Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Пророка Исайи

Книга пророка Исайи, Глава 48, стихи 17-22, Глава 49, стихи 1-4

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Бытия, Глава 27, стихи 1-41

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 19, стихи 16-25

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Книга пророка Исайи, Глава 48
Книга пророка Исайи, Глава 49
Читать далее
Книга Бытия, Глава 27
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 19
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой верующему человеку может показаться, что все труды его напрасны. Он искренне старается жить по-христиански, любить людей, но видит, что мир вокруг не меняется, и его посещает разочарование. Но правильно ли так рассуждать? Или возможен другой путь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 48-й и 49-й глав книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 48.

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские.

19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих - как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.

20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".

21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.

22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Глава 49.

01 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;

02 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;

03 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

04 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

Кому из нас не приходилось смотреть на жизнь другого человека и думать: ах, если бы ты не вёл себя так, всё в твоей жизни было бы по-другому. Ах, если бы ты не был азартным и не проиграл бы все свои деньги... если бы ты не был зависимым от алкоголя, ты бы не растратил своё здоровье, если бы ты не стал рабом греха — жизнь твоя была бы совершенно другой. Иногда все подобные размышления наши собеседники прерывают, говоря, что история не имеет сослагательного наклонения. Однако в сегодняшнем чтении из книги пророка Исаии мы видим, что иногда подобным же образом рассуждает не сентиментальный и ничего не понимающий человек, но Сам Господь, сотворивший наш мир. Причём слова Его особенно печальны тем, что в отличие от нас, Он точно знает, что все мы были сотворены для мирной и праведной жизни. Мы можем сказать: «Как кому на роду написано, тот так и живёт, у каждого своя судьба» и этим будто бы оправдать трагично сложившуюся жизнь, подчеркнув, что иначе и быть не могло. Но Бог знает, что история не только отдельного человека, но и всего мира могла бы быть другой. В сегодняшнем чтении мы слышим, как Он обращается к своему народу, а в его лице ко всему миру. Как любящий отец, добрый друг или заботливый учитель Господь сообщает людям то, что для них полезно и призывает идти по предназначенному для них пути, но они живут так, как хочет их сердце, и пожинают плоды собственного греховного выбора. Впрочем, Бог снова и снова даёт людям надежду, снова и снова позволяет им начать заново, несмотря на последствия их прежних поступков. Вот и сегодня тем, кто находился в плену, Господь обращает слова освобождения. Идите и не грешите больше. Последствия грехов не бесконечны, вы прощены и можете начать заново.

Но меняются ли люди? В конце сегодняшнего чтения мы слышим речь Мессии, о котором пророчествует Исаия. Она заканчивается печальными словами. Он спрашивает: не напрасно ли трудился и тратил силы, ведь люди вокруг не изменились? И в то же время, Он понимает, что жизнь Его не бессмысленна, и Бог в своё время явит Его правду и Он получит награду. Вслед за Ним, всякий человек, старающийся жить праведно в грешном мире может увидеть, что добро никогда не бывает бесплодно и усилия не бывают тщетными. Мы можем этого не замечать и печалиться, но Бог знает всё и видит даже те изменения, которых мы не замечаем. Поэтому вместо того, чтобы унывать от того, что люди не становятся лучше, стоит жить праведно и исполнять волю Бога, веря, что всё не напрасно.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История Богом избранного народа — это прообраз истории человека, практически все, что сказано о народе Израиля можно применить к любому человеку. Само по себе появление избранного народа не было ничем обусловлено, Бог по Одному Ему ведомой причине решил, что праотцу Аврааму необходимо уйти из родной земли, и отправиться туда, куда укажет ему Бог. Авраам не был единственным сыном своих родителей, как не был он и единственным человеком в своём родном шумерском городе Уре Халдейском, Бог мог обратить Свой взор и на какого-то иного человека, но Бог обратился именно к Аврааму.

Можно сказать, что Бог воззвал Авраама и вслед за ним весь еврейский народ из небытия, и если бы не было этого призвания, то мы бы ничего не знали об Аврааме, мы не знали бы даже о существовании такого человека, он был одним из миллиардов когда-то живших людей, о которых ровным счётом ничего не известно. То же самое можно сказать и о любом другом человеке применительно к его личной истории: мы все приходим в этот мир из небытия, конечно, наше появление на свет можно описать на языке биологии, но этот язык не в силах ничего сказать о появлении уникальной человеческой личности, он может говорить только о нашей телесной составляющей.

Далее от потомков Авраама требовалось слушать Бога и поступать так, как Он им повелевал. Бог через множество знамений засвидетельствовал Свою истинность и то, что Он пребывает с этим народом. Взамен же людям было обещано благоденствие, в новом русском переводе книги Исайи это обетование выражено очень красиво и поэтично: «О, если бы ты внимал повеленьям Моим! Тогда текло бы счастье твоё, как поток, твоё благоденствие было бы как волны морские» (Ис. 48:18). Увы, но израильтяне множество раз уклонялись от повелений Божиих, и потому их жизнь вовсе не была счастливой и благоденственной.

То же самое можно сказать и о практически любом человеке: если бы мы обращали внимание на ясно и недвусмысленно выраженную волю Божию, если бы мы были верны Евангелию, или хотя бы старались быть таковыми, то и жизнь наша была бы такой, какой ее обещал сделать Бог чтущим Его — спокойной, благоденственной и счастливой, это состояние было бы глубоко укоренено в сердце человека, и оно не зависело бы ни от каких внешних обстоятельств, точно также, как и обетования, данные Богом потомкам Авраама, не зависели от окружающих израильтян народов.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Бог через пророка обращается к народу, который находится в Вавилонском плену.

Почему это важно? Дело в том, что человеку оказавшемуся в трудной ситуации свойственно искать виновного. Тем более, стоит учитывать, что для иудеев, как для людей религиозных, было естественно верить в защиту и поддержку Бога. А раз они в плену, значит, и первым обвиняемым с их точки зрения мог быть Бог, Который, как они считали должен был охранять их от всех врагов и решать все их проблемы.

Что же мы видим? Отказывается ли Бог от своего народа? Начинает ли обвинять его?

Отнюдь нет. Для начала Бог называет себя искупителем своего народа. Мы привыкли к этому слову, но понимаем ли, что на самом деле оно означает? По еврейскому закону, если человек оказывался неспособен выплатить долги, за него мог заплатить родственник, став его искупителем. Должник находился в безвыходной ситуации, и искупитель фактически спасал его. Иными словами, называя себя искупителем израилевым, Бог говорит о том, что именно Он способен и готов спасти свой народ.

С чего же начинается спасение?

С указания причины возникших проблем. Ведь только осознав причину, человек может быть не только спасен от беды, он сможет избежать её повторения.

Бог научает человека полезному. В данном случае в еврейском тексте стоит слово, которое в бытовом плане означает просто выгоду. Т.е. уровень религиозного сознания пленников таков, что речь не идёт о любви... Бог говорит: соблюдай заповеди хотя бы потому, что это полезно тебе самому. И иди по пути, по которому должно тебе идти.

Отказом от Бога люди лишили себя мира и справедливости. Все эти возможности были у народа Божьего в допленную эпоху. Теперь трагедия не просто предсказывается, но является фактом. Мы привыкли к тому, что история не имеет сослагательного наклонения и всё же Бог возвращает людей к началу и говорит им: «если бы вы внимали заповедям Моим! тогда мир ваш был бы как река, и правда ваша — как волны морские». Но этого так и не произошло. Потомки Иакова могли бы быть как песок морской, но теперь всё это слышит остаток. Горстка людей, которые, вдруг узнают, что царь Кир, завоевавший Вавилон отпускает их на свободу, должны понимать, что на самом деле это «Господь искупил раба Своего».

Сегодняшнее чтение содержит в себе два плана: исторический и духовный. Пророк Исаия учит нас за политическим и социальным видеть духовное. При этом важно понимать, что он не назначает правых и виноватых, как привыкли делать обычные люди, но открывает Божий взгляд на происходящее. Будучи грешными и пристрастными людьми, мы вряд ли имеем право выносить вердикты исторических масштабов. Однако всматриваясь в собственное сердце, и, вслушиваясь в голос собственной совести, каждый из нас может обратиться к Богу и вернуться на путь, по которому мы призваны идти.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавшие слова в первую очередь адресованы еврейскому народу. С первых же строк мы слышим о том, что у Бога есть об Израиле особый замысел. Как говорит пророк Исаия, Господь учит своих избранников полезному и ведет по особому пути. Их цель — исполнить великую миссию, подготовить мир к пришествию Христа. Однако для того, чтобы это сделать, необходимо избавиться от всего скверного и нечистого в самом себе. Для этого Бог дает еврейскому народу закон Моисея и пророков. Следуя им, Израиль должен научиться хранить в чистоте свое тело, душу и сердце. Ведь, как говорится в Ветхом Завете, Бог свят, то есть, отделен от всего нечистого. А потому и те, кто хочет, чтобы Он вошел в их жизнь и полноценно проявлял в ней Себя, должны быть также отделены от источника всякого греха. В этом случае, по словам пророка, «мир твой был бы как река... И семя твоё было бы как песок... не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною». Иными словами, за эту верность, Бог умножил бы потомство Израиля, дал бы ему покой, так что жизнь его текла бы размерено, как воды широкой реки. Но что самое главное, Господь всегда помнил бы его имя. Это очень примечательное выражение. Дело в том, что на Древнем Востоке имя обладала сакральным статусом. Знать имя — видеть сущность предмета или явления. Знать имя человека — это не просто обозначать его в речи при помощи каких-то звуков или же на письме, используя определенные знаки. Знать имя — означает максимально участвовать в его судьбе. Поэтому и говорится в Библии, что Бог знает праведников по имени, а грешников Господь словно не видит. Ведь тот, кто не исполняет волю Творца, сам будто удаляется в тень. То есть, если Израиль будет выполнять заповеди Бога, между ними будут предельно личные, искренние отношения, которые возможны между двумя влюбленными, когда оба словно взаимопроникают друг друга.

Увы, но Израилю не всегда удавалось сохранить этот идеал. Поэтому сегодня мы и слышим слова пророка, которые исполнены горечи. «О, если бы ты внимал заповедям Моим!» — говорит он от лица Творца. Поэтому он и призывает народ выйти из Халдеи. Халдеей называли древний Вавилон, где евреи томились в плену за свои отступления от Бога и беззакония. Вавилон был не только конкретным городом и государством, но и символом греховной тьмы. Именно оттуда должен выйти Израиль, чтобы Бог опять вошел в их жизнь, и они смогли выполнить свое предназначение, как ее выполняет острый меч в руках искусного воина, или стрела, пущенная точно в цель.

Так и о каждом из нас у Бога есть свой замысел. Однако в то же время каждый из нас находится в Вавилоне собственных греховных пристрастий. А потому мы обречены блуждать в темноте, натыкаясь на разного рода препятствия, попадая в различные тяжелые и неприятные ситуации. Поэтому и обращается к нам пророк с призывом выйти из этой Халдеи. Иными словами, если мы хотим понять и выполнить свое предназначение, необходимо изменить свое поведении кардинальным образом. Наладить отношения с Творцом, открыть ему свое имя. Лишь в этом случае наша жизнь станет подобна широкой спокойной реке исполненной глубокого и непреходящего смысла.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этим отрывком заканчивается 48-я глава книги пророка Исаии и начинается 49-я, которая особенно важна в связи с тем, что в ней содержатся пророчества о Мессии, то есть о Христе. О том, что сказанное в этой главе имеет характер особенной важности, говорит ее начало: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние». Такое начало указывает на всеобъемлющий и универсальный характер последующих слов, на то, что пророчество Исайи имеет отношение не к какому-то конкретному лицу или народу, а ко всему миру.

А собственно мессианское пророчество начинается с фразы, которая следует за этими вводными словами: «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Очевидно, что речь здесь идет не о самом пророке Исайе. Он не был призван «от чрева, от утробы матери», его Господь призвал к пророческому служению в достаточно зрелом возрасте. На этом основании толкователи делают вывод, что речь здесь идет о Христе. На это указывают и дальнейшие слова пророка: «и соделал уста Мои как острый меч». Если не брать узкий круг специалистов по пророческим книгам Ветхого Завета и людей, которые глубоко интересуются книгами пророков, то слова Исайи мало кому знакомы. А если они и известны, то только в цитатах, чаще всего, апостола и евангелиста Матфея. Евангелие же и слова Христа известны даже тем, кто очень далек от христианства. Слова Христа способны менять всё. Вокруг нас есть неимоверное количество примеров того, как тот или иной человек почти случайно услышал какую-то евангельскую фразу и не смог на нее не откликнуться. Но даже если не было такого мгновенного и бескомпромиссного отклика, Христово слово напоминает собой закваску, которая невидима глазом, но при этом со временем она одно вещество превращает в другое. Христово слово заставляет жить по-новому, жить вопреки самому себе и своим привычкам. Это и есть тот самый острый меч, который упоминает Исайя.

Заканчивается же описание образа Христа еще одним поэтическим сравнением: «в колчане Своем хранил Меня». Бог посылал пророков, но их не слушали. Пророки были стрелами, которые Бог направлял Своей рукой. Но эти стрелы были слишком слабы в сравнении с той броней, которую они должны были пробить, стрелы ломались и гнулись, оставляя по себе лишь небольшие раны. Но в конечном итоге Бог послал Сына Своего Возлюбленного, об этом применительно к нынешнему отрывку святитель Кирилл Александрийский сказал так: «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане».

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Человек — существо несовершенное. Нам очень далеко до того идеала, который демонстрировали христианские святые. Но как же тогда угодить Богу? Как обрести в Его глазах благосклонность? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 27-й главы книги Бытия, которая читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 27.

01 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

02 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

03 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

04 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

05 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

06 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

07 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

08 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

09 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

В семье праведника Авраама был порядок: наследником отца становится старший сын. Причём не только наследником всего материального имущества семьи, но и в первую очередь наследником духовных благословений. Он становится следующим патриархом. Через него и его потомков Бог даст благословение и спасение всему человечеству.

Старшего внука Авраама, Исава, совершенно не интересовали духовные материи. Он весь был сосредоточен на земном. Охота и женщины — вот его интерес. Зато младший внук Авраама, Иаков, всегда жаждал чего-то большего. От всего сердца он хотел одного — послужить Богу. Стать полноценным участником священной истории. Поэтому он и совершает те поступки, о которых рассказывается сегодня. Не единожды обманывает брата и совершает преступление против немощного отца. Инструменты Иакова — хитрость и даже коварство. Однако в итоге именно он становится родоначальником дома Авраама. Именно из его рода однажды рождается Спаситель мира Иисус Христос.

Эта история не про то, что к высокой и благородной цели нужно идти всеми доступными средствами. Писание ясно показывает, что Иаков ответил сполна за свои проступки. На собственном опыте испытал, что значит интриги и раздоры в собственной семье. Эта история о том, что Бог работает с тем материалом, который есть в Его распоряжении. Он готов смириться до того, что не будет обращать внимания на наши слабости. Он готов закрывать глаза на наши прегрешения и оберегать нас от тех, кто требует справедливого возмездия. От нас требуется лишь одно — искреннее желание служить Ему. Искать Его волю. Понуждать себя к исполнению Его заповедей. И тогда Он войдёт в нашу жизнь и устроит нашу судьбу, даже несмотря на наш тяжёлый и скверный характер. Он возьмёт наше несовершенство к Себе на службу, направит его к благим последствиям. И несмотря на всё наше недостоинство сделает нас участниками священной истории.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В самых разных сферах нашей жизни мы сталкиваемся с историями подобными той, что услышали в сегодняшнем чтении. Человек, у которого были все возможности, не добился ничего, в то время как другой, не имея ничего, прикладывает массу усилий и получает задуманное. Смотришь, ребёнок вполне обеспеченных родителей проедает заработанное другими, в то время как ребёнок бедных зарабатывает состояние. Бывает человек из верующей семьи — остаётся равнодушным, а кто-то из атеистической — выбирает путь веры и достигает духовных высот.

Всё это хорошо, скажет кто-нибудь, но только если делается честно. В то время как в сегодняшнем чтении мы видим явный обман. И ситуация действительно может показаться довольно однозначной, если не знать контекста. А он следующий. Праотец Исаак — человек внешне ничем не примечательный. Однако он несёт в себе то, чем не обладает больше ни один человек на земле — он находится в завете с Творцом. Язычники, окружавшие его, почитали своих богов и ждали от них только земного благополучия, в то время как Исаак, пусть и на своём уровне понимания, ждал спасения от истинного Бога. В своё время Исаак получил от Авраама благословение, которое означало не просто земное благополучие или старшинство среди братьев. Оно означало преемство завета, за сохранение которого он теперь оказывался ответственным.

И вот у него — Исаака — рождаются двое сыновей. Исав и Иаков. Они двойня — один совсем незначительно старше другого, при этом по темпераменту совершенно разные. Исав — земной, страстный, непослушный, Иаков — возвышенный, любящий, внимательный. Исав по праву имеет перспективы старшего и главного в роде, но для него в этом важны лишь земные амбиции. Иаков ни на что не рассчитывает, хотя очень желает первородства... И более того, покупает его у брата за похлёбку. Это последнее обстоятельство очень важно. Исав не просто в шутку, но с клятвой уступил первородство Иакову. Всё это делает поступок Ревекки и Иакова, если не более нравственным, то во всяком случае более понятным. Их целью была не борьба за власть, славу или богатство... Иаков стремился к первородству, потому что хотел быть наследником завета.

Известны случаи, когда люди приписывают себе несколько лет и обманывают власти. При этом одни делают это для того, чтобы получить доступ к развлечениям, а другие для того, чтобы пойти на фронт, защищать отечество. Обман первых — постыден, но обман вторых — жертва своим благочестием ради высокой цели.

Может показаться, что сегодняшнее чтение — это рассказ об обмане, но на самом деле он о том, что в общении с Богом нельзя рассчитывать на формальность. Для него важно не столько формальное родство со святыми и не столько законное первородство, сколько искреннее желание находиться в Завете и быть продолжателем веры отцов.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с благословением Исаака, полученным дерзким обманным путём — одна из шокирующих в Библии. Казалось бы: Священное Писание «всё свято и назидательно» — и тут на тебе такое: обман, подлог, снова обман — сплошная хитрость и лукавство — и — ни слова не то что осуждения, но даже лёгкого укора! Да как вообще такое возможно? Неужели ради достижения великой цели Бог дозволяет идти на что угодно — даже на самые безнравственные поступки?

Да, с точки зрения формальной нравственности поступок Иакова — это подлость. В самом прямом смысле слова — потому что результат основан на сознательном обмане родного отца и эксплуатации его старческой немощи. Но — не будем торопиться с выводами, а лучше внимательнее вчитаемся в текст: похоже, тут далеко не всё так просто.

Святитель Филарет Московский, комментируя этот эпизод Священной истории, обращает внимание на несколько деталей — которые нам поначалу не кажутся чем-то особенным. Во-первых, почему благословению должна была предшествовать праздничная трапеза — и почему именно из дичи — когда вокруг паслись стада одомашненных животных? Святитель пишет: «Исаак, видев Исава, за недостатком ловитвы продавшего свое первенство, посредством ловитвы же хотел узнать, угодно ли Богу возвратить ему потерянное. Итак, требование ловитвы от Исава было требование знамения от Бога; и Бог ответствовал Исааку, только не точно тем знамением, которого сей желал; ответствовал медленностью ловли Исава и тайным Ревекке внушением о Иакове». Вот так разворот! Оказывается, Исаак до последнего вздоха не ощущал себя «собственником» благословения Божия — а лишь орудием в руках Того, Кто и являлся его источником! Мы ничего не знаем, были ли какие-то внутренние колебания у Исаака, насколько он был в состоянии внутренней борьбы между личной любовью к Исаву и очевидностью превосходства Иакова — но главное другое. Исаак не дерзает самостоятельно разрешить это недоумение, предлагая всем участникам... сыграть в своего рода игру — в которую включён и Сам Господь Бог! Причём несомненно, что и сценарий самой игры — тоже был целиком передан в ведение Господа: от Исаака был лишь первый ход — отправить соискателя благословения на охоту — ну а дальше — пусть Сам Бог и управляет! Ведь победителей, как известно, не судят!...

В нашей жизни тоже бывают ситуации, в которых желанной очевидности совсем не видно. В метаниях между вариантами выбора можно потратить все силы — извести себя самого — и не добиться никакого результата. История с Иаковом и Исааком подсказывает, как правильно — опираясь на Священное Писание — поступать в ситуации «застрявшего решения»: сделать свой первый шаг — и делегировать Богу безграничные права Ему Одному ведомыми судьбами подтолкнуть ситуацию в ту или другую сторону. И после этого — лишь внимательно наблюдать, в каком именно направлении в итоге будет всё развиваться. В этом — вера и честное признание перед лицом Божиим своей недостаточности, ограниченности — и когда с такими мыслями мы обращаемся к Богу, Он обязательно нам подскажет!

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Когда-то даже самые привычные для нас сегодня вещи были людям в новинку. В наши дни мы не задумываясь, если начались проблемы со здоровьем, отправляемся куда? Правильно — в поликлинику. Но, как вы уже догадались, так происходило не всегда. В древности подобных поликлинике учреждений просто не существовало. Больные лечились у знахарей, травников, костоправов. Впервые оказывать людям систематическую медицинскую помощь начали в городе Кесария Каппадокийская (территория нынешней Турции) в четвёртом веке по инициативе местного епископа — святителя Василия, прозванного впоследствии Великим. Святитель Василий построил в Каппадокии целый комплекс зданий, включавший храм, школу, детский приют и лечебницу — прообраз современной поликлиники. Создание Василиады, так прозвали построенный святым комплекс зданий, далось ему огромным трудом. В том числе, приходилось Василию иметь дело с враждебными действиями власти — двух императоров: еретика Валента и язычника Юлиана Отступника. Святому было очень тяжело, но он справлялся с непростой участью при помощи молитвы, в которой в частности просил — «лукавые поступки добрыми сделай, Господи, благостью Твоей». И действительно все враждебные происки неприятелей Бог оборачивал по просьбе Василия на пользу христианам Каппадокии. В сегодняшнем библейском чтении речь также идёт о человеческом лукавстве и о том, как Господь зло способен направить к добрым целям. Мы становимся свидетелями обмана. Престарелого праотца Исаака обманывают его супруга Ревекка и второй сын Иаков. Ревекка захотела, чтобы предсмертное благословение отца получил её любимец Иаков. Старшего же сына Исава она захотела духовного наследства отца лишить. План Ревекки удался. Она замаскировала Иакова — надела на него одежду брата и обернула руки сына козьей шкурой (Исав был чрезвычайно волосат). Слепой Исаак не распознал обмана. Вместо старшего сына он благословил младшего, таким образом передав ему миссию по сохранению веры в истинного Бога. Греховное действие совершилось, и оно, конечно же, не принесло Иакову жизненного счастья. Духовное преступление вообще никогда радости не доставляет. Но Ревекка думала, что благословение отца гарантирует её любимому сыну безоблачную жизнь. Будущее, однако, показало, что богоизбранничество ведет за собой массу трудов и даже неприятностей. Иаков смог убедиться в этом на собственном опыте. Но, к его чести, ветхозаветный праведник оставался верным Господу всегда и, каясь в грехах прошлого, смиренно нес возложенную на него миссию. Чему учит нас сегодняшнее чтение? Тому, что Бога, во-первых, нельзя обмануть. И если даже хитрость удалась, это еще ее значит, что Господь идёт у нас на поводу. Во-вторых, не стоит унывать и опускать руки, когда кто-то или что-то мешают нам совершать добрые дела. История, как библейская, так и церковная, доказывает — человеческие злоба и лукавство ничто перед благим промыслом Божиим. Отец Небесный никогда не оставляет верных ему людей. И помогает им, не только духовно вдохновляя и поддерживая, но и оборачивая на помощь богоугодным целям лукавство мира сего.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что мы услышали отрывок из истории одного из выдающихся родоначальников еврейского народа по имени Иаков. Его жизнь начинается с очень неприглядного поступка — он обманывает своего старшего брата и престарелого отца, чтобы получить первородство. Почему же, спросим мы, такой человек стал в итоге во главе богоизбранной нации? Почему Бог допустил, чтобы он явился одним из предков Сына Божия, Иисуса Христа? Неужели Священное Писание таким образом поощряет нас идти к своей цели, несмотря ни на что, используя любые средства? Это вопросы, которые неизбежно возникают при знакомстве с этим эпизодом.

Все станет на свои места, если мы приглядимся к этой истории внимательней. Старший брат Иакова по имени Исав был человеком мужественным и прямым. Но его совершенно не интересовала та миссия, которую Господь возложил на их семью. Именно поэтому он с легкостью продает свое первородство за чечевичную похлебку. Он совершенно безразличен к вопросам веры и нравственности. Об этом красноречиво говорит то, что вопреки воле родителей, он женился на язычницах. А за его необузданный нрав и распущенность апостол Павле прямо называет его «блудником и нечестивцем». Иными словами, несмотря на его прямодушие и мужество, он показал полную несостоятельность для дела руководства народом Божиим. А именно этим должен был заняться старший сын после смерти отца.

Иаков иной человек. В его сердце живет вера. Он жаждет всей душей принять полноценное участие в той миссии, к которой Господь призвал его отца Исаака и деда Авраама. Поэтому он всеми правдами и неправдами и пытается заполучить первородство. Иаков горит любовью к Богу, а потому и совершает такой предосудительный в глазах людей поступок. И посмотрите, Библия в итоге не осуждает его. Она показывает, что так совершилась воля Божия. Действительно, именно от одного из потомков Иакова родился Иисус Христос. Именно поэтому Исаак, чувствуя, что совершилось нечто, что человеку нельзя постичь своим умом, не наказывает своего сына.

Конечно же эта история не о том, чтобы мы шли к своим целям по головам, оправдывая это тем, что так угодно Богу. Здесь совершенно иной акцент. Скорее она открывает нам важный духовный закон. Одно дело, когда судим о людях мы, другое, то, как их видит Бог. Мы обращаем внимание на внешность, черты характера, темперамент. Господь в первую очередь смотрит на сердце, Ему важно, на что оно готово ради Него. Насколько глубоко в нем может укоренится вера. Такому человеку Он даст в итоге победить все свои недостатки, а все его поступки, даже неприглядные, обратит в итоге на пользу ему самому и тем, кто его окружает.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Несколько недель назад два молодых священника нашей епархии сходили в детский дом ради проведения профилактической беседы с подростками о вреде алкоголя и наркотических веществ. Увы, но слова священников не нашли должного отклика, более того, один из подростков проявил вопиющую дерзость: оскорбил священников с использованием ненормативной лексики. История неприятная, и священники наши после неё некоторое время пребывали в печальных раздумьях, которые они пытались преодолеть общением со мной как со своим правящим архиереем. Мне же пришлось указать им на слова 19-й главы книги Притчей Соломоновых, отрывок из которой звучит сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах.

Глава 19.

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

22 Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Одним из привычных и повсеместных сетований взрослых людей является сетование на молодёжь, чем старше мы становимся, тем чаще мы утверждаем, что «мы такими не были», что «молодёжь испорчена», и непонятно, как молодые люди «будут жить дальше», если сейчас они такие наглые, неуважительные, ленивые и неблагодарные. Вообще, сетования на молодёжные нравы — это особый жанр, схожий с жанром плача по усопшим, но только в этом случае объект плача жив, здоров, бодр и весел. А ещё у этого объекта есть своё мнение абсолютно по всем вопросам и нет никакого уважения к опыту старших. Иногда нам кажется, что молодёжные неуважение и дерзость — это примета времени, и что в седой древности патриархальных обществ ничего подобного не наблюдалось, однако книга Притчей Соломоновых говорит нам, что такое ощущение ошибочно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19:18). Наказание здесь сформулировано как заповедь, но само это слово — «наказание» — стоит понимать максимально широко, в первую очередь, это не физическое воздействие, а вся совокупность преподаваемого учения. Молодые люди могут быть крайне строптивыми, но книга Притчей утверждает, что мы не должны этим смущаться и должны делать всё для вразумления детей до той поры, пока есть хоть какой-то шанс, что в этом есть смысл и что они способны нас услышать и чему-то научиться.

Однако на этой мысли книга Притчей не останавливается, она продолжает свои педагогические рекомендации такими словами: «Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придётся тебе ещё больше наказывать его» (Притч. 19:19). Иными словами, именно строптивые дети требуют особого к себе внимания. Вроде бы эта мысль кажется очевидной, но нет того человека, который мог бы с лёгким сердцем и радостью реагировать на неуважительное отношение к себе, а потому всякий раз, когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, мы интуитивно пытаемся впредь минимизировать попадания в такие ситуации, пытаемся избегать неприятного для себя общения, и, по сути дела, отказываемся от педагогического воздействия на трудных и неприятных детей. Священное Писание рекомендует поступать иначе, и дай Бог, чтобы у нас хватило сил и мужества последовать этим рекомендациям.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Прозвучавшие поучения царя Соломона служат иллюстрацией одной важной вещи. А именно — что отдельно взятый человек не в состоянии полностью контролировать даже свою собственную жизнь. Так или иначе с нами постоянно происходят события, которые могут либо не укладываться в привычные нам планы, либо вовсе их нарушать. Что же делать? Как справляться с тем, что тебе неподконтрольно? Ответ правителя древнего Израиля звучит так — будь верен заповедям Божиим, и Господь не оставит тебя без Своей поддержки. Даже в самой, казалось бы, безвыходной ситуации Отец Небесный укажет тому, кто живёт по совести, как следует поступить.

Вот что имеет в виду Соломон, когда рассуждает об истинной мудрости. По-настоящему мудрый человек не поддаётся искушению пойти путем греха, обещающего скорую выгоду. Насколько быстро приносит порок удовольствие, настолько же стремительно греховное счастье испаряется, оставляя после себя горечь разочарования.

Логика мудрости Божией превосходит расчётливые рассуждения века сего. Искренне верящий в Господа знает, что необходимо помогать нуждающемуся. Но в то же время живущий по заповедям понимает, что нельзя требовать проценты за дачу денег в долг. Бог обязательно Сам вознаградит того, кто откликнулся на просьбу неимущего. И помощь от Господа придёт тогда, когда она будет как никогда нужна. Так звучит основная мысль высказывания царя Соломона: «Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».

Как кажется, требуют комментария и такие слова правителя: «Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придётся тебе ещё больше наказывать его». В данном случае речь идёт о мудрости управленца. Тот, кому приходилось хотя бы раз командовать коллективом, знает — насколько непростая эта задача. Люди бывают разные. Кто-то готов полностью вкладываться в общее дело. А кому-то свойственно постоянно возмущаться. То одно его не устраивает, то другое. В итоге начинает страдать весь коллектив, а достижение желаемого результата оказывается под угрозой.

Соломон, бывший по-настоящему мудрым правителем, пишет, что в отношении некоторых подчинённых необходимо проявлять сугубую строгость. Не ради какого-то греховного самоутверждения, а ради пользы и общего дела, и самого подчинённого. Ведь благодаря взыскательному отношению начальника характер неспокойного работника будет только улучшаться: «Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придётся тебе ещё больше наказывать его».

Заслуживает внимания и такое рассуждение Соломона: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом». Мы привыкли жить в суете. Городской ритм существования подчас внушает нам неспокойные мысли. Они укоряют нас за то, что мы выложились не на 150 процентов. Многие наши современники стали настоящими трудоголиками, забывшими и о созидательном отдыхе, и о том, что представляет собой молитвенная тишина. Вот где находятся корни депрессий и прочих расстройств. Царь Соломон был настоящим тружеником, но также он прекрасно понимал, что человеческая активность сама по себе не является добродетелью. Важно, во-первых, сверять наши действия с заповедями Божиими. Во-вторых, стоит помнить, что наши силы ограничены. Восполнить их может по-настоящему только общение с Богом. Потому Господь и дал заповедь о соблюдении дня седьмого, когда просто необходимо отвлечься от суеты, подумать о вечном, проявить тепло и внимание к близким людям. Ведь, в конце концов, как пишет царь Соломон: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом».

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, посвящён важной теме — теме воспитания детей. Царь Соломон даёт нам несколько важных советов.

По его словам, в семье должна царить атмосфера любви и взаимопонимания, что, однако, нисколько не отменяет наказание за проступки. При этом именно любовь является важным условием того, что наказание принесёт пользу, то есть будет не издевательством и пыткой, но в первую очередь наказом, наставлением. Поэтому Соломон говорит о том, что строгость должна иметь свои пределы. Нельзя действовать с досадой и раздражением, ведь таким образом ничего кроме досады и раздражения от наших действий ребенок не испытает. Даже самое, казалось бы, безобидное слово и запрет, сделанное в таком расположении духа, может нанести юной душе глубокую рану.

Кроме того, тот, кто учит чему-то другого человека, должен сам достигнуть определённого мастерства в том, чему он учит. Если хочешь научить человека плотничать, сам вначале стань плотником; научить водить машину, сам будь водителем; научить преподавать, сам будь педагогом; научить быть человеком, сам стань человеком. Тем более, если взялся научить ребенка жизни в соответствии с законом Бога, ты сам должен жить по этому закону. Только в таком случае воспитание и влияние на сына или дочь могут быть благотворными. В противном случае в наших уроках будет чувствоваться фальшь.

Наконец, если речь идёт о воспитании, которое преследует цель помочь ребёнку найти своё место в жизни, родитель должен чётко понимать, какое место в этой жизни занимает он сам. Даже если мы не сможем привить ему каких-то конкретных навыков, то он получит от нас главное — внутреннее осознание того, кто он есть на самом деле, в глазах Творца, ощущение, чего именно Господь ожидает от него. Лишь в этом случае жизненный путь нашего дитя будет иметь чёткую цель, а он будет двигаться по нему легко и уверенно.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Обычно я стараюсь уклоняться от разговоров о воспитании. Дело здесь в том, что монахи, которые учат воспитанию детей, давно стали предметом острой и весьма едкой критики, и, увы, зачастую эта критика имеет под собой основание, ведь у большинства из нас — монахов — нет личного опыта в этом вопросе, мы всего лишь теоретики. Но несмотря на мое упорное нежелания касаться темы воспитания, мой сан обязывает так или иначе соприкасаться с этим вопросом: правда, мне приходится воспитывать не детей, а сложившихся взрослых людей. Впрочем, делать нечто подобное приходится не только мне и моим собратьям — священникам и архиереям — тем же самым занимаются и многие другие люди, те, кто по собственной воле или же в силу обстоятельств пытаются исправлять не только самих себя, но и окружающих.

Автор книги Притчей дает довольно много советов, которые касаются вопросов воспитания. Но здесь необходима оговорка: свои советы он распространяет лишь на собственных детей, поэтому использование этих рекомендаций должно быть очень аккуратным и осмотрительным в том случае, если объект применения воспитательных усилий — не дети или же чужие дети. Вместе с этим есть в книге Притчей и универсальные педагогические советы. Один из них мы только что услышали: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Для лучшего понимания этого фрагмента необходимо сделать небольшую оговорку: в тексте Священного Писания слово «наказание» и его производные имеют более широкое значение, чем аналогичные слова в современном нам русском языке, они указывают не столько на наказание в смысле причинения какого-либо рода боли в назидательных целях, сколько на поучение и наставление. Из этого фрагмента книги Притчей можно сделать один очевидный вывод: поучать можно лишь до тех пор, пока есть надежда на то, что человек услышит, воспримет сказанное и сможет должным образом отреагировать. Если же такой надежды нет, то не стоит утруждать себя произнесением увещевательных слов. Но как определить есть надежда или ее уже нет? Ведь все мы неизбежно субъективны, а потому в своей оценке можем допустить ошибку. Здесь нам на помощь приходят учителя монашества, они из собственного опыта знали о том, до каких пор надежда есть, а когда она исчезает. Их ответ на наш вопрос очень прост, они говорили, что нет смысла давать наставления монахам, которые старше сорока лет. Это вовсе не означает, что тот, кто перешагнул сорокалетний рубеж не способен к исправлению, нет, это означает лишь то, что такой человек может измениться лишь в том случае, если он сам пожелает это сделать, нет никакой возможности заставить его что-то переосмыслить и измениться. Конечно, возраст — лишь один из возможных критериев. Могут быть и другие. Более того, возрастной критерий может оказаться не точным или же вовсе обманчивым. Но про возраст все же лучше помнить в том случае, если мы полагаем, что наши воспитательные усилия смогут оказать должный эффект на возрастную группу «сорок плюс».

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Среди сегодняшней подборки афоризмов Царя Соломона хочется сфокусироваться на одной фразе: «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». Тот, кто знаком хотя бы поверхностно с литературой по психологии, знает, как много внимания страху уделяют современные науки о душевном здоровье. В определённом смысле, тот, кто может «докопаться» до глубинных страхов человека — получает возможность радикальным образом изменить его жизнь: ведь страхи «работают» на досознательном уровне — но когда выводятся на поверхность, «обличаются», тщательно просматриваются и проговариваются — они перестают быть кошмарными чудовищами, — теми грозными силами, которые раньше держали душу в своей власти.

Но неужели тогда призыв к «страху Господнему» — с точки зрения современной психологии — это по определению разрушительная, деструктивная установка для человека? Но — не будем торопиться с выводами! Давайте лучше внимательнее вчитаемся: страх Господень — внимание! — ведет к жизни, — это раз; второе — кто имеет его, всегда будет доволен, и, наконец, третье — зло не постигнет его. Другими словами, автор притчей описывает имеющего страх Господень человека как совершенно счастливого: у него жизнь «жительствует», он внутри себя вполне доволен и удовлетворён, да и снаружи беды и горести предпочитают его обходить стороной. Где тут хотя бы намёк на ту или иную душевную проблему или тем более патологию? Получается, либо само по себе утверждение автора — обманчиво, либо — наше понимание страха Господнего — ошибочное? Я склоняюсь, конечно же, ко второму.

Что же тогда представляет собой этот поистине целительный «страх Господень»? Для объяснения я бы протянул ниточку от Ветхого Завета к Новому, к посланию апостола Павла к Ефесянам, где он говорит: жена да убоится мужа своего! Так и хочется спросить — а если она и правда своего мужа любит? Как ей тогда его бояться? Разве страх — не противоположен любви? И вот теперь мы вплотную подошли к ответу. Страхи бывают очень разные. Есть тревога. Есть паника. Есть цепенеющий ужас. Есть просто боязнь. А есть — трепет, благоговение. Когда у вас в руках оказалась нежнейшая, изумительная в своей красоте и уязвимости бабочка — и вы боитесь неуклюжим движением повредить эту невиданную грациозность и красоту. Когда жена так боится своего мужа — она просто благоговеет перед их любовью друг ко другу и трепетно оберегает отношения, чтобы между ними никакая чёрная кошка не пробежала. И если с такого ракурса посмотреть на страх Господень — становится понятно, что это — не сковывающий душу ужас, а трепетное благоговение перед Тем, Кто и привёл нас в этот мир, Кто ежесекундно о нас заботится, Кто бесконечно велик по сравнению с нами — но чья любовь к нам ещё более уязвима, чем бабочка в ладони — потому что она была однажды распята на Кресте!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
22.04.2024понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****