Когда-то давно Нина Павлова работала журналистом в «Комсомольской правде» и занималась драматургией. Сегодня же она известна многим как талантливый православный писатель. Ее перу принадлежит вышедшая несколько лет назад книга «Пасха красная», - история о трех оптинских иноках, жестоко убитых в ночь на светлый Праздник.
А в прошлом году вышла в свет еще одна ее книга – «Михайлов день». Это сборник рассказов, разделенный на тематические циклы. В каждом из циклов рассказы объединены героями и местом действия. Так, например, со страниц книги читатель переносится и в Псково-Печерский монастырь, и в обитель в Васкнарве и, конечно, в Оптину Пустынь - именно там разворачивается действие большинства рассказов Нины Павловой.
Это и не удивительно. Писательница вот уже более 20 лет живет в окрестностях знаменитого монастыря, знакома со многими его обитателями и прихожанами. Личности среди них порой попадаются весьма колоритные, а события происходят удивительные и даже, на первый взгляд, необъяснимые. О них автор и рассказывает в своих коротеньких, и не очень, непридуманных историях.
В книге Нины Павловой «Михайлов день» живут яркие, необычные, я бы даже сказала, диковинные персонажи, которых в привычной жизни, пожалуй, и не встретишь. Такова, например, старенькая мать Варсонофия, странствующая монахиня из рассказа «Сиромаха», которая носила на плечах тяжеленную, чуть ли не пятнадцатикилограммовую, торбу, доверху набитую записками о поминовении усопших. За всех этих людей она молилась день и ночь, а когда умирала, беспокоилась только о том, кто же продолжит ее молитвенное дело. Но оказалось, что далеко не каждый готов взвалить на себя такую, в прямом и переносном смысле, нелегкую ношу…
Заставляет призадуматься о том, как все-таки мало зависит от человеческих усилий, рассказ «Стакан киселя» из цикла «Встречи в Васкнарве». В небогатой обители, где даже в разгар жаркого урожайного лета черная смородина воспринимается как невиданная экзотика, происходит настоящее чудо. Из пригоршни ягод повару Тамаре, искренне уповавшей на милость Божьей матери, удается сварить столько киселя, что хватило на полсотни паломников, работавших на восстановлении храма!
Герои книги Нины Павловой «Михайлов день», настолько живые, что к ним невольно начинаешь относиться, как к старым знакомым. И даже хочется съездить в те места, о которых читаешь, чтобы с ними повидаться. И, может быть, с их помощью разобраться в самих себе…
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема