
В апреле тысяча восемьсот пятьдесят девятого года на одной из площадей Елабуги собралось множество нарядно одетых горожан: у всех было приподнятое, по-настоящему праздничное настроение. Отслужили благодарственный молебен. Сто маленьких девочек с разноцветными флагами и венками из живых цветов жмурились на весеннем солнце. Для них это была настоящая радость: наконец-то у них появилось своё пристанище! Девочки никак не могли поверить, что теперь им не придётся просить милостыню и искать, где сегодня переночевать... Теперь у них есть свой дом — Александринский приют, названный в честь императрицы Александры Фёдоровны. В двух обустроенных флигелях они будут жить, в большом двухэтажном каменном здании с двадцатью комнатами — учиться и проводить свободное время. К тому же рядом с приютом находится огромный фруктовый сад, в котором так здорово бегать наперегонки и собирать вкуснейшие яблоки и груши, когда поспеют. Воспитательницы построили девочек парами; началось торжественное шествие по главным улицам города с музыкой и песнями. В стороне скромно остался виновник сегодняшнего торжества: купец Фёдор Григорьевич Чернов. Он незаметно вытирал слёзы, вспомнив свою горячо любимую дочь, погибшую в пожаре год назад. Она была такой же маленькой и худенькой, как эти крошки, и так же любила петь и слушать музыку... Именно в память о ней Фёдор Григорьевич открыл Александринский приют для девочек-сирот. Также Чернов пожертвовал приюту домовую церковь святого Пантелеимона со всей необходимой утварью.
Елабужский купец Чернов заработал немалый капитал честным трудом на торговле хлебом. Но Фёдор Григорьевич делал это не для того, чтобы покупать роскошные виллы или породистых рысаков: он хотел приносить пользу своим соотечественникам. Поэтому Чернов построил публичные библиотеки в городах Сарапуле и Вятке. На его средства был заменён пешеходный мост через реку Буг и укреплены её берега, что помогло избежать разрушения Никольской церкви, стоявшей на самом берегу и каждой весной страдавшей от разлива реки.
Главной мечтой жизни для Фёдора Чернова было строительство православного храма. И Фёдор Григорьевич исполнил свою мечту в полной мере — кроме церкви Пантелеимона в Александринском приюте он построил более двадцати храмов в инородческих селениях для тех, кто совсем недавно приобщился к православию. Был создан специальный «Благотворительный Черновский комитет» со значительным капиталом, проценты с которого шли на постройку церквей в удмуртских и марийских деревнях. Чернов стремился к настоящему духовному просвещению прежних язычников. Фёдор Григорьевич очень внимательно и ответственно подходил к возведению храмов, вникал во все подробности постройки: сам выбирал проект церкви, нанимал специалистов, приобретал облачение для причта, закупал стройматериалы и отправлял их на подводах в глухой край, где порой даже не было приличных дорог. Чернов заказал написание икон в новые храмы известному иконописцу Корину. Всего на строительство церквей в инородческих сёлах купец потратил более двухсот тысяч рублей.
Похоронен был Фёдор Григорьевич в построенном им храме Святой Троицы в Елабуге. На проценты с оставленных по завещанию благотворителя семидесяти пяти тысяч рублей каждые пять лет должны были строиться церкви в Вятской губернии. Как писали в «Вятских епархиальных ведомостях» про Чернова: «Блистательнее этой благотворительности трудно что-либо встретить: сколько здесь вознесётся спасительных молитв о создателе храмов сих?»
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер