Римский воин, сотник Лонгин нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже рядом с Голгофой, у подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа и знамений, Явленных после Его смерти. Эти события потрясли душу Лонгина. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» - говорится в Евангелии от Матфея. Затем один из воинов копьем пронзил Спасителю ребра, и тотчас истекла кровь и вода, - об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна. Согласно церковному преданию, Лонгин был тем воином, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.
Считается, что орудие, коснувшееся сердца Иисуса, уцелело до наших дней. Проследить путь копья Лонгина непросто. Разобраться в этом попыталась в 2003 году группа английских ученых под руководством профессора Роберта Фезера.
Мнение эксперта:
Один из артефактов с конца восемнадцатого века хранится в палате сокровищ Венского дворца. Он представляет собой сложную конструкцию, состоящую из железного наконечника длиной около полуметра и заостренного стержня, инкрустированного маленьким медным крестиком. На золотой накладке, которая скрепляет эти две части, различима надпись на латыни: «Копье и гвоздь Господни».
Научные исследования, включавшие флуоресцентный и рентгеноспектральный анализ, показали, что железный стержень является наиболее древней частью венской святыни. Это вполне может быть один из гвоздей с креста, на котором был распят Христос. А вот сам наконечник изготовлен лишь в седьмом веке – то есть, он никак не мог принадлежать сотнику Лонгину.
После комплекса научных исследований ученые пришли к выводу, что подлинным скорее всего является копье, находящееся в духовном центре Армении, монастыре Эчмиадзин. Считается, что в Армению этот артефакт был доставлен еще в евангельские времена апостолом Фаддеем. До девятого столетия святыня хранилась в обители, именуемой Гегард, что в переводе означает «копье». После того, как монастырь был разрушен арабами, реликвию перенесли в сокровищницу Эчмиадзинской обители, где она находится и поныне.
Английские ученые, которым Армянская апостольская Церковь обеспечила доступ к святыне, установили, что это копье относится ко времени жизни Христа. Но то ли это самое орудие, которое держал в руках сотник ЛОнгин? В пользу данной версии говорит еще один удивительный факт, отмеченный профессором Робертом Фезером.
Мнение эксперта:
Исследователей смущала необычная ромбовидная форма Эчмиадзинского копья. Кроме того, оно казалось чрезмерно большим и напоминало не столько боевое оружие, сколько острие какого-то штандарта. Однако, когда ученые сопоставили размер и форму этого копья и след от раны, запечатленный на Туринской плащанице, они были поражены соответствием!
Православная Церковь чтит Лонгина-сотника как мученика. Согласно Преданию он и его воины уверовали во Христа, приняли крещение от апостолов и оставили службу. А через некоторое время были обезглавлены за проповедь христианства. Сегодня для того чтобы поклониться мощам мученика Лонгина, паломники отправляются в Рим, в церковь святого Августина. Но мало кто знает, что на армянской земле есть не менее значимая святыня, ставшая свидетелем обращения жестокого римского воина в пламенного проповедника-христианина.
Евгения Павлычева
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.