Книга Бытия, Глава 27, стихи 1-41
История с благословением Исаака, полученным дерзким обманным путём — одна из шокирующих в Библии. Казалось бы: Священное Писание «всё свято и назидательно» — и тут на тебе такое: обман, подлог, снова обман — сплошная хитрость и лукавство — и — ни слова не то что осуждения, но даже лёгкого укора! Да как вообще такое возможно? Неужели ради достижения великой цели Бог дозволяет идти на что угодно — даже на самые безнравственные поступки?
Да, с точки зрения формальной нравственности поступок Иакова — это подлость. В самом прямом смысле слова — потому что результат основан на сознательном обмане родного отца и эксплуатации его старческой немощи. Но — не будем торопиться с выводами, а лучше внимательнее вчитаемся в текст: похоже, тут далеко не всё так просто.
Святитель Филарет Московский, комментируя этот эпизод Священной истории, обращает внимание на несколько деталей — которые нам поначалу не кажутся чем-то особенным. Во-первых, почему благословению должна была предшествовать праздничная трапеза — и почему именно из дичи — когда вокруг паслись стада одомашненных животных? Святитель пишет: «Исаак, видев Исава, за недостатком ловитвы продавшего свое первенство, посредством ловитвы же хотел узнать, угодно ли Богу возвратить ему потерянное. Итак, требование ловитвы от Исава было требование знамения от Бога; и Бог ответствовал Исааку, только не точно тем знамением, которого сей желал; ответствовал медленностью ловли Исава и тайным Ревекке внушением о Иакове». Вот так разворот! Оказывается, Исаак до последнего вздоха не ощущал себя «собственником» благословения Божия — а лишь орудием в руках Того, Кто и являлся его источником! Мы ничего не знаем, были ли какие-то внутренние колебания у Исаака, насколько он был в состоянии внутренней борьбы между личной любовью к Исаву и очевидностью превосходства Иакова — но главное другое. Исаак не дерзает самостоятельно разрешить это недоумение, предлагая всем участникам... сыграть в своего рода игру — в которую включён и Сам Господь Бог! Причём несомненно, что и сценарий самой игры — тоже был целиком передан в ведение Господа: от Исаака был лишь первый ход — отправить соискателя благословения на охоту — ну а дальше — пусть Сам Бог и управляет! Ведь победителей, как известно, не судят!...
В нашей жизни тоже бывают ситуации, в которых желанной очевидности совсем не видно. В метаниях между вариантами выбора можно потратить все силы — извести себя самого — и не добиться никакого результата. История с Иаковом и Исааком подсказывает, как правильно — опираясь на Священное Писание — поступать в ситуации «застрявшего решения»: сделать свой первый шаг — и делегировать Богу безграничные права Ему Одному ведомыми судьбами подтолкнуть ситуацию в ту или другую сторону. И после этого — лишь внимательно наблюдать, в каком именно направлении в итоге будет всё развиваться. В этом — вера и честное признание перед лицом Божиим своей недостаточности, ограниченности — и когда с такими мыслями мы обращаемся к Богу, Он обязательно нам подскажет!