Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9

01 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

02 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

03 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

04 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

05 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

06 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

07 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

08 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

09 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Прозвучавший отрывок из книги Бытия говорит нам не только об особой миссии, которую Господь возложил на ветхозаветного патриарха Авраама — ему суждено было стать родоначальником народа еврейского. Касается сегодняшнее чтение и темы родительства. Мы видим, как благодаря Библии закладываются основы нового понимания семейственности, где дети воспринимаются как благословение Божие.

Продолжение рода было одной из высших ценностей ветхозаветных евреев. Поэтому супружеские пары старались рожать больше детей. Бездетность считалась величайшим несчастьем и приравнивалась к смерти. Ведь в детях продолжалась жизнь родителей и всего рода в целом. Они хранили семейное имя и частицу души предков. Причина таких рассуждений была следующей — древние евреи ожидали пришествия в мир Мессии. Они также полагали, что умершие к тому времени иудеи встретятся со Спасителем через своих потомков. Поэтому отсутствие детей считалось в Израиле признаком отверженности Богом. Если мужчина умирал бездетным, его ближайший родственник должен был взять его вдову в жёны и сохранить имя умершего, дать ему потомство. Если жена была бесплодна, древний иудей брал себе ещё одну супругу — многожёнство в ту эпоху запрещено не было.

Древние евреи жили в агрессивном языческом окружении. Народы, обитавшие рядом с ними, практиковали детские жертвоприношения. Религия Израиля это варварство прямо осуждала. Любовь и нежное отношение к детям резко отличали древних евреев от прочих народов. В иудейском обществе больше ценились мальчики — ведь они являлись продолжателями рода. Особый статус имели мальчики-первенцы — они получали от отца самую большую часть наследства. В случае смерти главы семейства именно на первенца ложилась ноша заботы о матери и сёстрах. Девочки также имели в древнем Израиле важный статус и после смерти главы семейства приобретали долю его имущества. Такая особенность в правах наследования являлась также отличием иудейской культуры от прочих ближневосточных цивилизаций.

Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорождённого купали, обмывали соляным раствором и пеленали. Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью. Отлучение от грудного кормления происходило сравнительно поздно и сопровождалось особыми празднествами. Имя давалось ребёнку тотчас после рождения, в отличие от современного еврейского обычая — называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания. Первые годы жизни ребенка проходили под опекой матери. Когда дети становились старше, воспитанием сына начинал заниматься отец, о воспитании дочери до её замужества продолжала заботиться мать. По закону пророка Моисея дети обязаны были почитать обоих родителей. Недостаточное уважение к старшим считалось признаком разложения общества и приводило к различным бедствиям. Уважение к родителям было закреплено пятой заповедью Моисея, которая исполняется и христианами.

В древнем Израиле судьбой детей чаще всего распоряжался отец. Он определял, каким ремеслом овладеют его дети, с кем они вступят в брак. В случае неповиновения отец мог наказать детей физически, лишить их наследства и даже продать в рабство. Но это происходило только в самых исключительных случаях. Традиционно же большинство семей древних евреев жили дружно и благочестиво, стараясь подражать ветхозаветному патриарху Аврааму — родоначальнику избранного Богом народа.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!