На полотне Михаила Нестерова «На Руси» чудесным образом собраны вместе представители разных эпох, слоёв общества и поколений нашего народа. А приглядевшись повнимательнее, здесь можно заметить и некоторых великих русских писателей

— Маргарита Константиновна, какая грандиозная картина! «На Руси». Занимает целую стену в зале Михаила Нестерова в Третьяковской галерее! В ширину, наверное, около пяти метров, и в высоту больше двух!
— Да, Наташенька, она и впрямь грандиозна. Но мне бы не хотелось рассуждать об искусстве с линейкой в руках. Величина работы Михаила Нестерова «На Руси» — не главное её достоинство.
— А что же главное?
— Художнику удалось создать собирательный портрет России — живой, проникновенный, содержательный. В нём передан внутренний настрой русского общества. Недаром второе название картины — «Душа народа».
— Сморите, Михаил Нестеров объединил на полотне богатых и бедных, мужчин и женщин, стариков и молодых.
— Здесь изображены не только разные социальные группы, но и многие поколения русских людей. Так, среди толпы мы видим царя. На нём шапка Мономаха — древнейший символ самодержавия. Ею венчали на царство до середины восемнадцатого века. То есть перед нами кто-то из монархов того далёкого времени.
— А рядом с царём стоит патриарх?
— Да, в красном пасхальном облачении. Для художника он тоже герой из прошлого. Михаил Нестеров работал над полотном «На Руси» с 1914 по 1916 год. В то время патриаршество уже почти двести лет как отменили, Церковью управлял Священный синод.
— А современники художника есть на картине «Душа народа»?
— Конечно! Несколько лиц вот здесь, справа, вполне узнаваемы. Приглядись, может быть, кто-то знаком тебе?
— Кажется, да. Седобородый старец в белой рубахе — это же Лев Толстой?
— Правильно. А рядом с ним Фёдор Достоевский. Тут же Владимир Соловьёв — религиозный мыслитель конца девятнадцатого века, академик изящной словесности. Чуть впереди от них — слепой юноша в солдатской шинели. Его ведёт за руку девушка в одежде сестры милосердия. Образы этих безымянных героев — тоже примета времени, в которое создавалась картина. Страшных лет Первой мировой войны.
— А что за таинственная фигура в центре картины? В чёрном одеянии, расшитом крестами, с капюшоном до самых бровей.
— Это схимник — монах, принёсший Богу строгие обеты.
— А вот ещё один загадочный персонаж с лохмотьями на бёдрах. То ли приплясывает, то ли молится, подняв руки к небу.
— Юродивый. Он принял вид безумного, чтобы обрести смирение и приблизиться ко Христу.
— Какие разные герои! Что же их объединяет?
— Вера в Спасителя. Она отражается в облике персонажей. Купцы в чёрных кафтанах несут древнюю икону. Девушки в старинных сарафанах стоят с зажжёнными свечами. Священник держит перед собой крест.
— Все эти люди выстроились в ряд на берегу реки. Они замерли, словно ожидают чего-то важного. И только мальчик лет двенадцати оторвался от толпы. Он идёт вперёд — глаза широко распахнуты, рука прижата к груди.
— Мальчик — иллюстрация евангельской строки «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Благодаря этому персонажу мы угадываем присутствие Христа за пределами картины. Он там, куда обращён исполненный надежды взгляд отрока. Навстречу Спасителю устремлена и душа народа, сотканная из множества образов в живописном произведении Михаила Нестерова «На Руси». Замрёшь перед этой картиной в Третьяковской галерее — и ощутишь свою причастность и Богу.
— И к родине!
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.