
«Живи, не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!» — это надпись со старинной дореволюционной открытки. Позитивные, вдохновляющие, жизнеутверждающие слова придумала Елизавета Меркурьевна Бём — известная во всём мире русская художница-иллюстратор. По такой простой формуле она сама жила и творила. Современники Елизаветы Бём говорили: своим добрым талантом художница несёт свет и радость взрослым и детям.
Рисовать Елизавета начала в раннем детстве. «Иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки», — рассказывала она. Животные и птицы, цветы и деревья — Лиза ловко и точно зарисовывала всё, что видела вокруг в родовом имении семьи под Вологдой. Родители девочки обратили внимание на её талант. Когда Лизе исполнилось 14, они определили её в Рисовальную школу Петербургского Общества поощрения художников. В 1864 году девушка выпустилась из школы с медалью за отличную учёбу.
Известность пришла к художнице, когда она начала работать в технике силуэта — рисунка, тонко прорезанного на чёрной бумаге. Первым её силуэтом стал портрет музыканта Антона Рубинштейна, который Елизавета сделала прямо во время его концерта в Петербурге. Композитор, увидев его, пришёл в восхищение и сказал, что это лучшее его изображение. Отдыхать от шумной столицы Елизавета Меркурьевна любила в своём загородном имении. Там она проводила много времени в кругу деревенских ребятишек. Зарисовывала сценки из их повседневной жизни, а потом на основе рисунков выполняла силуэты. Они получались невероятно тонкими, словно живыми. Художница издала несколько альбомов таких силуэтов — и они разошлись, словно горячие пироги. Кстати, именно так — «Пирог», называлась серия забавных иллюстраций, которую Елизавета Бём выпустила в 1880-м году. В картинках рассказывалось, как дети захотели испечь пирог, а собака и кошка им помогали. По сути, это был первый русский комикс. Он очень понравился народу. Оценили его и в мире искусства. Художественный критик Стасов писал: «В рисунках Бём выражается детский мир; душа, чувство, мысли, характеры». Неудивительно, что Елизавете Меркурьевне доверили иллюстрировать «Азбуку». Она вышла в конце 1880-х годов, и включила в себя 30 акварелей. Серия рисунков Елизаветы Бём к «Азбуке» по праву считается одной из лучших работ художницы.
Однако годы напряжённой работы давали о себе знать. Елизавета Меркурьевна начала терять зрение. Она больше не могла творить в тонкой технике силуэта. Но знала, что её рисунки приносят людям радость, и не хотела их этой радости лишать. Художница стала создавать поздравительные открытки. Главными героями сюжетов по-прежнему оставались деревенские дети. Пасхальные и рождественские открытки художница подписывала фрагментами церковных песнопений. А для серии «Открытки на каждый день» она сама придумывала вдохновляющие подписи. Открытки имели невероятный успех! Несколько серий приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Члены царской семьи с удовольствием обменивались открытками Елизаветы Бём. Французское издательство предложило художнице солидную сумму за эксклюзивное право печати её открыток. Однако Елизавета Меркурьевна отказалась от заманчивого предложения. Ведь в этом случае она не смогла бы больше публиковаться в России. А Отечеству художница хотела служить своим творчеством.
Между тем, Елизавета Меркурьевна продолжала стремительно терять зрение. Но бросить любимое дело она не могла. И переключилась на дизайн посуды. По эскизам Бём Мальцовский стекольный завод изготовил несколько серий стеклянных и фарфоровых изделий. И так же, как открытки, люди скупали её стаканчики, графины и вазы, едва они появлялись на прилавках посудных лавок. В 1910-м году неутомимая 67-летняя художница писала: «Я всё ещё не оставляю своих занятий, и не столько в силу необходимости, сколько любя по-прежнему своё дело». На юбилей творческой деятельности Елизаветы Бём сотрудники издательства «Посредник», с которым она активно сотрудничало, прислали ей поздравительный адрес. В нём были такие строки: «От всей души надеемся, что вы ещё долго послужите своей прекрасной кистью делу для народа». Елизавета Меркурьевна прослужила любимому делу до последнего вздоха. И даже дольше — после кончины художницы её произведения продолжали издаваться во всём мире, принося людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.