Когда-то давно Нина Павлова работала журналистом в «Комсомольской правде» и занималась драматургией. Сегодня же она известна многим как талантливый православный писатель. Ее перу принадлежит вышедшая несколько лет назад книга «Пасха красная», - история о трех оптинских иноках, жестоко убитых в ночь на светлый Праздник.
А в прошлом году вышла в свет еще одна ее книга – «Михайлов день». Это сборник рассказов, разделенный на тематические циклы. В каждом из циклов рассказы объединены героями и местом действия. Так, например, со страниц книги читатель переносится и в Псково-Печерский монастырь, и в обитель в Васкнарве и, конечно, в Оптину Пустынь - именно там разворачивается действие большинства рассказов Нины Павловой.
Это и не удивительно. Писательница вот уже более 20 лет живет в окрестностях знаменитого монастыря, знакома со многими его обитателями и прихожанами. Личности среди них порой попадаются весьма колоритные, а события происходят удивительные и даже, на первый взгляд, необъяснимые. О них автор и рассказывает в своих коротеньких, и не очень, непридуманных историях.
В книге Нины Павловой «Михайлов день» живут яркие, необычные, я бы даже сказала, диковинные персонажи, которых в привычной жизни, пожалуй, и не встретишь. Такова, например, старенькая мать Варсонофия, странствующая монахиня из рассказа «Сиромаха», которая носила на плечах тяжеленную, чуть ли не пятнадцатикилограммовую, торбу, доверху набитую записками о поминовении усопших. За всех этих людей она молилась день и ночь, а когда умирала, беспокоилась только о том, кто же продолжит ее молитвенное дело. Но оказалось, что далеко не каждый готов взвалить на себя такую, в прямом и переносном смысле, нелегкую ношу…
Заставляет призадуматься о том, как все-таки мало зависит от человеческих усилий, рассказ «Стакан киселя» из цикла «Встречи в Васкнарве». В небогатой обители, где даже в разгар жаркого урожайного лета черная смородина воспринимается как невиданная экзотика, происходит настоящее чудо. Из пригоршни ягод повару Тамаре, искренне уповавшей на милость Божьей матери, удается сварить столько киселя, что хватило на полсотни паломников, работавших на восстановлении храма!
Герои книги Нины Павловой «Михайлов день», настолько живые, что к ним невольно начинаешь относиться, как к старым знакомым. И даже хочется съездить в те места, о которых читаешь, чтобы с ними повидаться. И, может быть, с их помощью разобраться в самих себе…
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема