
Фото: Piqsels
Расцвет древнего Израильского царства связан с правлением царя Соломона, который жил за тысячу лет до Рождества Христова и сделал свое государство наиболее могущественным на Ближнем востоке. Однако богатство и власть не принесли иудеям ничего хорошего. Израиль стал забывать истинного Бога и поклоняться идолам. Отступление от истинной веры повлекло за собой и потерю политического величия.
В эфире программа «Ларец слов» и ее ведущий священник Антоний Борисов. Сегодня в нашем ларце церковнославянских слов и выражений оказалось слово «фее».
Бедствия постигли древний Израиль фактически сразу после смерти Соломона. Его сын Ровоам, не имевший мудрости отца, спровоцировал разделение страны на две части — северное и южное царства. В разобщенном состоянии древние евреи не могли достойно защищаться от внешних врагов и вскоре стали подвергаться нападениям. Богатства, накопленные Соломоном, были разграблены. Так, например, царский дворец в Иерусалиме был разворован египетскими солдатами. Они, в том числе, вывезли золотые щиты личных телохранителей правителя. Взамен царская гвардия получила щиты медные, но и те, опасаясь новых грабежей, приходилось прятать в «фее». Слово «фее» пришло в церковнославянский язык из древнегреческого. Эллины же, скорее всего, позаимствовали понятие «фее» у вавилонян. В Вавилоне «тее» или «ту» обозначало «присягу», а также воина — обычно телохранителя правителя. У греков же «фее» получило значение помещения, где телохранители жили. Обычно «фее» во дворце было несколько. Они представляли собой небольшие комнатки, располагавшиеся по сторонам от входа в жилище правителя. Именно в «фее» при царе Ровоаме прятались медные щиты — церемониальное вооружение его личной охраны. Итак, запомним, что церковнославянское слово «фее» обозначает помещения, в которых жили в древности телохранители восточных правителей.
Все выпуски программы Ларец снов
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











