Книга Бытия, Глава 27, стихи 1-41
В самых разных сферах нашей жизни мы сталкиваемся с историями подобными той, что услышали в сегодняшнем чтении. Человек, у которого были все возможности, не добился ничего, в то время как другой, не имея ничего, прикладывает массу усилий и получает задуманное. Смотришь, ребёнок вполне обеспеченных родителей проедает заработанное другими, в то время как ребёнок бедных зарабатывает состояние. Бывает человек из верующей семьи — остаётся равнодушным, а кто-то из атеистической — выбирает путь веры и достигает духовных высот.
Всё это хорошо, скажет кто-нибудь, но только если делается честно. В то время как в сегодняшнем чтении мы видим явный обман. И ситуация действительно может показаться довольно однозначной, если не знать контекста. А он следующий. Праотец Исаак — человек внешне ничем не примечательный. Однако он несёт в себе то, чем не обладает больше ни один человек на земле — он находится в завете с Творцом. Язычники, окружавшие его, почитали своих богов и ждали от них только земного благополучия, в то время как Исаак, пусть и на своём уровне понимания, ждал спасения от истинного Бога. В своё время Исаак получил от Авраама благословение, которое означало не просто земное благополучие или старшинство среди братьев. Оно означало преемство завета, за сохранение которого он теперь оказывался ответственным.
И вот у него — Исаака — рождаются двое сыновей. Исав и Иаков. Они двойня — один совсем незначительно старше другого, при этом по темпераменту совершенно разные. Исав — земной, страстный, непослушный, Иаков — возвышенный, любящий, внимательный. Исав по праву имеет перспективы старшего и главного в роде, но для него в этом важны лишь земные амбиции. Иаков ни на что не рассчитывает, хотя очень желает первородства... И более того, покупает его у брата за похлёбку. Это последнее обстоятельство очень важно. Исав не просто в шутку, но с клятвой уступил первородство Иакову. Всё это делает поступок Ревекки и Иакова, если не более нравственным, то во всяком случае более понятным. Их целью была не борьба за власть, славу или богатство... Иаков стремился к первородству, потому что хотел быть наследником завета.
Известны случаи, когда люди приписывают себе несколько лет и обманывают власти. При этом одни делают это для того, чтобы получить доступ к развлечениям, а другие для того, чтобы пойти на фронт, защищать отечество. Обман первых — постыден, но обман вторых — жертва своим благочестием ради высокой цели.
Может показаться, что сегодняшнее чтение — это рассказ об обмане, но на самом деле он о том, что в общении с Богом нельзя рассчитывать на формальность. Для него важно не столько формальное родство со святыми и не столько законное первородство, сколько искреннее желание находиться в Завете и быть продолжателем веры отцов.