Павел Михайлович был одним из самых состоятельных купцов, при этом жил довольно скромно, верил в Бога. «Портрет Павла Третьякова» Илья Репин написал после смерти известного коллекционера специально для галереи, которая носит его доброе имя.

«Портрет Павла Третьякова» Илья Репин, 1901 г., из собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, а почему эта картинная галерея называется Третьяковской?
— Она названа в честь своего создателя, Павла Михайловича Третьякова. Неужели я до сих пор не рассказывала тебе о нём, Настенька? Какое упущение!
— Расскажите, Маргарита Константиновна, пожалуйста!
— Не только расскажу, но и покажу портрет Третьякова. Пойдём, он находится в зале художника Репина. Илья Ефимович написал эту работу специально для галереи в 1901 году, уже после смерти коллекционера, по более ранним наброскам и фотографиям. Вот, посмотри, как выглядел человек, благодаря которому в Москве появилась Третьяковка.
— Какие у Павла Третьякова глаза... Добрые и грустные!
— Я бы сказала, сосредоточенные. Такой задумчивый, самоуглублённый взгляд Третьякова знали все, кто был с ним знаком. Один из самых состоятельных купцов в России отличался скромностью и молчаливостью. Даже представить невозможно, чтобы он разъезжал по балам, кутил и наслаждался роскошью. Центральное место в его жизни занимало искусство. И своё время, и богатство он тратил на то, чтобы покупать живописные полотна.
— Но ведь картины — это тоже роскошь!
— Третьяков старался не для себя. Собирать коллекцию он начал в 1850 году, и сразу же решил, что передаст её городу. В шестидесятом году девятнадцатого века меценат составил завещание, в котором указал, что собрание картин станет общественным. Спустя ещё четырнадцать лет он построил для своей коллекции галерею.
— Вот это здание, в котором мы сейчас находимся?
— Да, особняк в Лаврушинском переулке.
— Наверное, и на картине Ильи Репина Павел Третьяков изображён в Третьяковской галерее? Он стоит среди картин.
— Конечно! Искусствоведы даже определили точное место, в которое Илья Репин поместил героя своей картины.
— И что это за место? Можем мы туда пойти?
— Экспозиция начала двадцатого века отличалась от современной, сейчас полотна развешены иначе. Но точно можно сказать, что Павел Третьяков на портрете стоит перед картиной Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе». Илья Репин показал, что меценат верил в Бога. Именно вера была источником его добрых дел.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM