Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 20-33
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 1-9
01 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
02 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
03 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
04 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
05 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
06 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
07 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
08 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
09 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Существует довольно известная максима: молись так, будто бы все зависит только от Бога, трудись так, будто бы все зависит только от тебя. Аналог этого призыва есть и в книге Причтей Соломона: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:9). Здесь — и упоминание о труде, без которого ничего невозможно достичь, здесь же и призыв обратить свои устремления к Богу в том ключе, в котором значительно позднее рекомендовал размышлять апостол Иаков: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15). По-настоящему устойчиво лишь то, что находит свое основание в Боге. О том же самом мы читаем и в Псалтыри: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).
Впрочем, это прекрасно известные истины. Во всяком случае, для любого сознательного христианина. Но в фразе книге Притче — «Предай Господу дела твои» — есть и нечто еще. Дело тут в том, что слово, которое на русский язык переведено как «предай», в оригинальном еврейском тексте имеет совсем иное значение. Его можно перевести несколькими способами, но чаще всего в тексте Ветхого Завета оно переводится как «отваливать» в словосочетании «отваливать камень». Например, в истории знакомства Иакова с Рахилью у колодца: «Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец» (Быт. 29:3). Любопытно, что в книге Притчей Соломона это еврейское слово употребляется два раза, первый раз мы уже услышали, а второй раз речь тоже идет не чем-то возвышенном, а о манипуляциях с камнями: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч. 26:27).
Из всего этого можно попытаться сделать некоторый вывод: фразу «Предай Господу дела твои» значительно проще сказать, чем осуществить то, что она призывает сделать. Думается, что глагол, который Священное Писание как правило относит к перемещению камней, здесь совершенно не случаен. Всем понятно, что передвигать камни не самое простое занятия. Оно в любом случае требует ощутимых энергетических затрат, а если камень достаточно большой, то одной лишь физической силы может быть недостаточно и для того, чтобы сдвинуть его с места, придется пускать в ход смекалку. Все это можно по аналогии применить и к преданию своих дел Господу. Это действие требует усилий, требует напряжения и, зачастую, не только духовного, но и интеллектуального.
Некоторые комментаторы полагают, что в этой фразе, среди прочего, содержится призыв «обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего». Из этого можно предположить, что в соотнесении своих планов и своих дел с откровением Божиим и состоит то, что книга Притчей Соломона вкладывает в призыв предать дела Господу.