
Владивостокский купец первой гильдии Михаил Суворов вечером возвращался домой со строительной площадки на острове Русский. Улыбка не сходила с его обычно сдержанного, невозмутимого лица: Михаил Иванович был доволен ходом строительства. На самом восточном краю Русской земли засиял золотыми крестами воинский храм тридцать пятого Сибирского стрелкового полка во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сам отец Иоанн Крондштадтский благословил строительство нового храма и прислал первый денежный взнос. Суворов вложил в постройку церкви 12 тысяч рублей — огромную сумму для 1897 года.
Вдруг убаюканного приятными мыслями и мерным покачиванием саней купца сильно тряхнуло. Суворов не успел испугаться, как лошади, а следом и сани с седоками, стремительно полетели вниз, в незамеченную полынью. Затрещал лед, дико закричали люди и животные... Только потом стало известно, что и возница, и помощник Суворова, сидевшие с ним рядом в санях, утонули. Лишь Суворову удалось спастись, выкарабкавшись из ледяной воды. «Божьей милостью спасся»,- был уверен Михаил Иванович.
«Владивостокский Савва Морозов», как называли Михаила Суворова, начал свою деятельность в 1882 году рядовым строительным подрядчиком. Со временем Михаил Иванович обзавелся собственным производством: построил спичечную фабрику, литейную и механическую мастерские, лесопильный и красочный заводы. Эти предприятия давали Суворову возможность заниматься тем, к чему у него больше всего лежала душа: помощью обездоленным и неимущим.
У Суворова не было своей семьи и детей, поэтому всю любовь и заботу он обратил на бедных ребятишек. Каждый праздник меценат появлялся в училищах и школах Владивостока, раздавая ученикам из бедных семей форменную одежду, школьные принадлежности, сласти и другие подарки. Нередко Суворов оплачивал учебу тех, чьи семьи не могли себе этого позволить. За пожертвования на народное образование и просвещение Суворов еще при жизни удостоился чести, которую заслуживали лишь особы царской фамилии — его именем назвали Второе женское городское начальное училище.
Суворов долго добивался реализации своего проекта ночлежного дома, где за умеренную плату могли бы найти приют бедняки, временно потерявшие работу и жилье. В конце концов ночлежный дом на 40 человек был построен. Львиную долю расходов на его сооружение взял на себя Михаил Иванович. Его же стараниями вскоре появился во Владивостоке Работный дом. Кроме жилья безработным предоставлялась горячее питание в дешевой столовой, Комиссия по призрению старалась подыскать им работу. В течение 1909 года Работный дом дал приют и работу 850 безработным жителям Владивостока.
17 ноября 1912 года заседание Владивостокской городской думы было прервано сообщением о том, что Суворов скончался в Москве. Отцы города поднялись со стульев почтить память покойного. Так велики были его заслуги, что городская Дума распорядилась привезти тело во Владивосток и здесь с почетом похоронить на участке при Покровской церкви, в строительстве которой он принимал непосредственное участие. 1 декабря народ заполонил всю соборную площадь Владивостока: больше всего было учащихся школ и училищ, пришедших проводить в последний путь своего любимого опекуна. Заработанные миллионы Михаил Суворов отдал на благо людей, и настолько велико было уважение к этому владивостокскому благодетелю, что именем Суворова назвали городскую начальную школу для мальчиков, а Набережная улица, где он жил, стала Суворовской.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело