история. И, конечно, у меня, прямо, сердце — осталось там. И, когда вы мне рассказываете сейчас про «Новый Херсонес», я уже там с вами — 8 июня 2025 года...
В.Макарская
— Приезжайте, приезжайте!
К.Лаврентьева
— Ну, да. Но там проблема, дорогие слушатели, конечно, с дорогой. Мы вас сразу предупреждаем. Если вы хотите посетить это место, уже занимайтесь билетами сейчас, надо срочно начинать...
А.Макарский
— Ну, да... поезда — ходят, но с билетами...
К.Лаврентьева
— Да. А — вход на концерт?
В.Макарская
— Вход — абсолютно свободный. И — без регистрации...
К.Лаврентьева
— Главное — добраться до Крыма.
А.Макарский
— А для нас ещё Севастополь важен тем, что там живёт мой брат. Правда, по семейной иерархии, он мой дядя... хоть и ровесник...
В.Макарская
— А по душевным отношениям — брат.
А.Макарский
— Да, да, да... у нас странный сдвиг такой в семье...
К.Лаврентьева
— Так бывает, да...
А.Макарский
— У меня очень ранний дедушка — довоенный...
К.Лаврентьева
— Почему?
А.Макарский
— Прабабушка с прадедом родили его до войны. Потом прадед ушёл — всю войну прошёл, и у них появилось потом ещё несколько детей... и — очень ранние мама с папой были... и, поэтому, мои дяди — ровесники.
И у меня — вчера — родился брат! Так, что у меня, с моим двоюродным братом, разница — в 50 лет! Вот, так.
К.Лаврентьева
— Слушайте... потрясающе, просто...
А.Макарский
— И мы его впервые... вот, мы поедем на концерт... будем давать концерт... и увидим этого маленького прекрасного моего братика...
К.Лаврентьева
— 50 лет... действительно, удивительная история!
А.Макарский
— Вот, так, вот... представляете?
К.Лаврентьева
— Слушайте... ну, вот... у меня в Севастополе всегда ощущение, что это... такой, вот... город-герой! Несмотря на то, что летят дроны... несмотря на то, что там постоянное такое напряжение... работает, вот, эта, вот, сирена, время от времени... военная тревога... всё равно, вот, там земля — пропитана кровью мучеников... дух — героический, и он тебя питает ещё!
В.Макарская
— Там такой дух!...
К.Лаврентьева
— Он тебя ещё... твою трусость, твою немощь ещё и напитывает!
В.Макарская
— Всегда знала, что наступит момент, когда я буду жить в Севастополе...
К.Лаврентьева
— Правда...
В.Макарская
— И он сейчас может... ну, раньше времени...
А.Макарский
— Погоди, рано!
К.Лаврентьева
— Антон ещё не готов!
А.Макарский
— Нет, он готов! Почему? Просто... боюсь, что ни Ваня, ни Маша не готовы к таким переменам...
В.Макарская
— Они узнают об этом позже. Мы уже и школы там стали...
А.Макарский
— Они очень быстро взрослеют... поэтому... почему — нет? Они пойдут своим путём, мы — своим... Одна из главных задач воспитателя — сделать так, чтобы дети максимально рано могли обходиться без...
К.Лаврентьева
— ... родителей.
А.Макарский
— ... да, без родителей, без...
В.Макарская
— Знаете, когда мы туда приехали, мы поняли, что, практически, ничего не знаем о Севастополе.
К.Лаврентьева
— Да...
В.Макарская
— Это — город... это — фантастическое совершенно место! Возможно, такого больше нигде в мире нет...
К.Лаврентьева
— Он дышит, прямо... дышит...
В.Макарская
— Что там происходит? Какие он хранит тайны? Какие он хранит святыни необыкновенные!...
К.Лаврентьева
— Это — вообще...
В.Макарская
— Ну... Фиолент...
К.Лаврентьева
— Без комментариев.
В.Макарская
— Понимаете... это — вообще без комментариев!
К.Лаврентьева
— Я сижу и про него думаю...
В.Макарская
— Фиолент... когда мы туда приехали... описать это невозможно! Ты, просто, находишься между небом и землёй... ты... ты меняешься...
К.Лаврентьева
— Точно.
В.Макарская
— Я всегда говорила, что... ну, есть такое... знаете... что: «Бог — Он везде... Он везде с тобой... а зачем вам ездить?»
К.Лаврентьева
— Вот — ближайший храм...
В.Макарская
— Вот — ближайший храм, идите, и там... и всё...
К.Лаврентьева
— Кстати, тоже правильно...
А.Макарский
— Это моя концепция была! Я — ни разу не визуал... несмотря на то, что мы снимаем «Святыни России», но... как бы, я, так: «Ну... да... хорошо... интересно... здорово...
К.Лаврентьева
— Слава Богу... поеду домой...
А.Макарский
— ... когда домой?» — да. А тут...
В.Макарская
— Но... то, что происходит там... ты понимаешь, что эти места — меняют людей. Я считаю, что любой человек — ну, обязательно должен, хоть раз в жизни, побывать в Севастополе, и на Фиоленте...
К.Лаврентьева
— Свято-Георгиевский монастырь...
В.Макарская
— ... Свято-Георгиевский монастырь... там надо обязательно побывать. Потому, что — то, что там происходит с твоей душой... то, что происходит с твоим... просто... я не знаю... конечно, у каждого — по-разному. У каждого по-разному это откликается. Но то, что все говорят: «Я, как будто, побывал не на земле... и, как будто, понял, что, действительно, смерти — нет». Вот, есть такие места, где ты, вдруг, понимаешь, что смерти — и, правда, нет.
К.Лаврентьева
— Как Святая Земля.
В.Макарская
— Ты понимаешь в таких местах, что твоя душа — вечная.
Мы были как-то в Сарове... я, вот, хочу сказать об одной истории, которая с нами там произошла.
Мы были в подземном храме. Там есть места, которые... никто не может объяснить, как, вообще, монахи сделали эти подземные кельи. Они это вручную всё рыли, не было никакой техники... подземные кельи и подземный храм. Очень древние. И там, около алтаря подземного храма, есть плита — 80 на 80 см. И нас туда повели священники, и говорят: «Ребята, постойте на этой плите...»
Мы не знаем, что это такое! Если б мы знали, что это такое! Но мы не знаем, что это такое. Становишься на эту плиту, и идёт какая-то вибрация, а потом ты перестаёшь чувствовать тело — вот, вообще, его перестаёшь чувствовать. Как будто, его у тебя нет. Вот, это состояние — я его никогда не забуду... которое, видимо, Господь Милосердный — вот, пусть через этот камень около алтаря — оставил людям, чтобы, возможно, они поняли, что тело — его когда-нибудь не будет. И не просто поняли, а почувствовали это — как это, когда тела нет.
Вот... я понимаю, что Саров — закрытый город... но, если у кого-то когда-нибудь будет возможность приехать в Саров... приехать в этот потрясающий музей... с кем-то там подружиться и попросить, чтобы провели, вот, в эти подземные пещеры, которые, конечно, охраняются, и попросить: «Вот, у вас там есть камень один — можно постоять?» — чтобы почувствовать Вечность. Чтобы почувствовать, а как это — душа, когда она без тела.
Вот, такое есть.
Мы не искали чудес... мы говорим сейчас... Антон очень не любит, когда...
А.Макарский
— Ой, да... она же очень часто провоцирует тоже... «Спросите, спросите про чудеса»!
В.Макарская
— ... всегда говорит: «Вика...»
А.Макарский
— Ну, там... леший бродит... русалка на ветвях...
К.Лаврентьева
— Где старца найти...
А.Макарский
— Да, да, да... И я, каждый раз: «Ну, ребята... ну, пожалуйста... ну, не об этом же...»
В.Макарская
— А я говорю: «Да вы поймите, пожалуйста... старцы — не гадалка...
А.Макарский
— Да, да, да...
В.Макарская
— ... Молитва — не заговор... пожалуйста, друзья мои!»
К.Лаврентьева
— Да, да... вот, это наше восприятие... немножко, такое...
В.Макарская
— Да.
А.Макарский
— Вот, кстати, я хочу рассказать подобную историю я испытал в Оптиной Пустыни в келье отца Амвросия, да.
И... вот, нам рассказывали так подробно всё, показывали... и, вот, я смотрю — там висит икона... и я — смотрю на неё... и, про себя, там, громко-громко думаю: «Ну, как бы, вот, хотелось пообщаться...» — и, тут же, не задумываясь, сам себе, так же громко, отвечаю: «Общайся!»
Я, аж... вот, от этой громкости мыслей... я не знаю, откуда она у меня... «Общайся! Пожалуйста! У Бога — времени нет... смерти — нет... общайся! Почему нет?»
И, вот, тогда я тоже вышел, совершенно поражённый, из кельи, понимая, что... ну... вообще... мы, как-то... немножечко... зацикливаемся в рамках... как это сказать-то... системы координат этого мира. Всё гораздо шире. Всё гораздо сложнее... и проще, в том смысле...
В.Макарская
— И, безусловно, есть места, которые дают нам понять, что... есть выход и этого трёхмерного мира... и, более того, что он обязательно состоится. И тебе придётся принимать решение — каждой своей реакцией, каждым своим поступком: ты — куда пойдёшь? Да? Как говорится, что ты будешь делать в четверг, если помрёшь в среду? Куда ты пойдёшь потом? Это — твоё решение. Ни к кому претензий не имеем — каждый выбирает для себя.
И я могу ещё, если позволите... ещё очень хочу рассказать про событие, которое с нами произошло тоже на съёмках проекта «Святыни России».
К.Лаврентьева
— С удовольствием, да...
В.Макарская
— Часто бывает так, что... ты приезжаешь, абсолютно не ожидая... не понимая, куда ты едешь... не осознавая до конца, что ты увидишь, с чем ты соприкоснёшься.
И я помню, как мы попали к мощам преподобного Александра Свирского. Это было не просто какое-то потрясение для нас.
Интервью с монахом шло полтора часа. Мощи стояли открытые. Более того, они были перенесены, в связи с ремонтом — просто, поставлены на рандомное место, как сейчас принято говорить... не на специальное — просто, вот, перенесли, поставили, открыли... мы тут — со съёмочной группой... и поставили камеру — крупно-крупно. На ладонь Александра Свирского.
И, вот, эту ладонь мы потом показывали в проекте «Святыни России». Она мироточила. То есть, стекает миро... оно из пор вытекает — и течёт. И, каждый раз, когда речь в интервью заходила о Преподобном, поднималось облако... благоуханное облако... необъяснимый запах! Понятно было, что это и не ладан... не какое-то масло... это совершенно запах какой-то неземной. Вплоть до того, что у нас операторы опускали камеру и говорили: «Что это?» — а монах плакал.
Монах просто плакал, и говорил: «Каждый раз, когда говоришь о Преподобном, появляется, вот, этот благоуханный запах». Он говорил: «Когда приносят больных младенцев, мы кладём их в пелёночках на руки... по особому благословению... когда очень больных малышей приносят, их кладут, вот, на мощи Александра Свирского. Пелёночки — пропитываются полностью этим миром, и ребёнок выздоравливает».
Я спросила у монаха: «А Вы... у Вас как — родители верующие... вообще, как Вы пришли... как Вы стали монахом?» Он говорит: «Да, что Вы? Я — вообще, хулиган... Сашка Шубин... меня весь курс знал. Я учился на археологическом, и я приехал, вообще, анализы с фресок брать... и увидел эти мощи. И меня они так потрясли — я понял, что это за гранью человеческого понимания... что такого не может быть никогда! Ну, просто не может быть! Ну... как... ну, лежит человек, он умер 500 лет назад... более 500 лет назад... и у него из пор течёт миро постоянно... и это благоухание... мощи — тёплые...»
Я остался. Сначала послушником, потом постригся«.
Я говорю: «Да... а как же... как Ваши близкие отреагировали?»
Он говорит: «Ну, конечно, паника была на курсе. Курс — как с знаменитой книге: „Ксендзы околдовали!“ — поехал меня спасать. Хулигана Сашку Шубина поехали спасать, из монахов доставать».
Я говорю: «И — что?»
Он говорит: «Вот, видите, домики здесь рядышком? Вот — весь курс тут уже».
К.Лаврентьева
— Спасатели...
В.Макарская
— «Все спасатели остались здесь!»
Приобрели участки, построили дома — либо дачи, либо дома, либо, вообще, переехали жить. Потому, что — учёные, у них мозг — пытливый, они приехали и поняли: такого не может быть. Потому, что такого не может быть никогда. А, раз это за гранью человеческого понимания, значит — духовный мир существует. А, раз духовный мир существует, давайте, его попробуем исследовать...
К.Лаврентьева
— Давайте разбираться, да...
В.Макарская
— А исследовать его невозможно — значит, мы чего-то не знаем. Возможно, мы не знаем чего-то самого главного! И люди, таким, вот, образом, через науку... как в лекции профессора Алексея Ильича Осипова... есть потрясающие лекции, которые очень много мужчин привели в храм... возможности человеческого познания — насколько они ограничены. Я могу сейчас ошибиться... то есть, о возможностях человеческого познания: насколько... мы думаем, что мы всё видим и всё знаем, а у нас есть очень серьёзные ограничения. И, вот, профессору Осипову удаётся мужчинам донести, что ты-то считаешь себя... понимаешь... самым главным, и думаешь, что ты всё можешь и всё контролируешь. Но это не так. Например, ты не можешь объяснить, почему мироточат святые мощи преподобного Александра Свирского.
Более того, я вам скажу одну такую вещь... почему всем очень рекомендую поехать туда, в село Свирское. Потому, что там есть песочек святой на месте, где явилась Святая Троица. Ведь, Александр Свирский — второй в мире человек, после Авраама, которому являлась Святая Троица. И там, на месте явления Святой Троицы, есть, вот, этот белый песочек — освящённый... там постоянно молятся... и эти мешочки люди увозят с собой. Ну... знаете, как говорят: приложить к больному месту — всё пройдёт.
И, вот, у нас... я взяла этот мешочек. Никогда у меня ничего не болело, и вдруг у меня дико заболела нога. Так заболела, как будто бы... вот... ну, на «прострел». И я, в панике, не понимая, что мне делать, беру этот мешочек, прикладываю к коленке — и мгновенно проходит боль.
Я думаю: «Да, нет... показалось... самовнушение... показалось...» — ну, и как-то я подзабыла эту историю.
И тут у нас в «Пересвете», под Сергиевым Посадом, была знаменитая история. Умирал мальчик от рака. Ну, как мальчик... для меня — мальчик, конечно... ему было где-то около 30 лет, сын у мамы, очень воцерковлённая семья, умирал от рака. У него были дикие боли. И мне люди передали: «Послушай, может, там... как, вообще... что делать? Ему ничего не помогает. Он очень сильно мучается».
Я говорю: «Ну, вот, возьмите. У меня есть мешочек с песочком с места явления Святой Троицы Александру Свирскому».
Знаете... много свидетелей есть тому: он приложил к груди этот мешочек — и у него полностью прошла боль. И он с этим мешочком не расставался до самого ухода. И, когда мы позвонили, нам говорят: «Мама спрашивает — вынимать у него мешочек из рук?» — потому, что он так и отошёл ко Господу, вот, с этим мешочком. «Не вынимайте, оставьте... пусть у него останется». Вот, он, просто, приложи, вот, так, руками — и так его и похоронили с этим мешочком. Потому, что только этот мешочек полностью снимал ему боль. Ту боль, которую не снимали никакие лекарства. Это, такой, достаточно известный случай.
Вот... и я вам рекомендую туда поехать — это тоже такое место, которое... не оставило равнодушным нашего водителя, абсолютно невоцерковлённого парня, которого нам дал «Ростуризм». Его зовут Максим. И у него, вот, прямо реально, было чудо настоящее. То есть, если мы ехали туда, и он нам... такой... ну, знаете, как... молодой человек 25 лет: «Так... вы мне тут ничего не говорите — я, вообще, ни во что не верю... я, вообще, из „Ростуризма“. Вы мне ничего тут...»
И — обратно мы ехали. Я говорю: «Максим, дай поспать...» Он: «Ребята, расскажите ещё! Ну, пожалуйста! Ну, ещё что-нибудь расскажите...» Я говорю: «Максим, я спать хочу... отстань... отстань от меня!» Вот, так, вот!
А.Макарский
— Ну... вы же видели Викины эфиры... вы же знаете концепцию: если её не перебивать, мы здесь до вечера будем сидеть.
В.Макарская
— «Радио Виктория»... диалога не будет!...
А.Макарский
— Диалога не будет!
К.Лаврентьева
— Знаете, я, наоборот, так рада...
К.Лаврентьева
— Давайте, напомним нашим слушателям, что у нас в гостях Виктория и Антон Макарские — артисты, певцы, ведущие проекта «Святыни России». И в этом часе мы говорим не только о творческих планах, о ближайших концертах... кстати говоря, мы уже обговорили... и в Оптиной Пустыни — с 11 по 13 июля будут проходит дни Достоевского, и там можно, как раз, песнями и творчеством Виктории и Антона насладиться, дорогие наши слушатели... и — «Новый Херсонес», Севастополь, Крым, на Троицу... 8 июля 2025 года.
В.Макарская
— Я хочу подчеркнуть, что вход — свободный. Мы делаем на эти концерты всегда свободный вход. Это, такая... как...
К.Лаврентьева
— Ну, такая, вот... миссия... благотворительность такая...
В.Макарская
— Это такая у нас благотворительная миссия, потому, что есть очень много людей... многодетных...
К.Лаврентьева
— ... не имеют возможности...
В.Макарская
— ... которые не имеют никакой возможности прийти на наши концерты.
К.Лаврентьева
— И мы говорим не только о творческих планах, но, как вы видите, и о каких-то открытиях и осмыслениях, которые Виктория и Антон привозят, буквально, из святых мест, и этим — нельзя не делиться!
Поэтому, я даже боюсь Вику перебивать — потому, что она настолько серьёзные вещи говорит... а, вот, вдруг, нас сейчас кто-то услышит — и завтра поедет в Александро-Свирский монастырь...
В.Макарская
— А хотите — про «завтра»?...
К.Лаврентьева
— ... а послезавтра — изменится...
А.Макарский
— А, вот, кстати, хотел сказать... Мы снимали, как раз, про православную жизнь в Юго-Восточной Азии — это Индонезия, Малайзия и Сингапур... мы были поражены! Тому, как там относятся к Таинствам, церковным Таинствам. С каким трепетом люди подходят исповедаться... как они подходят к Причастию... и потом долго, долго, долго... вот, так, вот... идут назад, боясь повернуться спиной. Это... вот, мы смотрели... ну, как бы... ну, да, да... ну, в России — как? Это ж — Православие наше, родное... поэтому, мы в храме, как дома себя чувствуем... Вот... настолько трепетное отношение ко всему, что касается Неземной этой жизни! И я смотрел и понимал, что — вот, правильный путь... нам бы поучиться этому отношению к святыне. К тому, чтобы привычка — не входила в нашу жизнь.
В.Макарская
— А ещё у них традиции — практически, раннего христианства. Они могут служить Литургию — в офисе, за столом, стоя все вокруг стола-Престола...
А.Макарский
— В гараже...
В.Макарская
— В гараже... говорят: «Вот, наш Кафедральный гараж!»...
А.Макарский
— Батюшка говорит...
В.Макарская
— Там же — ислам... жёсткий ислам. И там запрещено, например, чтобы были — купола. Это — исключено. То есть, как правило, церкви находятся... если какой-то благотворитель отдал какой-то свой дом... или отдал какое-то своё помещение офиса. Как, например, вот, в Джакарте мы были — там очень богатая китайская семья, православные люди, отдали часть своего офиса... но не должно быть куполов. Потому, что... из-за безопасности. Даже, просто, могут, в каких-то случаях, и убить, зная, что люди — христиане...
А.Макарский
— Там до сих пор сохраняются острова, где за переход в христианство — смертная казнь.
В.Макарская
— Да. А ещё я хочу сказать, что там русский экзархат — 13 епархий, в том числе в Гвинее Папуа. И, когда мы спросили: «А вы нас в Гвинею Папуа — отправите снимать?» — нам говорят: «Знаете... там, как бы... вы можете очень сильно понравиться местным людям, местным аборигенам. А у них традиция до сих пор: кто им нравится, того — съедают! Поэтому, знаете... давайте, вы пока туда не поедете — потому, что вы точно им понравитесь, а вы нам ещё нужны...»
К.Лаврентьева
— Слушайте... конечно, страшно, вообще, в наши дни — вот, это всё...
В.Макарская
— Хотите, расскажу вам совершенно потрясающую историю, которая... сразу скажу: фильм уже на телеканале «Спас», он ждёт своего выхода. Я думаю, что этот фильм произведёт фурор, просто... наше переосмысление очень многих аспектов...
А.Макарский
— Режиссёр этого фильма — так же, как режиссёр всех наших циклов «Святыни России» — Роман Ганган...
В.Макарская
— ... киностудия, которая находится у нас в Сергиевом Посаде и, официально, у нас дома...
А.Макарский
— ... да, официально зарегистрирована, адрес наш...
В.Макарская
— Я не могу не рассказать об этой истории.
К.Лаврентьева
— С удовольствием послушаем...
В.Макарская
— Представьте себе: Малайзия, Джаккарта, самый сильный колдун в Джаккарте...
А.Макарский
— Колдун! Настоящий.
В.Макарская
— ... к которому едут, едут... в общем... со всей Малайзии.
Настоящий колдун. К которому приходят и говорят: «Я сильнее тебя». А у колдунов — так: если кто-то сказал, что есть кто-то сильнее тебя, ты обязан с ним сразиться.
А.Макарский
— Это местная официальная религия.
В.Макарская
— Это местная официальная религия. Ты обязан сразиться, и, если тебя победит соперник, ты обязан пойти к нему в ученики и выучиться его... как бы... науке побеждать.
А.Макарский
— Его мастерству.
В.Макарская
— И, вот, ему говорят, что — вот, есть сильнее тебя.
Он приходит... А там храмы — какие, знаете? Вот, тростниковая стена... тростник... иконы Спасителя, Богородицы... вы представляете? Алтарь — из тростника.
А.Макарский
— Иконостас — фанера.
В.Макарская
— А он... на расстоянии мог просто взглядом посмотреть — и человек падал просто. Он просто откинуть мог человека — взглядом.
И, вот, он приходит, и видит — священника. Как он говорит: «Какая сила? В нём вообще никакой силы нет! Он — пустой!»
А.Макарский
— Да, да... дословно он говорит: «Он был абсолютно пустой».
В.Макарская
— Понятно, какой силы в нём не было? Той, к которой он привык — бесовской силы в нём не было, в этом священнике.
И он говорит: «Я так рассердился, что взял свою силу всю — и, вот, в эту Женщину и этого Мужчину!» — вот, в этот тростник...
А.Макарский
— ... разрушить чтобы...
К.Лаврентьева
— А... в иконостас!...
В.Макарская
— В иконостас. В сторону алтаря.
К.Лаврентьева
— Господи, помилуй!
В.Макарская
И — как его отшибло! И — как он потерял сознание! И — как он несколько часов не мог прийти в сознание! И, когда он очнулся, он, по обязательству, как должен каждый побеждённый колдун сделать, пошёл учиться к мастеру — к этому священнику.
А.Макарский
— И сейчас он — батюшка!
В.Макарская
— И сейчас он — батюшка в Джаккарте.
А.Макарский
— И он рассказывал — лично... да...
К.Лаврентьева
— Это, прям, как о Киприане и Иустине, конечно...
В.Макарская
— И я, когда у него спрашивала...
К.Лаврентьева
— Жёстко...
В.Макарская
— ... говорю: «Батюшка, скажите, а как... когда бесы отстали от Вас? Ведь сколько прав Вы им наотдавали...» — он говорит: «А с чего Вы взяли, что они отстали?...
К.Лаврентьева
— Нет...
В.Макарская
— ... Они вокруг меня... сонм этих бесов! И я, даже когда служу Литургию, я только знаю, что я — жив ещё, и стою ещё только милостью Божией... никакими своими достижениями. Вот, милость Божия есть на то, чтобы я, как пример даже другим... а они — стоят... стоят вокруг — все, как один... они и не отстали!»
К.Лаврентьева
— Вот, почему опасно с этими энергиями... со всеми этими историями непонятными заигрывать!
В.Макарская
— Вы понимаете, в чём дело? Человек, уже даже будучи священником...
К.Лаврентьева
— Это — не игра, совсем не игра.
В.Макарова:
— ... а они его терзают. То есть, это было 35 лет назад, а они продолжают его терзать!
Понимаете, как опасно... вот, эти все «таро»... это колдовство... эти все привороты, отвороты... это же — практически, отдаёшь бесам право на свою душу. И они потом... ты можешь потом всю жизнь Причащаться, исповедоваться... а они тебя будут продолжать мучить. Потому, что сколько прав ты им отдаёшь на свою душу, столько тебе потом нужно отбивать свою душу у этой нечисти с Божией помощью.
К.Лаврентьева
— Ну, а другого варианта нет — только Причащаться и исповедоваться.
В.Макарская
— Нету. Либо — в ад, либо, вот, всю жизнь... Как мне пишут, вот, эти девочки: гадалки, которые бросили гадать... тарологи, вот, эти... нумерологии?
Во-первых, у всех беда с детьми. И я девочкам всегда говорю: «Девочки!...» Какая беда с детьми у всех! И гибнут... и страдают... и заболевают... и, потому, что... Я, для себя, пыталась это понять... дерзну предположить, что это потому, что, всё-таки, материнский инстинкт, данный Богом — он самый сильный. И опомниться мать — от своих злых дел — может только тогда, когда что-то происходит с её ребёнком. И, вот, поэтому, если вы посмотрите, ни у одной колдуньи ничего в детях счастливого не бывает.
К.Лаврентьева
— Давайте, перейдём... да... к светлым минутам нашего разговора. Уже скоро у нас, к сожалению, заканчивается этот час, и он всегда пролетает незаметно, если Антон с Викторией у нас в студии...
Вот, про Новый Херсонес ещё хотела вас спросить... Вы знаете... честно говоря, сверить часы хотела.
Мы все знаем, что князь Владимир — Креститель Руси. Мы все почитаем князя Владимира, мы ему молимся, поминаем его на каждой Литургии... ну, то есть, понятно, что это... князь Владимир... княгиня Ольга — это наши столпы.
Но это одно дело — теоретически понимать, а практически... я это поняла, именно, когда я приехала в Севастополь. Я поняла, что он — жив, он — реален, и он сейчас, вот... как бы... здесь продолжает быть, как и все святые наши заступники. Но, вот, такое, личное знакомство с князем Владимиром у меня произошло, как раз, в Новом Херсонесе.
Как это было у вас? Есть ли у вас какие-то, вот, ассоциации именно с князем Владимиром через Севастополь?
В.Макарская
— У нас ассоциация с князем Владимиром — первая — началась, конечно, во Пскове.
К.Лаврентьева
— Ага...
А.Макарский
— Ну... мы же там... мы начали снимать цикл «Святыни России»...
К.Лаврентьева
— Понятно...
В.Макарская
— Княгиня Ольга... мы, вообще, начали снимать «Святыни России» в Свято-Троицком храме, в центральном соборе Пскова.
Удивительнейшее место! У нас там сразу же произошло чудо! И... причём... нам всё время говорят: «Ребята... ну, давайте, чудес — поменьше... мы же, всё-таки, не про чудеса...» — но там произошло чудо!
К.Лаврентьева
— Ну, а как, вот, не говорить, да?
В.Макарская
— Да. И это был такой нам знак, такое воодушевление, такой восторг... что... как будто, вот, Господь благословил начало съёмок, вот, такими событиями.
И, именно там, у меня... если говорить о княгине Ольге, о князе Владимире... из-за личных... у каждого же свой путь... остались именно во Пскове. Но... когда... я никогда в жизни не забуду первое посещение — ещё храм стоял на реставрации.
Первое посещение, когда мы приехали... я приехала с лекцией — тогда было большое мероприятие... была лекция батюшки Андрея Ткачёва и «Бабсовет»... в один день, вот, на этой площади.
И я никогда не забуду это ощущение — что со мной было... я до сих пор не знаю, что это было. Когда вышли на площадь — туда, где... площадь перед собором... где сейчас стоит, кстати, памятник князю Владимиру... и... ну... я — как будто, на Небе побывала. Я ещё долго цеплялась к батюшкам, спрашивала — у них так же? «Вы... это чувствуете?» Я и к людям подходила: «А у вас — так же? А что вы чувствуете?»
Хотя, вот, Антон говорит: «Чувствам доверять нельзя! Ты — женщина эмоциональная...» — но я совершенно точно подтверждаю, что, вот, эта, вот, площадь перед собором — она имеет особое воздействие на людей, и... вот... там нужно обязательно побывать. Вот, это места, в которых обязательно нужно побывать...
А сейчас ещё там стоит такой прекрасный, потрясающий памятник князю Владимиру, которого тогда ещё не было.
Но, конечно... повторюсь... ничего подобного, чем отстроенный Новый Херсонес, я не видела. Мне кажется, ничего подобного в России нет. Более того... совершенно непонятно, непостижимо, как его построили за год и восемь месяцев? Я не понимаю.
Там ничего не было... я там была, вот, буквально, недавно — там не было ничего! И, вдруг, отстроить, вот, этот комплекс «Новый Херсонес», и построить эту огромную арену... построить эти грандиозные здания... построить этот грандиозный музей... ничего подобного нигде... ну, а, вот... этот храм под открытым небом? В мире больше такого нет!
Храм под открытым небом! Иконы сделаны таким образом, что с ними не случится ничего, и не может случиться. По такой технологии, что там — хоть снег, хоть дождь, хоть влага, хоть что угодно... как это делали, я не знаю. И как это можно сделать в такие короткие сроки... без Божией помощи это невозможно!
Любой архитектор, любой строитель, который туда приедет, на него Новый Херсонес произведёт такое же впечатление, как, вот... на любого учёного, который впервые увидел мощи Александра Свирского. Он говорит: «Это невозможно! Невозможно, чтобы мощи мироточили — человек умер 500 лет назад!» Вот, так же, любой строитель или архитектор приедет и скажет: «Да не может такого быть! Да не могли вы это построить за год и восемь... это физически невозможно!» — за год и восемь месяцев, вот, это всё сделать.
Поэтому, очень рекомендую, при любой возможности, если она у вас будет, посетите обязательно Севастополь и Новый Херсонес.
А.Макарский
— Но есть ещё один аспект, который связан с князем Владимиром. Любое соприкосновение с его жизнью, с его житием, с его биографией... можно и так, и так говорить... поражает тем, насколько человек может измениться. Вот, до Крещения — и после. Это же, совершенно — два разных человека.
К.Лаврентьева
— Там невероятное перерождение!
А.Макарский
— Невероятное! И, вот, когда — чуть, вот... в любом аспекте... задумываешься над этим... у тебя... очень сильная надежда остаётся — что можно! Что — можно!
К.Лаврентьева
— Если даже князь Владимир смог такие перемены в своей жизни...
В.Макарская
— Одну минуточку, буквально, хочу посвятить... очень интересная тема, о которой, как выяснилось, даже многие православные люди... когда я выступала в Симферополе, в духовной семинарии выступала... меня приглашали... оказалось, что многие, даже воцерковлённые люди, об этом не думали. Было открытие.
Конечно, монахи об этом знают... и священники знают... но почему-то до мирян эта информация редко доходит. Миряне уверены, что святые — святыми рождались.
К.Лаврентьева
— Ну, уже с детства, там... в среду и пятницу скоромное не вкушали...
В.Макарская
— Да. Что если это святой — это всё...
Когда начинаешь говорить, что: «Друзья мои, святые — это история преображения грешного человека Духом Божиим, Святым Духом — в совершенно другого человека. Это — об этом. Было — стало». И это людям даёт такую надежду!
Потому, что многие говорят: «Да что я... я ж ни на что не годен! И я не могу... никогда я не преодолею свои страсти!»
Я говорю: ты что такое говоришь?...
К.Лаврентьева
— Вон, какие люди преодолевали!
В.Макарская
— ... Так, Христос для того и пришёл, чтоб ты преодолел все свои страсти! Чтобы ты успел их преодолеть!...
А.Макарский
— «Врач нужен не здоровым...»
В.Макарская
— ... Он для тебя пришёл. Он для меня пришёл. Чтобы я раздражаться перестала... чтобы у меня тщеславие всё выпалило просто этим Причастием Святым... чтобы зависть у нас попалить... чтобы блуд попалить... чтобы алкоголь — мы даже не думали... зачем его, вообще, пить нужно? Чтобы ты возненавидел курево, чтобы тебе даже в голову не пришло взять сигарету...
К.Лаврентьева
— Чтоб сделать себя «чуть счастливее», да...
В.Макарская
— Чтобы почувствовать, что тебе, взамен, вот, этого — грошёвого, такого, человеческого кайфа, даётся такая благодать, что ты... никогда в жизни тебе в голову не придёт, вот, к этому кайфу возвращаться!
Ты не знал, что, оказывается... «А что, так можно было?»!
К.Лаврентьева
— Да, правда...
В.Макарская
— Вот, это — история про святых.
И очень важно донести до каждого мирянина, что он должен стремиться к этой святости, к тому, чтобы побороть все свои страсти.
А.Макарский
— Я очень часто, кстати... особенно, на съёмочной площадке... слышал фразу: «Да, нет... ну, куда я в церковь пойду... я очень грешный», — да, да, да...
В.Макарская
— Так, тебе — туда, как раз... тебе туда!
А.Макарский
— Это, как: «Зачем мне мыться? Я очень грязный...»
К.Лаврентьева
— «Я слишком грязный... нет смысла мыться, просто!» ( Смеются )
Да... лучших слов для завершения этой программы не найти! Лучшей темы, наверное, не найти, да? Виктория с Антоном дают нам надежду, напоминают нам о святых, которые, действительно, иногда, просто колоссальным образом изменили свою жизнь... и всё это возможно только при помощи благодати Божией. Сами мы, конечно, ничего не можем. Но с Богом — можно всё.
Да, действительно... Спасибо вам огромное, дорогие, за этот разговор!
А.Макарский
— Спасибо вам! Благодарим вас!
К.Лаврентьева
— Спасибо вам за то, что мы столько тем успели подсветить, осветить, коснуться... спасибо большое!
Это был «Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
У нас в студии были Антон и Виктория Макарские — артисты, певцы, ведущие проекта «Святыни России».
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Вам — творческих свершений и помощи Божией, дорогие!
До новых встреч!
А.Макарский
— Спасибо!
В.Макарская
— Во славу Божию!
А.Макарский
— До свидания!
К.Лаврентьева
— До свидания!
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев
- «Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева
- «Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер