Книга пророка Исайи, Глава 48, стихи 17-22
Книга пророка Исайи, Глава 49, стихи 1-4
Этим отрывком заканчивается 48-я глава книги пророка Исаии и начинается 49-я, которая особенно важна в связи с тем, что в ней содержатся пророчества о Мессии, то есть о Христе. О том, что сказанное в этой главе имеет характер особенной важности, говорит ее начало: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние». Такое начало указывает на всеобъемлющий и универсальный характер последующих слов, на то, что пророчество Исайи имеет отношение не к какому-то конкретному лицу или народу, а ко всему миру.
А собственно мессианское пророчество начинается с фразы, которая следует за этими вводными словами: «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Очевидно, что речь здесь идет не о самом пророке Исайе. Он не был призван «от чрева, от утробы матери», его Господь призвал к пророческому служению в достаточно зрелом возрасте. На этом основании толкователи делают вывод, что речь здесь идет о Христе. На это указывают и дальнейшие слова пророка: «и соделал уста Мои как острый меч». Если не брать узкий круг специалистов по пророческим книгам Ветхого Завета и людей, которые глубоко интересуются книгами пророков, то слова Исайи мало кому знакомы. А если они и известны, то только в цитатах, чаще всего, апостола и евангелиста Матфея. Евангелие же и слова Христа известны даже тем, кто очень далек от христианства. Слова Христа способны менять всё. Вокруг нас есть неимоверное количество примеров того, как тот или иной человек почти случайно услышал какую-то евангельскую фразу и не смог на нее не откликнуться. Но даже если не было такого мгновенного и бескомпромиссного отклика, Христово слово напоминает собой закваску, которая невидима глазом, но при этом со временем она одно вещество превращает в другое. Христово слово заставляет жить по-новому, жить вопреки самому себе и своим привычкам. Это и есть тот самый острый меч, который упоминает Исайя.
Заканчивается же описание образа Христа еще одним поэтическим сравнением: «в колчане Своем хранил Меня». Бог посылал пророков, но их не слушали. Пророки были стрелами, которые Бог направлял Своей рукой. Но эти стрелы были слишком слабы в сравнении с той броней, которую они должны были пробить, стрелы ломались и гнулись, оставляя по себе лишь небольшие раны. Но в конечном итоге Бог послал Сына Своего Возлюбленного, об этом применительно к нынешнему отрывку святитель Кирилл Александрийский сказал так: «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане».