Книга пророка Исайи, Глава 48, стихи 17-22
Книга пророка Исайи, Глава 49, стихи 1-4
Только что прозвучавшие слова в первую очередь адресованы еврейскому народу. С первых же строк мы слышим о том, что у Бога есть об Израиле особый замысел. Как говорит пророк Исаия, Господь учит своих избранников полезному и ведет по особому пути. Их цель — исполнить великую миссию, подготовить мир к пришествию Христа. Однако для того, чтобы это сделать, необходимо избавиться от всего скверного и нечистого в самом себе. Для этого Бог дает еврейскому народу закон Моисея и пророков. Следуя им, Израиль должен научиться хранить в чистоте свое тело, душу и сердце. Ведь, как говорится в Ветхом Завете, Бог свят, то есть, отделен от всего нечистого. А потому и те, кто хочет, чтобы Он вошел в их жизнь и полноценно проявлял в ней Себя, должны быть также отделены от источника всякого греха. В этом случае, по словам пророка, «мир твой был бы как река... И семя твоё было бы как песок... не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною». Иными словами, за эту верность, Бог умножил бы потомство Израиля, дал бы ему покой, так что жизнь его текла бы размерено, как воды широкой реки. Но что самое главное, Господь всегда помнил бы его имя. Это очень примечательное выражение. Дело в том, что на Древнем Востоке имя обладала сакральным статусом. Знать имя — видеть сущность предмета или явления. Знать имя человека — это не просто обозначать его в речи при помощи каких-то звуков или же на письме, используя определенные знаки. Знать имя — означает максимально участвовать в его судьбе. Поэтому и говорится в Библии, что Бог знает праведников по имени, а грешников Господь словно не видит. Ведь тот, кто не исполняет волю Творца, сам будто удаляется в тень. То есть, если Израиль будет выполнять заповеди Бога, между ними будут предельно личные, искренние отношения, которые возможны между двумя влюбленными, когда оба словно взаимопроникают друг друга.
Увы, но Израилю не всегда удавалось сохранить этот идеал. Поэтому сегодня мы и слышим слова пророка, которые исполнены горечи. «О, если бы ты внимал заповедям Моим!» — говорит он от лица Творца. Поэтому он и призывает народ выйти из Халдеи. Халдеей называли древний Вавилон, где евреи томились в плену за свои отступления от Бога и беззакония. Вавилон был не только конкретным городом и государством, но и символом греховной тьмы. Именно оттуда должен выйти Израиль, чтобы Бог опять вошел в их жизнь, и они смогли выполнить свое предназначение, как ее выполняет острый меч в руках искусного воина, или стрела, пущенная точно в цель.
Так и о каждом из нас у Бога есть свой замысел. Однако в то же время каждый из нас находится в Вавилоне собственных греховных пристрастий. А потому мы обречены блуждать в темноте, натыкаясь на разного рода препятствия, попадая в различные тяжелые и неприятные ситуации. Поэтому и обращается к нам пророк с призывом выйти из этой Халдеи. Иными словами, если мы хотим понять и выполнить свое предназначение, необходимо изменить свое поведении кардинальным образом. Наладить отношения с Творцом, открыть ему свое имя. Лишь в этом случае наша жизнь станет подобна широкой спокойной реке исполненной глубокого и непреходящего смысла.