Англия воспринимается многими сквозь призму стереотипов. Тут же вспоминаются Шерлок Холмс, чай с молоком и группа «Битлз». А ведь у этой страны есть многовековая и очень интересная христианская история. Учение Спасителя пришло сюда ещё в первом веке — по преданию проповедь христианства на английской земле начал святой Иосиф Аримафейский, один из первых последователей Христа. Впоследствии Английская церковь стала частью Церкви Римско-Католической и вместе с ней откололась от Православия в 11 веке. Однако святые, жившие на территории Британии до разделения Церквей, почитаются православными христианами — в первую очередь, православными англичанами, шотландцами, валлийцами и ирландцами. Православных в Великобритании, немало — более двухсот тысяч человек.
Одним из наиболее известных английских святых считается святитель Дунстан Кентерберийский, живший в десятом веке и возглавлявший Церковь Англии в течение нескольких десятилетий. Святой Дунстан в молодом возрасте стал монахом и поселился в аббатстве Гластонбери. Гластонбери — особое место для британских христиан, ведь именно здесь впервые на английских землях прозвучала христианская проповедь из уст Иосифа Аримафейского. Впоследствии Дунстан был возведен в сан архиепископа Кентерберийского, то есть стал главой Церкви Англии. Титул архиепископа Кентерберийского существует до сих пор — теперь его носит лидер протестантской Англиканской церкви.
Дунстан снискал славу святого и чудотворца еще при жизни. По его молитвам люди получали исцеление от болезней, Бог открывал архиепископу будущее. Например, Дунстан предсказал, что вскоре после его кончины в Англию вторгнутся иноземные захватчики. Так и произошло — в 1066 году английское королевство захватили норманны. Святой Дунстан также вошел в историю как защитник слабых. Он часто приходил на судебные процессы и заступался за бедняков, которых богатые землевладельцы пытались лишить последнего имущества. Поэтому современные православные и неправославные англичане, оказавшись в сложных жизненных ситуациях, молитвенно вспоминают Дунстана Кентерберийскоого. При жизни святой Дунстан не ограничивал свою деятельность только церковным служением. Архиепископ сочинял музыку, блестяще играл на лире. Потому считается небесным покровителем музыкантов.
Кроме того, Дунстан владел кузнечным мастерством. С этой стороной его жизни связана необычная история. Однажды святому, когда тот трудился в кузнице, явился дьявол, приняв облик красивой девушки. Так он хотел соблазнить Дунстана, но подвижник разгадал замысел искусителя и схватил его кузнечными клещами за нос. Впоследствии эта история легла в основание народной песенки:
Святой Дунстан был славным малым,
Он за нос дьявола водил,
А тот вертелся, упирался
И оглушительно вопил.
К сожалению, мощи святого Дунстана были уничтожены в 16 веке протестантами. Но сохранились его личные инструменты по обработке металла, которые хранятся в женском монастыре Мейфилд в графстве Сассекс и напоминают о замечательной жизни святого. Память святого Дунстана вместе с остальными древними подвижниками Великобритании празднуется православными христианами в третье воскресенье после праздника Святой Троицы. В этот день многие британцы съезжаются в город Пул (графство Дорсет) в православный храм, освященный в честь святого Дунстана.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема