Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9

01 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

02 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

03 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

04 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

05 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

06 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

07 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

08 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

09 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок открывается упоминанием о возрасте Авраама. Патриарху было 99 лет. Господь является праведнику и в очередной раз обещает, что он станет отцом не только еврейского, но и множества народов. Это можно понимать в смысле буквальном, поскольку от Авраама произошли различные племена, например, арабы, идумеи и самаряне. Также это можно понимать и в духовном смысле, поскольку Авраам за свой подвиг веры почитается святым в трёх мировых религиях, христианстве, иудаизме и исламе. Неслучайно в Писании он называется отцом всех верующих.

В знак этого Господь даёт Аврааму новое имя: «не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов». Обычай давать новое имя известен на Древнем Востоке. Например, так поступали цари: они переименовывали своих слуг, возводя их в более высокое достоинство. Так, например, фараон дал новое имя Иосифу, когда сделал его вторым человеком после себя в государстве. Так действует и Господь: Он возвышает Авраама до завета с Собою, видимым символом чего и служит переименование. При этом само имя имеет непосредственное отношение к содержанию завета. Если первоначально имя патриарха означало «высокий отец», то новое имя означает «отец множества». К слову, новое имя получает и его жена. Если первоначально имя Сара означало «моя госпожа», то после переименования его можно перевести просто — как «госпожа». То есть в первом случае Сарра является госпожой только Авраама, во втором — госпожой вообще, то есть для всех людей.

Помимо символического переименования Господь даёт патриарху ещё и обряд обрезания. Этот обычай должен соблюдаться потомками Авраама в знак того, что они теперь находятся с Богом в особых отношениях. Почему именно такой знак был избран Богом? С одной стороны, обрезание было пролитием крови, что было необходимым моментом при заключении союза в сознании древнего человека. С другой, оно напоминало, что в завет вступил не только Авраам, но и всё его потомство. Кроме того, обрезание выступало символом отсечения плотской похоти и вообще всякого рода греховных страстей и наклонностей.

Так, заключение союза Бога с Авраамом можно понимать не только в буквально-историческом смысле. Есть здесь и более глубокое толкование. Христианские авторы говорят о том, что как дарование нового имени, так и обрезание являются символами будущего Крещения. Как новое имя указывало на высокий духовный статус Авраама и Сарры, так выбор нового имени сопровождает вступление человека в Церковь. Как обрезание являлось видимым знаком принадлежности богоизбранному народу, так и Крещение становится знаком принадлежности человека к новому Израилю, к Церкви Христовой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!