
«Живи, не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!» — это надпись со старинной дореволюционной открытки. Позитивные, вдохновляющие, жизнеутверждающие слова придумала Елизавета Меркурьевна Бём — известная во всём мире русская художница-иллюстратор. По такой простой формуле она сама жила и творила. Современники Елизаветы Бём говорили: своим добрым талантом художница несёт свет и радость взрослым и детям.
Рисовать Елизавета начала в раннем детстве. «Иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки», — рассказывала она. Животные и птицы, цветы и деревья — Лиза ловко и точно зарисовывала всё, что видела вокруг в родовом имении семьи под Вологдой. Родители девочки обратили внимание на её талант. Когда Лизе исполнилось 14, они определили её в Рисовальную школу Петербургского Общества поощрения художников. В 1864 году девушка выпустилась из школы с медалью за отличную учёбу.
Известность пришла к художнице, когда она начала работать в технике силуэта — рисунка, тонко прорезанного на чёрной бумаге. Первым её силуэтом стал портрет музыканта Антона Рубинштейна, который Елизавета сделала прямо во время его концерта в Петербурге. Композитор, увидев его, пришёл в восхищение и сказал, что это лучшее его изображение. Отдыхать от шумной столицы Елизавета Меркурьевна любила в своём загородном имении. Там она проводила много времени в кругу деревенских ребятишек. Зарисовывала сценки из их повседневной жизни, а потом на основе рисунков выполняла силуэты. Они получались невероятно тонкими, словно живыми. Художница издала несколько альбомов таких силуэтов — и они разошлись, словно горячие пироги. Кстати, именно так — «Пирог», называлась серия забавных иллюстраций, которую Елизавета Бём выпустила в 1880-м году. В картинках рассказывалось, как дети захотели испечь пирог, а собака и кошка им помогали. По сути, это был первый русский комикс. Он очень понравился народу. Оценили его и в мире искусства. Художественный критик Стасов писал: «В рисунках Бём выражается детский мир; душа, чувство, мысли, характеры». Неудивительно, что Елизавете Меркурьевне доверили иллюстрировать «Азбуку». Она вышла в конце 1880-х годов, и включила в себя 30 акварелей. Серия рисунков Елизаветы Бём к «Азбуке» по праву считается одной из лучших работ художницы.
Однако годы напряжённой работы давали о себе знать. Елизавета Меркурьевна начала терять зрение. Она больше не могла творить в тонкой технике силуэта. Но знала, что её рисунки приносят людям радость, и не хотела их этой радости лишать. Художница стала создавать поздравительные открытки. Главными героями сюжетов по-прежнему оставались деревенские дети. Пасхальные и рождественские открытки художница подписывала фрагментами церковных песнопений. А для серии «Открытки на каждый день» она сама придумывала вдохновляющие подписи. Открытки имели невероятный успех! Несколько серий приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Члены царской семьи с удовольствием обменивались открытками Елизаветы Бём. Французское издательство предложило художнице солидную сумму за эксклюзивное право печати её открыток. Однако Елизавета Меркурьевна отказалась от заманчивого предложения. Ведь в этом случае она не смогла бы больше публиковаться в России. А Отечеству художница хотела служить своим творчеством.
Между тем, Елизавета Меркурьевна продолжала стремительно терять зрение. Но бросить любимое дело она не могла. И переключилась на дизайн посуды. По эскизам Бём Мальцовский стекольный завод изготовил несколько серий стеклянных и фарфоровых изделий. И так же, как открытки, люди скупали её стаканчики, графины и вазы, едва они появлялись на прилавках посудных лавок. В 1910-м году неутомимая 67-летняя художница писала: «Я всё ещё не оставляю своих занятий, и не столько в силу необходимости, сколько любя по-прежнему своё дело». На юбилей творческой деятельности Елизаветы Бём сотрудники издательства «Посредник», с которым она активно сотрудничало, прислали ей поздравительный адрес. В нём были такие строки: «От всей души надеемся, что вы ещё долго послужите своей прекрасной кистью делу для народа». Елизавета Меркурьевна прослужила любимому делу до последнего вздоха. И даже дольше — после кончины художницы её произведения продолжали издаваться во всём мире, принося людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов