«Завтра я наконец-то узнаю, на каком языке говорил Иисус Христос», — такими были одни из последних слов великого русского церковного историка Василия Васильевича Болотова. Болотов скончался в 1900 году. Он оставил после себя множество научных трудов, многие из них актуальны и сегодня. Однако, был в жизни Василия Васильевича вопрос, ответить на который он так и не сумел — на каком же языке говорил Христос? Ответ он рассчитывал получить после смерти, надеясь встретиться со Христом в Его Царстве.
В чем, собственно, проблема? — спросят некоторые. Христос родился в Израиле и принадлежал к еврейскому народу. Соответственно, Он говорил на иврите того времени. Но не все так просто, как кажется.
Во времена Христа наравне с ивритом на Святой земле использовался так называемый арамейский язык. Сегодня большинство исследователей склоняются к тому, что именно на арамейском Спаситель и говорил. Долгое время считалось, что арамейский — язык мертвый. Есть небольшие тексты, на этом языке написанные. А вот людей, которые на арамейском общаются, полагали учёные, уже нет.
Но оказалось, на земле все же существует место, где арамейский по-прежнему в ходу. Находится это место в Сирии в 55 км от тамошней столицы Дамаска и называется Маалюля, что в переводе с арабского означает — «высокое место».
В Маалюле местное население общается друг с другом на арамейском наречии. Таком же или очень похожем на язык Христа. Давайте послушаем, как оно, это арамейское наречие, звучит.
Там же в Маалюле располагается один из древнейших православных монастырей нашей планеты — обитель святой Феклы. Это женский монастырь с очень древними традициями. В начале 2014 года боевики вторглись в Маалюлю и разграбили ее древние монастыри. Многие монахини оказались в плену, но со временем их освободили. А вот значительная часть построек монастырей, а также самые ценные их реликвии были безвозвратно потеряны. Жители Маалюли редко переживают спокойные времена. Но пока эти люди живы и хранят свое наречие, остается языковая связь между нашим поколением и поколением Христа. И будем надеяться она не прервется.
Все выпуски программы Вселенная православия
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема