
«Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин», — так отзывались о святом праведном Василии Павлово-Посадском современники. Он целиком посвятил себя служению Богу и людям, соединив глубокую духовную жизнь и успешную предпринимательскую деятельность. Недаром его называли старцем-фабрикантом.
Крестьянин Василий Грязнов родился в 1816-ом году, недалеко от города Павловский Посад — родины знаменитого на весь мир павлопосадского платка. Читать маленький Вася учился по Часослову и Псалтири. Став старше, полюбил молитвы, посты, духовные книги, регулярно посещал церковь и был по-настоящему религиозным человеком.
Свою общественную деятельность Василий Иванович начинал как миссионер. Несколько трудных лет посвятил он обращению старообрядцев. Грязнов сумел вернуть в лоно Православной церкви больше семи тысяч человек. К нему тянулись люди, издалека приезжали за советом и добрым словом.
Одним из ближайших друзей Василия Ивановича стал хозяин фабрики по выпуску павлопосадских шалей Яков Иванович Лабзин. Он женился на сестре Грязнова и сделал шурина совладельцем своего предприятия. Яков часто уезжал из города по делам службы. В его отсутствие Василий Иванович день и ночь находился на фабрике и следил, чтобы все торговые дела совершались честно, благородно, как он говорил, «во славу Божию».
Эта фабрика была одной из самых прибыльных в России. На ней трудилось почти полторы тысячи человек. И её совладельцы — Грязнов и Лабзин не жалели денег на добрые дела. Они помогали людям, часто незнакомым, пришедшим из других городов. Жертвовали огромные суммы на храмы — в частности, на строительство павловопосадского собора Воскресения Христова, старостой которого стал Василий Иванович. При фабрике открыли богадельню на 60 человек и бесплатную больницу. В семи школах, которые на свой счёт построили Грязнов и Лабзин, училось четыреста детей. Кроме того, компаньоны основали два училища.
Василий Иванович скончался в 1869-ом году. Над могилой своего родственника, друга и молитвенника Лабзин построил храм святого Василия Исповедника. В нём спустя 22 года похоронили и самого Якова Ивановича. Дочери фабриканта, исполняя волю отца, обратились в Святейший Синод с прошением об открытии в Павловском Посаде Покровско-Васильевской женской общины и детского приюта имени Якова Лабзина при ней. Разрешение было получено. А в 1903-м году общину преобразовали в женский монастырь.
В самом конце 20-ого века Василия Грязнова прославили в лике местночтимых святых Московской епархии. А через 130 лет после кончины праведника-благотворителя с благословения Святейшего патриарха Алексия Второго произошло общецерковное прославление святого Василия.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер