
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда ребёнок попадает в беду, даже если в этом есть его вина, нормальный родитель сочувствует ему и всячески старается помочь. Христианство нередко называет верующих детьми Божиими, но действует ли Бог, как любящий родитель? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Некоторое время назад я столкнулся в интернете с обсуждением вопроса: «Кто для мужчины важнее, мама или жена?» Молодой человек утверждал, что жён у него может быть сколько угодно, в то время как мама — одна, и поэтому, естественно, она важнее. И хотя многим мамам подобные рассуждения могут показаться верными, библейский взгляд на это несколько иной. Человек призван «оставить отца и мать» и «прилепиться к жене своей», которая никак не может рассматриваться как одна из многих или очередная, но лишь как единственная. Ни для кого не секрет, что родительская любовь бывает не менее эгоистичной, чем супружеская. Иногда родители разрушают браки детей, иногда вообще не дают им вступить в брак. Несколько раз мне приходилось общаться с матерями, лишёнными родительских прав, которые вообще не интересовались своими детьми. За годы размышлений я пришёл к тому, что не существует никаких объективных критериев, по которым лучше всегда были бы матери и отцы, а хуже мужья и жёны. Существуют просто разумные и рассудительные люди, которые умеют любить и выстраивать отношения. И из них выходят прекрасные жёны или мужья, а потом прекрасные матери или отцы.
В сегодняшнем чтении из послания к римлянам апостол Павел рассуждает о положении обычного человека после грехопадения. Все мы рождаемся в мире, в котором царствует смерть, и мы оказываемся рабами страха смертного, рабами бега времени, рабами собственных страстей. Однако, по мысли апостола, это рабство носит временный характер, потому что, соединившись со Христом, люди получают такую обильную благодать от Бога, что могут стать царями, то есть полноправными хозяевами собственной жизни. Но человека, порабощённого грехом, необходимо было к этому состоянию привести и на этом этапе важной вехой оказывался ветхозаветный закон. Причём, Апостол говорит, что пока не было закона людей, не за что было судить. Как например, человека, который просто слоняется без дела, невозможно обвинить в том, что он ошибся направлением, так и невозможно было обвинять тех, кто формально перед Богом ничего не нарушал. Когда же появился закон — ответственность людей усилилась и стал умножаться грех, но поразительным образом, чем больше стал умножаться грех, тем больше Бог стал посылать Свою благодать, потому что чем тяжелее человеку на пути к спасению, тем больше Бог готов его поддерживать. Естественно, как по-настоящему любящий родитель, Он знает, в чём нуждаются Его дети! Впрочем, в родительстве Господа есть один важный нюанс. Он имеет дело со взрослыми людьми. Когда мы ведём ребёнка к врачу, порой малыша приходится держать, потому что он боится и вырывается. При этом взрослого здравомыслящего человека держать уже не получится. Мы можем сколько угодно любить его и желать ему блага, но он будет отвечать за себя сам, каким бы ни был его сознательный выбор. Бог, конечно, считает нас Своими детьми, но не младенцами, а взрослыми, сознательными и свободными. Он любит нас и, чем плачевнее наше состояние, тем больше Он готов помогать, но только при условии, что и мы готовы работать над собой вместе с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 177 зач., IV, 13-18

Комментирует священник Антоний Борисов.
В окружающем нас мире есть множество причин для печали. Но Господь велит нам не унывать! И не терять надежды, подражая великим святым. В том числе — апостолу Павлу, имевшему множество поводов для уныния, но его победившему. Отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Как известно, Римская империя признала христианство в 313 году, когда святой император Константин Великий подписал знаменитый Миланский эдикт. Гонения на последователей Спасителя закончились. Христианская вера стала быстро распространяться по регионам империи — в том числе благодаря тому, что веру в Спасителя принял сам император. Однако пережитки языческого прошлого довольно долго ещё давали о себе знать. Так, например, Рим ещё около века праздновал военные победы, устраивая гладиаторские бои в Колизее и на других стадионах. Рабы-гладиаторы развлекали толпы собравшихся, убивая друг друга. Среди зрителей были, к сожалению, и христиане, не видевшие ничего плохого в том, чтобы вместе со всеми отмечать государственные торжества, восклицая: «Убей, убей!»
Однажды в Рим по церковной необходимости прибыл монах-пустынник Телемах. Войдя в город, он увидел толпы людей, шедших к Колизею. Телемах отправился посмотреть — что привлекло внимание столичных жителей. Оказалось, что гладиаторские бои. Монах был крайне расстроен тем, что одни люди с упоением могут смотреть на то, как убивают других людей. Не желая терпеть такого беззакония, Телемах выскочил на арену и призвал зрителей к милосердию.
В монаха полетели камни. Бросали их, в том числе, и христиане, увлечённые жестокой забавой. Телемах погиб на арене Колизея, стал мучеником практически через сто лет после того, как гонения на христиан в Римской империи были прекращены. Печально, но среди убийц подвижника оказались его единоверцы. Тем не менее, жертва Телемаха не была бессмысленной. После его гибели в 404 году гладиаторские бои в Римской империи государство официально запретило.
Какое отношение имеет история святого Телемаха к прозвучавшему апостольскому чтению? На самом деле, самое непосредственное. Апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, напоминает им, что христианин не имеет права пребывать в лицемерии, совмещать в своей жизни служение Богу и потакание порокам. Многие из коринфян полагали, что могут верить во Христа и при этом соблюдать прежние языческие обычаи. Например, посещать культовые собрания в капище Афродиты.
На двух стульях усидеть нельзя. Невозможно одновременно поклоняться Богу и дьяволу. Рано или поздно, человек встанет перед выбором — что сохранить, а что отбросить? И это не какая-то теоретическая дилемма, а самое важное в жизни решение. Потому что речь идёт не просто о декларации намерений. Вовсе нет. Здесь мы имеем дело с реальными поступками. Древние христиане Коринфа выбирали между целомудрием во Христе и блудной жизнью в капище Афродиты. Древние христиане Рима выбирали между бережным отношением к чужой жизни и греховным наслаждением от кровавых побоищ.
Времена изменились, но каждый, кто считает себя учеником Спасителя, однажды встречается с непростым для принятия решения вызовом. Поступить по совести, сохраняя верность Богу, или же поддаться греху, оправдывая его эмоциональной слабостью, верностью традициям, нежеланием выделяться. Речь не идёт о каком-то фанатизме. Тут разговор об ином. О сохранении себя, о желании принести в этот мир правду Божию. Или как пишет апостол Павел: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Христиане, таким образом, сильны не внешним могуществом, а внутренней крепостью — верностью Спасителю и словом, и делом. Христианство изменило Римскую империю потому, что не словами только, но реальными делами, верные Господу Иисусу люди подтверждали, что осознанно отвергают зло, встают на сторону добра. Между Богом и дьяволом выбирают Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность учиться и развиваться для участников акции «Портфель доброты»

Благотворительный фонд «Подари Подарок» помогает семьям в сложной жизненной ситуации из разных регионов России. Ежегодно в конце лета фонд проводит акцию «Портфель доброты», чтобы поддержать детей, которые хотят учиться и развиваться, но по разным причинам не имеют для этого возможности.
8-летний Ваня из Республики Башкортостан несмотря на двигательные нарушения ходит в школу. Мальчик увлекается пением и любит активно проводить время. Ваня мечтает о лыжном комплекте для физкультуры, чтобы полноценно заниматься спортом и быть наравне с другими ребятами в классе. Кроме этого, ему необходима виброплатформа для улучшения координации и походки. А ещё планшет, чтобы Ваня продолжал учиться даже во время курсов реабилитации.
11-летняя Алиса из Кировской области в раннем детстве лишилась зрения и с тех пор познаёт мир через прикосновения и звуки. Девочка учится в школе, интересуется программированием и современными технологиями. В будущем Алиса хочет создавать полезные компьютерные программы для незрячих детей. Чтобы девочка могла полноценно заниматься в школе, ей необходимы специальные тетради для письма шрифтом Брайля.
С вашей поддержкой Ваня, Алиса и другие участники акции «Портфель доброты» смогут воплотить свои мечты в реальность.
На сайте фонда «Подари Подарок» можно прочитать истории всех подопечных и выбрать тех, кому вы хотите помочь. Их нужды самые разные, начиная с тетрадей и ручек. Затем купить конкретный подарок и отправить его в город проживания семьи. Либо сделать любой денежный перевод. Кроме этого, вы можете рассказать об акции «Портфель доброты» друзьям и знакомым, что тоже станет хорошей поддержкой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святой праведный Иоанн Кронштадтский». Александр Абросимов

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета Александр Абросимов.
Разговор шёл о жизни, служении и богословских трудах святого XIX-го века праведного Иоанна Кронштадтского.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Третья беседа со священником Павлом Каледой была посвящена святителю Феофану Затворнику.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер