
«Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где он этот кто-то
И куда он мог залезть?»
Это стихотворение «Искалочка» поэта Валентина Берестова напоминает нам о такой части речи, как неопределённое местоимение.
Вы удивитесь, насколько часто мы используем эти слова в повседневном общении: давай куда-нибудь сходим, где-нибудь посидим, я что-то слышал, кто-то пришёл. Неопределённые местоимения могут придавать рассказу таинственность, побуждая собеседника теряться в догадках и задавать вопросы. В художественном произведении роль этих местоимений очень значима. Например, вспомним известную многим песню из кинофильма «Служебный роман»:
Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет —
И все из-за кого-то.
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.
Неопределённые местоимения нужны, если мы не хотим раскрывать источник информации, например: «Некто мне сказал». Или когда мы имеем в виду конкретного собеседника, но не называем его, вот как в знаменитой сказке о Винни-Пухе:
— Это потому, что у кого-то слишком узкие двери!
— Нет, это потому что кто-то слишком много ест!
Однако зачастую мы используем неопределённость как попытку прикрыть неуверенность в точности информации: «Кто-то мне сказал», «Где-то я прочитал», «Я слышал за окном какие-то звуки». Неопределённые местоимения позволяют нам не уточнять, а размывать смысл: мы о чём-то говорили, рядом кто-то постучал, на столе стояла какая-то еда.
Если вы слишком часто используете эту часть речи, задумайтесь: возможно, вы скрываете за ней смущение, незнание или попросту ленитесь более четко сформулировать предложение.
Как и у всякого явления в языке, у неопределённых местоимений должно быть свое место. Давайте попробуем использовать эти слова так, чтобы они не затемняли смысл сказанного, а помогали общению и пониманию.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Поддержать талантливых ребят из детских домов, участников программы ПАЗЛ

Фонд поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры» в рамках программы «ПАЗЛ» помогает подросткам из детских домов освоить профессию в области информационных технологий. В течение 3-х лет ребята изучают основы программирования и дизайна, получают практический опыт, учатся работать в команде и создавать собственные проекты.
Тимур Бикбаев из города Тольятти тоже стал участником программы «ПАЗЛ». Благодаря этому он не только открыл для себя мир информационных технологий, но даже обрёл семью. В рамках обучения Тимур выбрал сразу два направления для развития. Серьёзная нагрузка его не смутила, настолько он был увлечён получением новых знаний и опыта. В мае этого года Тимура, как одного из лучших учеников, пригласили в Санкт-Петербург, где он посетил IТ-компании и принял участие в стажировке.

С самого начала обучения в программе «ПАЗЛ» Тимура поддерживала Юлия Бакулина, педагог-психолог детского дома. «Когда я впервые увидела, с каким энтузиазмом он взялся за программирование, поняла — перед ним открыты все двери. Он не просто учился — он буквально «горел» каждым проектом. Я очень горжусь его успехами. Можно сказать, что эта программа нас с ним объединила, — делится Юлия. Со временем она совместно с супругом приняла решение взять Тимура в свою семью. Сегодня молодой человек учится в колледже и продолжает развиваться по выбранным направлениям. И на этом пути ему очень помогает поддержка приёмных родителей.
Программа «ПАЗЛ» фонда «Будущие лидеры» меняет жизни подростков из детских домов. Даёт им возможность освоить программирование и дизайн, получить профессию и реализовать свои таланты. Поддержать программу и ребят из детских домов можно на странице проекта «ПАЗЛ».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: фильм «Причастие». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о том, как режиссер Ингмар Бергман в своем фильме 1962 года «Причастие» рассматривал феномен кризиса веры и возможность преодоления этого кризиса.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Преодоление зависимостей». Протоиерей Максим Плетнев

У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Разговор шел о том, как в жизнь человека проникают различные зависимости, как это влияет на него его близких, и как вера и обращение к Богу помогают на пути преодоления страстей и в борьбе с ними.
Все выпуски программы Светлый вечер