Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9
Только что прозвучавший отрывок открывается упоминанием о возрасте Авраама. Патриарху было 99 лет. Господь является праведнику и в очередной раз обещает, что он станет отцом не только еврейского, но и множества народов. Это можно понимать в смысле буквальном, поскольку от Авраама произошли различные племена, например, арабы, идумеи и самаряне. Также это можно понимать и в духовном смысле, поскольку Авраам за свой подвиг веры почитается святым в трёх мировых религиях, христианстве, иудаизме и исламе. Неслучайно в Писании он называется отцом всех верующих.
В знак этого Господь даёт Аврааму новое имя: «не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов». Обычай давать новое имя известен на Древнем Востоке. Например, так поступали цари: они переименовывали своих слуг, возводя их в более высокое достоинство. Так, например, фараон дал новое имя Иосифу, когда сделал его вторым человеком после себя в государстве. Так действует и Господь: Он возвышает Авраама до завета с Собою, видимым символом чего и служит переименование. При этом само имя имеет непосредственное отношение к содержанию завета. Если первоначально имя патриарха означало «высокий отец», то новое имя означает «отец множества». К слову, новое имя получает и его жена. Если первоначально имя Сара означало «моя госпожа», то после переименования его можно перевести просто — как «госпожа». То есть в первом случае Сарра является госпожой только Авраама, во втором — госпожой вообще, то есть для всех людей.
Помимо символического переименования Господь даёт патриарху ещё и обряд обрезания. Этот обычай должен соблюдаться потомками Авраама в знак того, что они теперь находятся с Богом в особых отношениях. Почему именно такой знак был избран Богом? С одной стороны, обрезание было пролитием крови, что было необходимым моментом при заключении союза в сознании древнего человека. С другой, оно напоминало, что в завет вступил не только Авраам, но и всё его потомство. Кроме того, обрезание выступало символом отсечения плотской похоти и вообще всякого рода греховных страстей и наклонностей.
Так, заключение союза Бога с Авраамом можно понимать не только в буквально-историческом смысле. Есть здесь и более глубокое толкование. Христианские авторы говорят о том, что как дарование нового имени, так и обрезание являются символами будущего Крещения. Как новое имя указывало на высокий духовный статус Авраама и Сарры, так выбор нового имени сопровождает вступление человека в Церковь. Как обрезание являлось видимым знаком принадлежности богоизбранному народу, так и Крещение становится знаком принадлежности человека к новому Израилю, к Церкви Христовой.