
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Данное изречение приписывают Никола Буало, критику и поэту XVIII века — времени классицизма в искусстве. Это была эпоха стройности, порядка и правил. Поэтому и внутренняя речь понималась как аналог внешней, произносимой. То есть считалось, что сначала человек выстраивает мысль в голове, а потом высказывает её. Однако через два столетия учёные поняли, что с внутренней речью не всё так просто. Наверное, вы замечали, что подчас то, что внутри имело чёткие логические связи, оказывается нелегко высказать вслух.
В XX веке учёные выявили два формата внутренней речи: первый — это монолог, в котором каждая последующее предложение вытекает из предыдущего. Это вполне логичное высказывание, похожее на обычную речь, только без голоса. Пример этому — разговор литературных героев с самим собой. Вспомним текст принца Гамлета у Шекспира: «Быть или не быть? Вот в чём вопрос. Смириться ль под ударами судьбы иль нужно оказать сопротивленье?»
А второй вариант — абстрактные, невербальные, то есть не выраженные словами мысли. Текст не проговорён внутренне, а существует в виде как бы сжатого в точку сгустка значений и смыслов. Интересно, что в этом случае неважно, на каком языке мы говорим. В состоянии такого мышления ещё нет языка как такового. И чтобы высказаться, необходимо пройти этап интерпретации, то есть преобразования этой точки в логичное и связное повествование. Однако так получается не всегда. Как же этому научиться? Умение переводить подобную речь во внешнюю вырабатывается с помощью книг. Ведь при чтении — особенно стихов — мы видим, каким образом автор формулирует и упорядочивает мысли, использует те или иные слова. Данный навык постепенно передаётся от писателя к читателю.
Второй нюанс, касающийся внутренней речи — это то, как мы обращаемся к себе, от чьего лица ведём диалог. Иногда это местоимение «Я»: «я напишу этот план, у меня получится, я сделаю эти упражнения». Встречается и другой вариант — человек использует второе лицо: «ты сможешь, не бойся» и так далее. Но лучше всего к подобным фразам добавлять важные для каждого православного христианина слова — «с помощью Божьей». Тогда это будет не только беседа с собой, но и общение с Богом.
Разговор, который мы ведём с самим собой, это сложнейший процесс. И важный элемент нашего самоощущения. Он помогает нам справляться с эмоциями, строить планы, принимать решения, моделировать общение с людьми. И в целом — понимать себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема