Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9
Сегодняшнее чтение начинается с того, что бытописатель говорит о возрасте Аврама. Ему 99 лет. Почтенный возраст, скажет кто-нибудь, хорошо, что человек до такого дожил. Но проблема-то в том, что Бог обещал ему детей, которых до сих пор у него нет. Не исполняя пока никаких Своих обещаний, Он говорит о своем всемогуществе, но главное — призывает Аврама: ходить перед Ним и быть непорочным... То есть праведным, соответствующим вере, которая была явлена раньше. Но одно дело вера, которую ты почувствовал при первом обещании... Когда Аврам был в отчаянии и Бог пообещал, что у него будет наследник — он горячо в это поверил. И другое дело верить горячо в те же слова по прошествии времени, учитывая преклонный возраст жены да и свой собственный.
Что делает Аврам, когда он слышит эти слова Господа? Он падает ниц.
Что это за жест? Жест почтения? Жест отчаяния? Есть ли у него силы для того, чтобы верить? Бог же продолжает и говорит о завете, который Он заключает с Аврамом, который будет отцом бесчисленного множества людей. В знак заключения завета меняется имя Аврама — теперь он будет называться Авраам.
Заключение завета и переименование, которое происходит через время после первого обещания, говорит о том, что прежде чем заключить завет — праотец должен был показать плоды веры, он должен был верить просто, без доказательств, вера для него должна была быть шагом в неизвестностью, трудным подвигом доверия. Собственно переименование и означает, что перед нами новый человек, обновленный верой, настолько перерожденный в этом подвиге, что может именоваться иным именем.
Когда мы приходим к Богу, или когда Он входит в нашу жизнь... Мы бываем воодушевлены, нам кажется, что вера — это дело простое... Но в реальности выходит совершенно иначе. Вера нуждается в проверке, в испытании, в подвиге. Из года в год Церковь читает книгу Бытия с древних времен до наших дней. Читает для того, чтобы показать нам пример веры и побудить к таки же глубоким и искренним отношениям с Богом.