Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
пророк исайя

Книга пророка Исайи, Глава 41, стихи 4-14

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Авраам и Сарра

Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 20-33, Глава 16, стихи 1-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга пророка Исайи, Глава 41
Читать далее
Книга Бытия, Глава 17
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15
Книга Притчей Соломоновых, Глава 16
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Знаете ли вы, дорогие друзья, что такое — вермикомпостирование? Это очень активно набирающая своих последователей технология переработки пищевых отходов в плодородный гумус, которая легко осуществляется и в обычной квартире, и в промышленных масштабах. Неожиданное сравнение с главным героем этой технологии мы слышим в отрывке из 41-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения. Попробуйте догадаться, что именно я имею в виду?

Глава 41.

04 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я Тот же.

05 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;

06 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"

07 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

08 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-

09 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":

10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.

12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;

13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".

14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

В последнем стихе прозвучавшего сейчас отрывка из книги пророка Иасии Бог сравнивает Свой избранный еврейский народ с... червём — ни больше, ни меньше! Но вот вопрос: зачем? Это ведь, как минимум, очень и очень неприятно, да и унизительно! Но разве может из уст пророка прозвучать какое-то бессмысленное утверждение? Давайте разбираться.

Тот, кто когда-нибудь видел, как работает «вермикомпостирование» — переработка остатков пищи червями — не мог не удивиться тому, как быстро вонючие отходы превращаются в пахнущий свежей землёй питательный гумус. Черви не особо-то привередливы: они с удовольствием потребляют практически любую, даже испортившуюся, еду. Главное, чтобы было достаточно тепло и влажно. Но что бы они ни съели — на выходе всегда один и тот же гумус. Которого достаточно положить одну ложку под растение — и оно быстро начинает набирать рост.

Но есть и другая сторона: черви — абсолютно беззащитные существа. У них нет ни твёрдой хитиновой оболочки, ни органов защиты и нападения, ни средств химической атаки. Единственное, что может червь, — пытаться спастись от угрозы бегством — и то, если есть куда скрыться. Одним словом, полная уязвимость. При этом она вполне компенсируется стремительным размножением: за свою жизнь один червь производит до 15 тысяч потомков!

Вы уже чувствуете, что образ червя по отношению к еврейскому народу — не такой-то уж и странный? О том, насколько непросто было выживать этому народу, противопоставившему себя всему языческому окружению, высокоразвитым цивилизациям Востока. Народу, отказавшемуся от ассимиляции с другими народами — и говорить не приходится. Если бы не помощь свыше от Бога — давным-давно и след от этого народа простыл. Но Бог, прекрасно зная и любя «своего червячка» — бережёт его, и в самых, казалось бы, критических обстоятельствах всё равно его спасает.

Но неспроста я упомянул и то, что червь любую пищу, даже саму плохую, перерабатывает в гумус. Из истории еврейского народа мы знаем, что в каком бы плену или вассальной зависимости этот народ ни находился — он принимал достижения, обычаи, культуру господствующих народов — но не отравлялся ей, а, напротив, перерабатывал себе на пользу.

На мой взгляд, это замечательное качество и по сей день сохраняется в «новом Израиле» — народе христианском, новом «черве Божием». И мы призваны не пугаться всего нового, непривычного, возможно, даже «не очень ароматно пахнущего» в нашей культурной жизни — но верить в то, что нам по силам «переварить» любую пищу — с помощью Божьей — и сделать её доброй почвой для дальнейшего использования на благо человечества!

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Прекрасные, вдохновенные, возвышенные слова поддержки и утешения от Бога к еврейскому народу звучат сегодня из уст пророка Исайи. Последняя фраза — очень примечательна. «Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев». Преподобный Макарий Алтайский, один из ярких православных миссионеров, предлагает очень выразительный перевод этого стиха на русский язык. Вот как он звучит: «Не бойся, червячок Иаков, народец Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Иегова, и Искупитель твой, Святый Израилев».

«Червячок», «народец» — казалось бы, немного изменилось слово — а какое богатство оттенков высветилось! Бог словами пророка показывает: Он прекрасно видит и знает, что еврейский народ — Им Самим, Богом, избранный — на фоне иных народов и племён — скорее, мелкое недоразумение, действительно, «народец». Ведь евреи ничем не знамениты: ни своей философией, ни тонкой эстетикой, ни юриспруденцией, ни магическими силами — одним словом, куда ни посмотри — ничего выдающегося. Кроме одного: Кто у них сзади, «за спиной». И это, оказывается, сторицей покрывает все их недостатки, невыразительность, «серость». Не на пустом месте Исайя говорит, обращаясь к своим одноплеменникам: «взыщеши их, и не обрящеши» — очевидным образом имея в виду те народы, глядя на которые у евреев не могло не возникать чувство собственной никчёмности. Зная об этом малодушии, Бог через пророка убеждает евреев не смущаться: погодите немного, пройдёт какое-то время, и всё то, что вас сейчас волнует, всё, что рождает уныние, — покроется пылью и забвением — но зато ваша вера, ваша верность, ваши отношения со Мной — говорит Господь — останутся в памяти человечества на долгие тысячи лет!

Сегодняшние слова пророка перекликаются со словами апостола Павла, когда он обращается к Коринфянам: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». Не проявляется ли и в этом удивительное домостроительство Божие, когда и самым «дохлым червячкам» этого мира Бог являет Своё исключительное попечение?..

Да, есть нам над чем задуматься — особенно во время острого приступа собственной никчёмности и непотребства: быть может, нет в этом ничего трагического — когда Сам Бог не только не гнушается человеческой «мелкостью» — но и являет с особенной силой именно через неё Свою власть, мудрость и могущество?..

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Во время жизни пророка Исаии общественная и политическая ситуация в еврейском государстве была очень тяжёлая. Это был период смуты. Шла братоубийственная война. Северное Израильское царство воевало с Южным, Иудейским. Извне народу Божию также грозила опасность в лице могущественных Ассирийской, а затем и Вавилонской империй. Противостояние с врагом привело к катастрофе. Ассирия уничтожила Север, Вавилон — юг. Были разрушены столицы государств, Самария и Иерусалим. Люди убиты или уведены в плен. Остатки населения смешались с язычниками и перестали существовать как представители богоизбранной нации. Для тех, кто выжил, все эти события были катастрофой вселенского масштаба. Привычный им мир рухнул.

Поэтому в том отрывке, который только что прозвучал, пророк Исаия, предвидя эти грандиозные потрясения, обращается к еврейскому народу со словами поддержки. Он призывает евреев не забывать, кто является их покровителем. Бог еврейского народа, по его словам, «первый и в последних». Или как говорится в другой книге Библии, книге Апокалипсис, Он есть Альфа и Омега. То есть Он неизменен, Он всегда тот же. Всё с Него начинается и Им заканчивается. Ничего не случается без Его ведома. Он держит судьбы всего мира в Своих руках. Тем более Он промышляет о судьбах Своих любимых детей. Он верен тем обещаниям, которые Он некогда дал патриарху Аврааму, отцу евреев. А потому, какие бы страшные злоключения ни выпали на их долю, Господь в итоге всё устроит к лучшему. Так и случилось. Ассирийская империя пала под натиском Вавилона. Вавилон пал под натиском персов. Персидский царь Кир оказал евреям покровительство, отпустил их домой, помог отстроить Иерусалим и восстановить храм, который стал со временем ещё более великолепным, чем первый. Это яркий пример того, как нация, которая должна была просто исчезнуть с лица земли, продолжила жить и процветать. А те, кто, когда-то против неё враждовал, превратились в ничто. И так, как мы знаем, с Израилем случалось на протяжении истории ещё несколько раз.

Замечательный пример, который касается и каждого из нас. В какой бы тяжелой ситуации мы ни оказались, Господь всегда протягивает нам, как сегодня говорит пророк, Свою правую руку. От нас требуется лишь одно: не отталкивать Его. То есть, возлагать свои надежды не на людей, не на собственные силы, а в первую очередь на Бога. Ведь Он — начало и конец нашей жизни, альфа и омега всего, что с нами происходит. И если мы стараемся крепко за Него держаться, то какие-бы жуткие события с нами не происходили, Промысел Божий обратит их все для нас к самым благим последствиям.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Всякий человек, насколько бы закрытым и нелюдимым он ни был, ищет понимания и принятия. Пусть в самой малой мере, но в этом сама суть человека, ведь мы существа социальные. Кто-нибудь может решить, что христианство в этом следует за каким-нибудь философским течением, но это, конечно, не так. «Нехорошо человеку быть одному» — сказано не просто в начале человеческой истории, но еще до ее начала. Более того, будучи образом Бога Троицы человек расположен к общению от начала.

После грехопадения люди стали разобщены. Именно здесь, еще в раю, почувствовав на себе испытывающий и унижающий взгляд друг друга они осознали, что стали друг другу чужими... С тех пор в каждом из нас борется желание быть вместе, со столь же глубоким желанием быть в одиночестве.

И все же, сколь бы ни были мы поражены грехом и насколько бы глубоко не укоренилась в нас разобщенность, мы создаем семьи и сообщества, нуждаемся в помощи друг друга, так как в одиночку справиться со всеми трудностями мира мы, конечно, не сможем. Крестьянин, выращивающий хлеб, нуждается во враче, в той же мере, в которой врач нуждается в хлебе... В этом и есть смысл профессий, так как получая возможность заниматься сугубо своим делом люди поддерживают друг друга на жизненном пути. Но что это за поддержка? Она заканчивается тогда, когда один человек ставит преграду на пути другого... когда люди расходятся в оценке политических или социальных проблем... Они не обязательно становятся врагами, но и помощи друг от друга не получают.

Когда-то в похожей ситуации оказался народ израильский. Он нуждался в союзниках и партнерах, но практически все подобные отношения включали в себя религиозную составляющую. Быть союзниками с язычниками значило принимать их систему ценностей. Так, праотец еврейского народа Авраам отказался от доли, которую предложил ему царь Содома, потому что не хотел быть обязан ему имуществом. Выражая эту логику один из древних восточных поэтов, писал, что лучше быть одиноким, чем разделять общество с людьми недостойными. Позиция Авраама понятна, но для того, чтобы подражать ему в этом необходимо быть внутренне очень самодостаточным человеком, к чему далеко не все готовы.

Понимая тяжесть этого внутреннего выбора, тяжесть одиночества, которое возникает не из-за внешних обстоятельств, но из-за верности заповедям, обращаясь к народу, Бог говорит народу, что Он Сам будет его другом и помощником... Он готов быть опорой и поддержкой в трудное время. Он говорит «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

Но разве любой человек, который видит себя перед Богом и думает о том, как выжить в современном мире не оказывается в положении народа Израильского... Разве не чувствует он, что может остаться без поддержки в мире, который живет по своим правилам. Конечно, чувствует и понимает всю опасность предстоящего выбора. Но это значит, что он так должен почувствовать и Божию любовь, Его поддержку и готовность быть рядом...

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В своей книге пророк Исаия обращается к еврейскому народу по совершенно разным поводам. Порой со словами обличения, порой — с предостережением, бывает — с наставлением. Сегодня мы слышим от него слова поддержки. И это очень кстати. Ведь социальная и политическая ситуация в Израиле на тот момент была очень тяжелая. Это было смутное время междоусобной вражды среди некогда единого еврейского народа, а также период, когда нации угрожал внешний враг в лице могущественных Ассирийской, а затем и Вавилонской империй. Первая уничтожила северное Израильское царство. Вторая — южное, Иудейское. Иерусалим был разрушен, а народ уведен в плен в Вавилон. Для выживших это была катастрофа вселенского масштаба.

На фоне этих потрясений пророк и призывает своих единоплеменников не забывать, что Бог еврейского народа, как он выражается, «первый и в последних». То есть Он неизменен, Он всегда тот же. Так Исаия подчеркивает идею верности Бога тем обещаниям, которые Он некогда дал патриарху Аврааму, а затем и другим великим вождям древности о том, что Он всегда будет заботиться о Своих людях. Какие бы злоключения им ни пришлось вынести промысел Божий в итоге все устроит к лучшему. О том, что слова пророка исполнились, свидетельствует сама история. Судьба израильского народа — поразительный пример того, как нация, на долю которой выпали тягчайшие испытания, и которая из-за них должна была бы давно прекратить свое существование, продолжает несмотря ни на что жить и процветать. А те, кто, когда-то враждовал против нее, как и говорил пророк, превратились в ничто.

Слова пророка касаются не только евреев. Они обращены ко всякому, кто ищет опору не в людях, не в деньгах, не в собственных силах, а в первую очередь в Боге. В какой бы ситуации такой человек не оказался, Господь держит его, как Он Сам говорит, за правую руку. А потому не будем унывать и впадать в отчаяние, наблюдая за происходящим вокруг. Ведь если мы стараемся жить Богом, то даже самое жуткое событие нашей жизни Его благой промысел обратит к добрым последствиям.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Священном Писании мы встречаем неоднократные примеры изменения имени того или иного библейского героя. Всякий раз перемена имени была чем-то обусловлена. Первым же среди тех, кто обрёл новое имя, стал праотец Авраам. Именно о нём и его именах рассказывает отрывок из 17-й главы книги Бытия, этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 17.

01 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

02 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

03 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

04 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

05 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

06 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

07 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

08 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

09 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Для носителя русского языка изменение имени с Аврам на Авраам выглядит совершенно бессмысленным действием, если мы не знакомы с особенностями еврейского языка, то мы не в состоянии уловить разницу между этими двумя именами. Впрочем, нам ничто не мешает открыть одну из библейских энциклопедий и узнать, что добавленная Богом к первоначальному имени библейского праотца буква превратила его из «великого отца» в «отца множества». На этом понимании имён Авраама можно было бы остановиться, если бы не одно довольно странное обстоятельство, заключающееся в том, что далеко не все почитаемые Церковью как святые древние знатоки еврейского языка были согласны с приведёнными ранее переводами имён Авраама. В качестве примера можно взять автора самого авторитетного латинского перевода Священного Писания — блаженного Иеронима Стридонского, он видел в первоначальном имени Авраама не «великого отца», а, хоть и близкого по значению, но всё же несколько иного «отца высокого», ну а одну добавленную к его имени букву он соотносил с аналогичной буквой таинственного и невыразимого имени Божиего, блаженный Иероним полагал, что Бог добавил её к имени праотца «из Своего имени». Стоит признать, что толкование блаженного Иеронима выглядит весьма изящно, а если его немного продлить, то мы получим законченную богословскую картину: Бог, заключая завет с Авраамом, в качестве ещё одного подтверждения истинности Своих слов даёт ему в качестве вечного залога одну из букв Своего имени.

Однако значительно интереснее и неожиданнее толкование имён Авраама, которое в своё время предложил святитель Амвросий Медиоланский. Он переводил первое имя Авраама как «бесполезный отец» или же как «отец бесплодный». Вряд ли возможно представить, что родители могли дать своему сыну такое имя, а потому перевод святителя Амвросия связан не столько со знанием еврейского языка, сколько с желанием показать, что само библейское повествование определяет имена своих героев. Так и Авраам, не имея детей от Сарры, был бесплодным отцом, незадолго же до рождения Исаака Бог, предопределяя дальнейших ход событий и удостоверяя Авраама в истинности Своих слов, меняет ему имя на другое, такое, которое в самом своём звучании как в некоем семени содержит всю дальнейшую историю потомков праотца Авраама.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок открывается упоминанием о возрасте Авраама. Патриарху было 99 лет. Господь является праведнику и в очередной раз обещает, что он станет отцом не только еврейского, но и множества народов. Это можно понимать в смысле буквальном, поскольку от Авраама произошли различные племена, например, арабы, идумеи и самаряне. Также это можно понимать и в духовном смысле, поскольку Авраам за свой подвиг веры почитается святым в трёх мировых религиях, христианстве, иудаизме и исламе. Неслучайно в Писании он называется отцом всех верующих.

В знак этого Господь даёт Аврааму новое имя: «не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов». Обычай давать новое имя известен на Древнем Востоке. Например, так поступали цари: они переименовывали своих слуг, возводя их в более высокое достоинство. Так, например, фараон дал новое имя Иосифу, когда сделал его вторым человеком после себя в государстве. Так действует и Господь: Он возвышает Авраама до завета с Собою, видимым символом чего и служит переименование. При этом само имя имеет непосредственное отношение к содержанию завета. Если первоначально имя патриарха означало «высокий отец», то новое имя означает «отец множества». К слову, новое имя получает и его жена. Если первоначально имя Сара означало «моя госпожа», то после переименования его можно перевести просто — как «госпожа». То есть в первом случае Сарра является госпожой только Авраама, во втором — госпожой вообще, то есть для всех людей.

Помимо символического переименования Господь даёт патриарху ещё и обряд обрезания. Этот обычай должен соблюдаться потомками Авраама в знак того, что они теперь находятся с Богом в особых отношениях. Почему именно такой знак был избран Богом? С одной стороны, обрезание было пролитием крови, что было необходимым моментом при заключении союза в сознании древнего человека. С другой, оно напоминало, что в завет вступил не только Авраам, но и всё его потомство. Кроме того, обрезание выступало символом отсечения плотской похоти и вообще всякого рода греховных страстей и наклонностей.

Так, заключение союза Бога с Авраамом можно понимать не только в буквально-историческом смысле. Есть здесь и более глубокое толкование. Христианские авторы говорят о том, что как дарование нового имени, так и обрезание являются символами будущего Крещения. Как новое имя указывало на высокий духовный статус Авраама и Сарры, так выбор нового имени сопровождает вступление человека в Церковь. Как обрезание являлось видимым знаком принадлежности богоизбранному народу, так и Крещение становится знаком принадлежности человека к новому Израилю, к Церкви Христовой.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Прозвучавший отрывок из книги Бытия говорит нам не только об особой миссии, которую Господь возложил на ветхозаветного патриарха Авраама — ему суждено было стать родоначальником народа еврейского. Касается сегодняшнее чтение и темы родительства. Мы видим, как благодаря Библии закладываются основы нового понимания семейственности, где дети воспринимаются как благословение Божие.

Продолжение рода было одной из высших ценностей ветхозаветных евреев. Поэтому супружеские пары старались рожать больше детей. Бездетность считалась величайшим несчастьем и приравнивалась к смерти. Ведь в детях продолжалась жизнь родителей и всего рода в целом. Они хранили семейное имя и частицу души предков. Причина таких рассуждений была следующей — древние евреи ожидали пришествия в мир Мессии. Они также полагали, что умершие к тому времени иудеи встретятся со Спасителем через своих потомков. Поэтому отсутствие детей считалось в Израиле признаком отверженности Богом. Если мужчина умирал бездетным, его ближайший родственник должен был взять его вдову в жёны и сохранить имя умершего, дать ему потомство. Если жена была бесплодна, древний иудей брал себе ещё одну супругу — многожёнство в ту эпоху запрещено не было.

Древние евреи жили в агрессивном языческом окружении. Народы, обитавшие рядом с ними, практиковали детские жертвоприношения. Религия Израиля это варварство прямо осуждала. Любовь и нежное отношение к детям резко отличали древних евреев от прочих народов. В иудейском обществе больше ценились мальчики — ведь они являлись продолжателями рода. Особый статус имели мальчики-первенцы — они получали от отца самую большую часть наследства. В случае смерти главы семейства именно на первенца ложилась ноша заботы о матери и сёстрах. Девочки также имели в древнем Израиле важный статус и после смерти главы семейства приобретали долю его имущества. Такая особенность в правах наследования являлась также отличием иудейской культуры от прочих ближневосточных цивилизаций.

Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорождённого купали, обмывали соляным раствором и пеленали. Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью. Отлучение от грудного кормления происходило сравнительно поздно и сопровождалось особыми празднествами. Имя давалось ребёнку тотчас после рождения, в отличие от современного еврейского обычая — называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания. Первые годы жизни ребенка проходили под опекой матери. Когда дети становились старше, воспитанием сына начинал заниматься отец, о воспитании дочери до её замужества продолжала заботиться мать. По закону пророка Моисея дети обязаны были почитать обоих родителей. Недостаточное уважение к старшим считалось признаком разложения общества и приводило к различным бедствиям. Уважение к родителям было закреплено пятой заповедью Моисея, которая исполняется и христианами.

В древнем Израиле судьбой детей чаще всего распоряжался отец. Он определял, каким ремеслом овладеют его дети, с кем они вступят в брак. В случае неповиновения отец мог наказать детей физически, лишить их наследства и даже продать в рабство. Но это происходило только в самых исключительных случаях. Традиционно же большинство семей древних евреев жили дружно и благочестиво, стараясь подражать ветхозаветному патриарху Аврааму — родоначальнику избранного Богом народа.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Бог продолжает являться Аврааму и в этом откровении Он не только снова и снова подтверждает Свои обетования, но и заключает завет — договор. Внешней стороной заключения этого договора становится обрезание — а внутренней, содержательной — особые, исключительные отношения между Богом и Авраамом, которые выражаются в том числе и в наречении новым именем.

Мы знаем, что до этого Богоявления Авраам носил имя Аврам — что в переводе с еврейского буквально означает «высокий отец». В завете же он становится Авраамом — «Абрахамом» — что переводится как «отец множества». Такому же изменению подвергается и имя жены — вместо Сары — чье имя переводится «моя госпожа» она становится Саррой — просто «госпожой». Достаточно испытав веру Авраама, Бог заключает с ним договор, в котором ответственность распределяется поровну: со своей стороны Авраам обещает Богу верность, со стороны же Бога обещается вполне измеримая перспектива умножения потомства Авраама и передача ему во владение лучших Ханаанских земель.

Для истории всего еврейского народа — прямых потомков Авраама — этот завет — переломный момент. Отныне эта казалось бы микроскопическая ветвь раскидистого генеалогического древа человечества станет определяющей судьбы всего мира: ведь именно из неё родится Христос Спаситель, и уже не в крови обрезания, а на Кресте будет заключён новый завет между Богом и всем человечеством — а не только еврейским народом. И видимым знаком вхождения конкретного человек в это пространство завета станет таинство Крещения — в котором также даётся новое имя, и которое также является знаком подписания договора между Богом и человеком.

Но часто ли мы задумываемся над тем, под чем мы подписывались, когда нас погружали в крещальные воды? Ведь текст того самого договора — это и есть текст Нового Завета, смысл которого можно выразить одной фразой: веруй в Иисуса Христа, Сына Божьего, пришедшего во плоти и Своим воскресением избавившего от греха и смерти человечество — и будешь спасён! Только верить надо не так, как мы верим, что после весны наступит лето — а верить именно так, как верил Авраам — когда уходил неведомо куда, повинуясь воле Бога, когда слышал слова о бесчисленном потомстве, будучи бездетным столетним стариком, когда чудом рождённого единственного сына вёл на заклание. У такой веры — есть своя цена, цена огромная, и она действительно — стоящая.

Стоит ли чего-то для нас наша христианская вера — или это лишь атрибут национальной идентичности, не сильно отличающийся от исконно присущей народу любви к борщу — хороший повод задуматься каждому из нас!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что бытописатель говорит о возрасте Аврама. Ему 99 лет. Почтенный возраст, скажет кто-нибудь, хорошо, что человек до такого дожил. Но проблема-то в том, что Бог обещал ему детей, которых до сих пор у него нет. Не исполняя пока никаких Своих обещаний, Он говорит о своем всемогуществе, но главное — призывает Аврама: ходить перед Ним и быть непорочным... То есть праведным, соответствующим вере, которая была явлена раньше. Но одно дело вера, которую ты почувствовал при первом обещании... Когда Аврам был в отчаянии и Бог пообещал, что у него будет наследник — он горячо в это поверил. И другое дело верить горячо в те же слова по прошествии времени, учитывая преклонный возраст жены да и свой собственный.

Что делает Аврам, когда он слышит эти слова Господа? Он падает ниц.

Что это за жест? Жест почтения? Жест отчаяния? Есть ли у него силы для того, чтобы верить? Бог же продолжает и говорит о завете, который Он заключает с Аврамом, который будет отцом бесчисленного множества людей. В знак заключения завета меняется имя Аврама — теперь он будет называться Авраам.

Заключение завета и переименование, которое происходит через время после первого обещания, говорит о том, что прежде чем заключить завет — праотец должен был показать плоды веры, он должен был верить просто, без доказательств, вера для него должна была быть шагом в неизвестностью, трудным подвигом доверия. Собственно переименование и означает, что перед нами новый человек, обновленный верой, настолько перерожденный в этом подвиге, что может именоваться иным именем.

Когда мы приходим к Богу, или когда Он входит в нашу жизнь... Мы бываем воодушевлены, нам кажется, что вера — это дело простое... Но в реальности выходит совершенно иначе. Вера нуждается в проверке, в испытании, в подвиге. Из года в год Церковь читает книгу Бытия с древних времен до наших дней. Читает для того, чтобы показать нам пример веры и побудить к таки же глубоким и искренним отношениям с Богом.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Чего в нашей жизни больше — поводов для радости или поводов для печали? Один скажет так, а другой иначе, ведь у каждого жизнь складывается по-разному. По-своему отвечает на этот вопрос премудрый Соломон в отрывке из 15-й и 16-й глав книги Притчей, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 15.

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]

29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Глава 16.

01 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

02 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

03 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

04 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

05 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]

06 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

07 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

08 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

09 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Среди прозвучавших сейчас мудрых высказываний о праведности и пороке есть слова, которые на первый взгляд не относятся к духовной жизни. Обсуждая вопросы праведности или греховности, Соломон говорит: «Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости». Но что он имеет в виду? И как это относится к вопросам добра и зла? Попробуем разобраться.

Одно из главных слов для любого христианина — это слово «Евангелие», которое дословно переводится как «благая весть». Когда язычники или иудеи принимали эту весть, их жизнь преображалась и наполнялась смыслом, несмотря на то что многое в ней оставалось прежним. Человек мог оставаться рабом или бедняком, больным и немощным, но всё это отходило на второй план. Всякий из нас знает, что хлопоты и тяготы подготовки к приходу гостей или рождению ребёнка с лихвой покрываются радостью общения и рождения новой жизни. С Евангельской вестью то же самое: тяготы жизни не исчезали, но знание о победе Христа над смертью помогало посмотреть на всё по-новому.

Нечто подобное имеет в виду Соломон. Он знает, что можно смотреть на мир по-разному, на разном делать акцент. Премудрый Царь знает, что Господь слышит молитву праведных, знает, что в итоге Бог же управляет всей жизнью... Соломон доверяет Творцу и всё вместе это становится поводом для радости. Причём радости не только внутренней, но и внешней, от которой взгляд человека становится светлым, так что такой человек научается радовать сердца других. Каждый из нас может посмотреть на свою собственную жизнь и сделать акцент на чем-то своём, хорошем или плохом. Людям обычно кажется, что всё зависит от обстоятельств, но на самом деле всё зависит от нас самих, от того, что мы выбираем и от того, что хотим явить окружающим нас людям.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди сентенций книги Притчей Соломона есть и такие, которые стали своего рода поговорками, они известны очень многим людям, и глубоко интегрированы в нашу культуру. Одну из таких сентенций предлагает нам для назидания нынешний отрывок: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:3). Эти слова на первый взгляд кажутся совершенно понятными: все свои дела надо начинать с молитвы и с памяти о том, что конечный успех зависит не столько от наших усилий, сколько от Бога. И мы — христиане — стараемся поступать именно так, мы помним и о словах апостола Иакова, который внятно рекомендовал вместо того, чтобы категорично заявлять о своих планах, говорить о них аккуратно и с упованием на Бога: «Теперь послушайте вы, говорящие: „сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль“; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое“» (Иак. 4:13–15).

Всё это абсолютно бесспорно, но есть у слов книги Притчей и ещё один смысл, который ускользает в русском переводе. Этот смысл вытекает из используемого книгой Притчей глагола во фразе «предай Господу дела твои». Дело в том, что в еврейском оригинале стоит совсем иное слово, у которого может быть множество значений, в частности, значение возвращения чего-либо кому-либо. Именно это значение и даёт нам дополнительный смысл высказывания книги Притчей: он состоит в том, что для успеха своих дел их не только необходимо предавать Господу через молитву и внутреннее смиренное настроение, но и соотносить свои замыслы с тем, что угодно Богу. Из этого следует вполне очевидная мысль: можно сколько угодно молиться, как угодно предавать свои дела Господу, но если при этом не соотносить замыслы с зафиксированными повелениями Божиими, то и рассчитывать на успех не стоит.

Если же мы поразмышляем ещё немного, то нам станет очевидным и то, почему далеко не все наши дела, даже благие и безупречные, неизбежно увенчиваются успехом: у Бога, которые является Первопричиной любого успеха, совершенно не те приоритеты, которыми живём мы. Для нас благом видится достижение поставленных целей, для Него — уменьшение пропасти между Богом и человеком, а потому то или иное наше дело может и не завершиться успехом, но неудача — это прекрасный повод, чтобы внимательно пересмотреть как свой подход к нашим делам, так и свои взаимоотношения с Богом.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Хотелось бы сфокусироваться лишь на одном афоризме из сегодняшнего чтения книги Притч: «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним». Смотрите, насколько глубокая мысль! Как легко мы относимся к нашим врагам как к какому-то недоразумению: мы-то хорошие люди, и совершенно не понимаем, почему кто-то отказывается нас воспринимать именно так, положительно! Фраза из Книги Притч побуждает посмотреть с другой стороны на проблему наличия напряжений между людьми: и в этом надо суметь разглядеть непрекращающееся действие Божественного Промысла, который иногда специально допускает повышение неприязни, а то и откровенной вражды — чтобы побудить нас увидеть самих себя с новой, зачастую — совершенно неожиданной — стороны.

Есть такая поговорка: дорожите своими врагами — ведь только они могут сказать о вас правду! Тот, кто на опыте пробовал применять эту мысль, знает: действительно, если отбросить в сторону эмоции и предвзятое отношение, именно наши недруги зачастую оказываются самыми полезными наставниками — если только мы в состоянии это неприятное вразумление принимать! Представляете, насколько менее травматичным становится при таком подходе отношения к тем, кто нас на дух не переносит: из большой и неприятной проблемы они становятся — возможностью объективно посмотреть на себя со стороны и что-то исправить в своей жизни. Хотим мы этого или не хотим, но в добрых отношениях друг с другом все мы оказываемся неизбежно заложниками неконфликтности и доброжелательности: не так много людей, кто научился наставлять — с такой огромной любовью, что даже самые гордые и обидчивые готовы принимать слова вразумления. Чаще всего мы предпочитаем не раздражать, не задевать другого, не акцентировать внимание на том, что для него болезненно — увы, здесь мы гораздо больше заботимся о собственном душевном равновесии, нежели о пользе ближнего. И чтобы вывести нас из этого обволакивающего морока мнимого благодушия, в котором очень легко прийти в состояние полного душевного бесчувствия, нам посылаются враги. Их слова — пронзительны, взгляды — жёстки, действия — агрессивны: и под этим натиском вся прежняя благодушная картина нас самих рассыпается. Притчи учат нас благодарности нашим врагам за избавление от иллюзий — и если мы воспринимаем этот неприятный урок с мудростью и смирением, тем самым функция врагов завершается, наши кривые пути исправляются — и тогда уже не нашими, человеческими усилиями, а непосредственным действием Самого Господа Бога наши враги вдруг становятся лучшими друзьями!

Ну как, есть над чем задуматься? Ведь именно сейчас, пока еще идёт Великий пост, самое время поискать врагов — и хорошенько подумать, индикатором каких ошибок они выступают в нашей жизни! И если мы исправимся — то увидим чудесное изменение их отношения к нам достаточно быстро!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Тема мудрости — основная тема книги Притчей. Речь идет отнюдь не о многознании и не об учености. Для Священного Писания мудрость — это нравственная категория. Мудрым является тот человек, который старается жить по заповедям Бога. Как же все это связано между собой?

Исполнение воли Творца открывает человеку тайны Божественного Промысла.

Иными словами, тот, кто старается вести праведную жизнь глубже вникает в смысл происходящего вокруг. Он видит причины и последствия своих поступков, поступков окружающих, но самое главное — он начинает ощущать, как все это соотносится с замыслом Бога.

Причина этого очевидна. Главная заповедь, которую Господь дал человеку — заповедь о любви. Это не случайно. Ведь Священное Писание говорит нам, что Бог есть любовь. То есть, исполнение заповедей — не просто механическая работа — сделал и забыл. Она напрямую связано с жизнью человеческого сердца. Она меняет его. Делает его богоподобным. А потому тот, кто исполняет волю Бога, незримо соединяется с Ним. Становится частью Его жизни. Он начинает видеть мир Его глазами. Или, выражаясь словами апостола Павла, получает «ум Христов».

Напротив, тот, кто игнорирует закон Божий, пренебрегает проявлением любви к окружающим, остается с этой жизнью один на один. Она для него не более, чем набор разрозненных явлений, столкновение случайных фактов, броуновское движение, одним словом, хаос. И даже если человек прекрасно изучил законы и алгоритмы этого движения, если это вообще возможно, это всего лишь многознание, информированность, но не мудрость. Ведь истинные причины происходящего от него сокрыты.

Это подобно жизни в семье. Муж и жена, проведя долгое время вместе, становятся похожими один на другого. А если в семье царит мир и согласие и каждый старается угодить своей половинке, жертвует ради любви к ней своим временем, желаниями, здоровьем, они понимают друг друга без слов. У них общие мысли, чувства, состояния. Они улавливают тончайшие изменения в настроении друг друга. Для внешних же людей, непосвящённых это остается недоступным, тайным. Максимум, что они могут увидеть — лишь внешние реакции.

Не случайно апостол Павел, рассуждая о любви, желает своим слушателям посредством исполнения заповедей «постигнуть со всеми святыми, что такое широта, и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы нам исполниться всею полнотою Божиею».

Вывод. Поэтому, если и мы хотим приобрести хотя бы толику той мудрости, о которой говорит сегодня царь Соломон, если мы стремимся узнать волю Творца, проникнуть в Его Промысел, постараемся все силы своей души в первую очередь направить на исполнение евангельских заповедей, первая из которых — заповедь о жертвенной любви к Богу и нашим близким.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существует довольно известная максима: молись так, будто бы все зависит только от Бога, трудись так, будто бы все зависит только от тебя. Аналог этого призыва есть и в книге Причтей Соломона: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:9). Здесь — и упоминание о труде, без которого ничего невозможно достичь, здесь же и призыв обратить свои устремления к Богу в том ключе, в котором значительно позднее рекомендовал размышлять апостол Иаков: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15). По-настоящему устойчиво лишь то, что находит свое основание в Боге. О том же самом мы читаем и в Псалтыри: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

Впрочем, это прекрасно известные истины. Во всяком случае, для любого сознательного христианина. Но в фразе книге Притче — «Предай Господу дела твои» — есть и нечто еще. Дело тут в том, что слово, которое на русский язык переведено как «предай», в оригинальном еврейском тексте имеет совсем иное значение. Его можно перевести несколькими способами, но чаще всего в тексте Ветхого Завета оно переводится как «отваливать» в словосочетании «отваливать камень». Например, в истории знакомства Иакова с Рахилью у колодца: «Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец» (Быт. 29:3). Любопытно, что в книге Притчей Соломона это еврейское слово употребляется два раза, первый раз мы уже услышали, а второй раз речь тоже идет не чем-то возвышенном, а о манипуляциях с камнями: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч. 26:27).

Из всего этого можно попытаться сделать некоторый вывод: фразу «Предай Господу дела твои» значительно проще сказать, чем осуществить то, что она призывает сделать. Думается, что глагол, который Священное Писание как правило относит к перемещению камней, здесь совершенно не случаен. Всем понятно, что передвигать камни не самое простое занятия. Оно в любом случае требует ощутимых энергетических затрат, а если камень достаточно большой, то одной лишь физической силы может быть недостаточно и для того, чтобы сдвинуть его с места, придется пускать в ход смекалку. Все это можно по аналогии применить и к преданию своих дел Господу. Это действие требует усилий, требует напряжения и, зачастую, не только духовного, но и интеллектуального.

Некоторые комментаторы полагают, что в этой фразе, среди прочего, содержится призыв «обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего». Из этого можно предположить, что в соотнесении своих планов и своих дел с откровением Божиим и состоит то, что книга Притчей Соломона вкладывает в призыв предать дела Господу.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
29.03.2023среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****