Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, какой большой антикварный магазин! Здесь прямо как в музее! А что мы ищем?
— Да, пожалуй, ничего конкретного, Виктор. Посмотрим, проникнемся, так сказать, духом старины.
— Про дух старины ты точно сказал. Посмотри, какая интересная репродукция висит на стене в старинной раме. Какой-то восточный пейзаж.
— О, да это же знаменитая картина! Её автор — художник Максим Никифорович Воробьёв. Перед нами репродукция одного из самых известных его полотен. Оно называется «Вид Иерусалима».
— И правда! Это же Иерусалим, старый город! Как я сразу не догадался. А где выставлен оригинал? В Третьяковке, наверное?
— В Третьяковской галерее, действительно, есть полотна Воробьёва с иерусалимскими пейзажами. Но эта картина находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля.
— Чудесная панорама! Вид на Старый город с высоты. Древние стены, величественный купол храма Гроба Господня и убегающие вдаль, словно растворяющиеся в утренней дымке, дома...
— Максим Воробьёв написал эту картину в 1836-м году. А побывал он на Святой Земле в 1821-м, и прожил там год. Из поездки художник привёз большое количество эскизов, набросков, зарисовок. По ним он и создавал впоследствии свои работы, посвящённые Иерусалиму и его окрестностям.
— Рискованная, наверное, была поездка? Ведь Святая Земля тогда находилась под османским владычеством. Я читал о том, что в этот исторический период православным паломникам путешествовать туда было небезопасно.
— Всё верно! Воробьёв, кстати, по свидетельствам, очень опасался, что может попасть в плен к туркам.
— И всё-таки поехал!
— Это было государственное поручение! Император Александр Первый отправил Максима Никифоровича на Святую Землю в составе дипломатической миссии. И дал задание: зарисовать все важнейшие христианские святыни, виды и планы храма Гроба Господня в Иерусалиме.
— А зачем это было нужно императору?
— Александр Первый замыслил масштабную реконструкцию подмосковного монастыря Новый Иерусалим. Ему нужны были архитектурные образцы. К тому же планировалось издать альбом с видами Иерусалима для широкой публики. Ведь, как ты сам уже заметил, отправиться на Святую Землю тогда могли очень немногие.
— Большое, важное дело совершил художник! А как же его картина попала в Омск?
— Долгое время пейзаж «Вид Иерусалима» украшал Ропшинский дворец — императорскую резиденцию под Петербургом. Ну, а уже в советское время, в 1928-м году, Государственный музейный фонд передал его в Омский музей изобразительных искусств.
— Уверен, картина стала его жемчужиной! Ты, Андрей, знаешь: я живопись очень люблю, но экспертом не являюсь. И всё-таки вижу, насколько гармонично написано это полотно. Художник как будто объединяет Небо и землю.
— Виктор, ну прямо с языка снял! Я как раз хотел сказать о том, что Максим Воробьёв на своей картине «Вид Иерусалима» показывает удивительную и таинственную связь Божественного и земного. Художественно он выражает это единым для всего полотна тонально-цветовым решением. Посмотри, небо и землю окутывает одна и та же фиолетовая дымка. Сквозь неё проступают очертания города вдали и силуэты людей на переднем плане.
— Да, кстати! Человеческие фигуры очень любопытные. Пастух с овцами. Грозные турки с копьями...
— Они как бы усиливают впечатление от картины, делают его полнее, богаче. В живописи такой приём со второстепенными элементами называется «стаффаж». В середине 19 века в пейзаже он обязательно использовался.
— Ну что, Андрей, зашли мы с тобой в антикварный магазин, чтобы окунуться в старину — а побывали на Святой Земле!
— В этом нам помог замечательный русский пейзажист Максим Никифорович Воробьёв.
— И я знаю теперь, куда первым делом пойду, если окажусь в Омске!
Картину Максима Воробьёва «Вид Иерусалима» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер