Римский воин, сотник Лонгин нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже рядом с Голгофой, у подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа и знамений, Явленных после Его смерти. Эти события потрясли душу Лонгина. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» - говорится в Евангелии от Матфея. Затем один из воинов копьем пронзил Спасителю ребра, и тотчас истекла кровь и вода, - об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна. Согласно церковному преданию, Лонгин был тем воином, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.
Считается, что орудие, коснувшееся сердца Иисуса, уцелело до наших дней. Проследить путь копья Лонгина непросто. Разобраться в этом попыталась в 2003 году группа английских ученых под руководством профессора Роберта Фезера.
Мнение эксперта:
Один из артефактов с конца восемнадцатого века хранится в палате сокровищ Венского дворца. Он представляет собой сложную конструкцию, состоящую из железного наконечника длиной около полуметра и заостренного стержня, инкрустированного маленьким медным крестиком. На золотой накладке, которая скрепляет эти две части, различима надпись на латыни: «Копье и гвоздь Господни».
Научные исследования, включавшие флуоресцентный и рентгеноспектральный анализ, показали, что железный стержень является наиболее древней частью венской святыни. Это вполне может быть один из гвоздей с креста, на котором был распят Христос. А вот сам наконечник изготовлен лишь в седьмом веке – то есть, он никак не мог принадлежать сотнику Лонгину.
После комплекса научных исследований ученые пришли к выводу, что подлинным скорее всего является копье, находящееся в духовном центре Армении, монастыре Эчмиадзин. Считается, что в Армению этот артефакт был доставлен еще в евангельские времена апостолом Фаддеем. До девятого столетия святыня хранилась в обители, именуемой Гегард, что в переводе означает «копье». После того, как монастырь был разрушен арабами, реликвию перенесли в сокровищницу Эчмиадзинской обители, где она находится и поныне.
Английские ученые, которым Армянская апостольская Церковь обеспечила доступ к святыне, установили, что это копье относится ко времени жизни Христа. Но то ли это самое орудие, которое держал в руках сотник ЛОнгин? В пользу данной версии говорит еще один удивительный факт, отмеченный профессором Робертом Фезером.
Мнение эксперта:
Исследователей смущала необычная ромбовидная форма Эчмиадзинского копья. Кроме того, оно казалось чрезмерно большим и напоминало не столько боевое оружие, сколько острие какого-то штандарта. Однако, когда ученые сопоставили размер и форму этого копья и след от раны, запечатленный на Туринской плащанице, они были поражены соответствием!
Православная Церковь чтит Лонгина-сотника как мученика. Согласно Преданию он и его воины уверовали во Христа, приняли крещение от апостолов и оставили службу. А через некоторое время были обезглавлены за проповедь христианства. Сегодня для того чтобы поклониться мощам мученика Лонгина, паломники отправляются в Рим, в церковь святого Августина. Но мало кто знает, что на армянской земле есть не менее значимая святыня, ставшая свидетелем обращения жестокого римского воина в пламенного проповедника-христианина.
Евгения Павлычева
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки