
«Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где он этот кто-то
И куда он мог залезть?»
Это стихотворение «Искалочка» поэта Валентина Берестова напоминает нам о такой части речи, как неопределённое местоимение.
Вы удивитесь, насколько часто мы используем эти слова в повседневном общении: давай куда-нибудь сходим, где-нибудь посидим, я что-то слышал, кто-то пришёл. Неопределённые местоимения могут придавать рассказу таинственность, побуждая собеседника теряться в догадках и задавать вопросы. В художественном произведении роль этих местоимений очень значима. Например, вспомним известную многим песню из кинофильма «Служебный роман»:
Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет —
И все из-за кого-то.
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.
Неопределённые местоимения нужны, если мы не хотим раскрывать источник информации, например: «Некто мне сказал». Или когда мы имеем в виду конкретного собеседника, но не называем его, вот как в знаменитой сказке о Винни-Пухе:
— Это потому, что у кого-то слишком узкие двери!
— Нет, это потому что кто-то слишком много ест!
Однако зачастую мы используем неопределённость как попытку прикрыть неуверенность в точности информации: «Кто-то мне сказал», «Где-то я прочитал», «Я слышал за окном какие-то звуки». Неопределённые местоимения позволяют нам не уточнять, а размывать смысл: мы о чём-то говорили, рядом кто-то постучал, на столе стояла какая-то еда.
Если вы слишком часто используете эту часть речи, задумайтесь: возможно, вы скрываете за ней смущение, незнание или попросту ленитесь более четко сформулировать предложение.
Как и у всякого явления в языке, у неопределённых местоимений должно быть свое место. Давайте попробуем использовать эти слова так, чтобы они не затемняли смысл сказанного, а помогали общению и пониманию.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема