Книга пророка Исайи, Глава 48, стихи 17-22
Книга пророка Исайи, Глава 49, стихи 1-4
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Бог через пророка обращается к народу, который находится в Вавилонском плену.
Почему это важно? Дело в том, что человеку оказавшемуся в трудной ситуации свойственно искать виновного. Тем более, стоит учитывать, что для иудеев, как для людей религиозных, было естественно верить в защиту и поддержку Бога. А раз они в плену, значит, и первым обвиняемым с их точки зрения мог быть Бог, Который, как они считали должен был охранять их от всех врагов и решать все их проблемы.
Что же мы видим? Отказывается ли Бог от своего народа? Начинает ли обвинять его?
Отнюдь нет. Для начала Бог называет себя искупителем своего народа. Мы привыкли к этому слову, но понимаем ли, что на самом деле оно означает? По еврейскому закону, если человек оказывался неспособен выплатить долги, за него мог заплатить родственник, став его искупителем. Должник находился в безвыходной ситуации, и искупитель фактически спасал его. Иными словами, называя себя искупителем израилевым, Бог говорит о том, что именно Он способен и готов спасти свой народ.
С чего же начинается спасение?
С указания причины возникших проблем. Ведь только осознав причину, человек может быть не только спасен от беды, он сможет избежать её повторения.
Бог научает человека полезному. В данном случае в еврейском тексте стоит слово, которое в бытовом плане означает просто выгоду. Т.е. уровень религиозного сознания пленников таков, что речь не идёт о любви... Бог говорит: соблюдай заповеди хотя бы потому, что это полезно тебе самому. И иди по пути, по которому должно тебе идти.
Отказом от Бога люди лишили себя мира и справедливости. Все эти возможности были у народа Божьего в допленную эпоху. Теперь трагедия не просто предсказывается, но является фактом. Мы привыкли к тому, что история не имеет сослагательного наклонения и всё же Бог возвращает людей к началу и говорит им: «если бы вы внимали заповедям Моим! тогда мир ваш был бы как река, и правда ваша — как волны морские». Но этого так и не произошло. Потомки Иакова могли бы быть как песок морской, но теперь всё это слышит остаток. Горстка людей, которые, вдруг узнают, что царь Кир, завоевавший Вавилон отпускает их на свободу, должны понимать, что на самом деле это «Господь искупил раба Своего».
Сегодняшнее чтение содержит в себе два плана: исторический и духовный. Пророк Исаия учит нас за политическим и социальным видеть духовное. При этом важно понимать, что он не назначает правых и виноватых, как привыкли делать обычные люди, но открывает Божий взгляд на происходящее. Будучи грешными и пристрастными людьми, мы вряд ли имеем право выносить вердикты исторических масштабов. Однако всматриваясь в собственное сердце, и, вслушиваясь в голос собственной совести, каждый из нас может обратиться к Богу и вернуться на путь, по которому мы призваны идти.