Римский воин, сотник Лонгин нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже рядом с Голгофой, у подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа и знамений, Явленных после Его смерти. Эти события потрясли душу Лонгина. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» - говорится в Евангелии от Матфея. Затем один из воинов копьем пронзил Спасителю ребра, и тотчас истекла кровь и вода, - об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна. Согласно церковному преданию, Лонгин был тем воином, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.
Считается, что орудие, коснувшееся сердца Иисуса, уцелело до наших дней. Проследить путь копья Лонгина непросто. Разобраться в этом попыталась в 2003 году группа английских ученых под руководством профессора Роберта Фезера.
Мнение эксперта:
Один из артефактов с конца восемнадцатого века хранится в палате сокровищ Венского дворца. Он представляет собой сложную конструкцию, состоящую из железного наконечника длиной около полуметра и заостренного стержня, инкрустированного маленьким медным крестиком. На золотой накладке, которая скрепляет эти две части, различима надпись на латыни: «Копье и гвоздь Господни».
Научные исследования, включавшие флуоресцентный и рентгеноспектральный анализ, показали, что железный стержень является наиболее древней частью венской святыни. Это вполне может быть один из гвоздей с креста, на котором был распят Христос. А вот сам наконечник изготовлен лишь в седьмом веке – то есть, он никак не мог принадлежать сотнику Лонгину.
После комплекса научных исследований ученые пришли к выводу, что подлинным скорее всего является копье, находящееся в духовном центре Армении, монастыре Эчмиадзин. Считается, что в Армению этот артефакт был доставлен еще в евангельские времена апостолом Фаддеем. До девятого столетия святыня хранилась в обители, именуемой Гегард, что в переводе означает «копье». После того, как монастырь был разрушен арабами, реликвию перенесли в сокровищницу Эчмиадзинской обители, где она находится и поныне.
Английские ученые, которым Армянская апостольская Церковь обеспечила доступ к святыне, установили, что это копье относится ко времени жизни Христа. Но то ли это самое орудие, которое держал в руках сотник ЛОнгин? В пользу данной версии говорит еще один удивительный факт, отмеченный профессором Робертом Фезером.
Мнение эксперта:
Исследователей смущала необычная ромбовидная форма Эчмиадзинского копья. Кроме того, оно казалось чрезмерно большим и напоминало не столько боевое оружие, сколько острие какого-то штандарта. Однако, когда ученые сопоставили размер и форму этого копья и след от раны, запечатленный на Туринской плащанице, они были поражены соответствием!
Православная Церковь чтит Лонгина-сотника как мученика. Согласно Преданию он и его воины уверовали во Христа, приняли крещение от апостолов и оставили службу. А через некоторое время были обезглавлены за проповедь христианства. Сегодня для того чтобы поклониться мощам мученика Лонгина, паломники отправляются в Рим, в церковь святого Августина. Но мало кто знает, что на армянской земле есть не менее значимая святыня, ставшая свидетелем обращения жестокого римского воина в пламенного проповедника-христианина.
Евгения Павлычева
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов