Книга Притчей Соломоновых, Глава 19, стихи 16-25
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Несколько недель назад два молодых священника нашей епархии сходили в детский дом ради проведения профилактической беседы с подростками о вреде алкоголя и наркотических веществ. Увы, но слова священников не нашли должного отклика, более того, один из подростков проявил вопиющую дерзость: оскорбил священников с использованием ненормативной лексики. История неприятная, и священники наши после неё некоторое время пребывали в печальных раздумьях, которые они пытались преодолеть общением со мной как со своим правящим архиереем. Мне же пришлось указать им на слова 19-й главы книги Притчей Соломоновых, отрывок из которой звучит сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах.
Одним из привычных и повсеместных сетований взрослых людей является сетование на молодёжь, чем старше мы становимся, тем чаще мы утверждаем, что «мы такими не были», что «молодёжь испорчена», и непонятно, как молодые люди «будут жить дальше», если сейчас они такие наглые, неуважительные, ленивые и неблагодарные. Вообще, сетования на молодёжные нравы — это особый жанр, схожий с жанром плача по усопшим, но только в этом случае объект плача жив, здоров, бодр и весел. А ещё у этого объекта есть своё мнение абсолютно по всем вопросам и нет никакого уважения к опыту старших. Иногда нам кажется, что молодёжные неуважение и дерзость — это примета времени, и что в седой древности патриархальных обществ ничего подобного не наблюдалось, однако книга Притчей Соломоновых говорит нам, что такое ощущение ошибочно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19:18). Наказание здесь сформулировано как заповедь, но само это слово — «наказание» — стоит понимать максимально широко, в первую очередь, это не физическое воздействие, а вся совокупность преподаваемого учения. Молодые люди могут быть крайне строптивыми, но книга Притчей утверждает, что мы не должны этим смущаться и должны делать всё для вразумления детей до той поры, пока есть хоть какой-то шанс, что в этом есть смысл и что они способны нас услышать и чему-то научиться.
Однако на этой мысли книга Притчей не останавливается, она продолжает свои педагогические рекомендации такими словами: «Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придётся тебе ещё больше наказывать его» (Притч. 19:19). Иными словами, именно строптивые дети требуют особого к себе внимания. Вроде бы эта мысль кажется очевидной, но нет того человека, который мог бы с лёгким сердцем и радостью реагировать на неуважительное отношение к себе, а потому всякий раз, когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, мы интуитивно пытаемся впредь минимизировать попадания в такие ситуации, пытаемся избегать неприятного для себя общения, и, по сути дела, отказываемся от педагогического воздействия на трудных и неприятных детей. Священное Писание рекомендует поступать иначе, и дай Бог, чтобы у нас хватило сил и мужества последовать этим рекомендациям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов