Англия воспринимается многими сквозь призму стереотипов. Тут же вспоминаются Шерлок Холмс, чай с молоком и группа «Битлз». А ведь у этой страны есть многовековая и очень интересная христианская история. Учение Спасителя пришло сюда ещё в первом веке — по преданию проповедь христианства на английской земле начал святой Иосиф Аримафейский, один из первых последователей Христа. Впоследствии Английская церковь стала частью Церкви Римско-Католической и вместе с ней откололась от Православия в 11 веке. Однако святые, жившие на территории Британии до разделения Церквей, почитаются православными христианами — в первую очередь, православными англичанами, шотландцами, валлийцами и ирландцами. Православных в Великобритании, немало — более двухсот тысяч человек.
Одним из наиболее известных английских святых считается святитель Дунстан Кентерберийский, живший в десятом веке и возглавлявший Церковь Англии в течение нескольких десятилетий. Святой Дунстан в молодом возрасте стал монахом и поселился в аббатстве Гластонбери. Гластонбери — особое место для британских христиан, ведь именно здесь впервые на английских землях прозвучала христианская проповедь из уст Иосифа Аримафейского. Впоследствии Дунстан был возведен в сан архиепископа Кентерберийского, то есть стал главой Церкви Англии. Титул архиепископа Кентерберийского существует до сих пор — теперь его носит лидер протестантской Англиканской церкви.
Дунстан снискал славу святого и чудотворца еще при жизни. По его молитвам люди получали исцеление от болезней, Бог открывал архиепископу будущее. Например, Дунстан предсказал, что вскоре после его кончины в Англию вторгнутся иноземные захватчики. Так и произошло — в 1066 году английское королевство захватили норманны. Святой Дунстан также вошел в историю как защитник слабых. Он часто приходил на судебные процессы и заступался за бедняков, которых богатые землевладельцы пытались лишить последнего имущества. Поэтому современные православные и неправославные англичане, оказавшись в сложных жизненных ситуациях, молитвенно вспоминают Дунстана Кентерберийскоого. При жизни святой Дунстан не ограничивал свою деятельность только церковным служением. Архиепископ сочинял музыку, блестяще играл на лире. Потому считается небесным покровителем музыкантов.
Кроме того, Дунстан владел кузнечным мастерством. С этой стороной его жизни связана необычная история. Однажды святому, когда тот трудился в кузнице, явился дьявол, приняв облик красивой девушки. Так он хотел соблазнить Дунстана, но подвижник разгадал замысел искусителя и схватил его кузнечными клещами за нос. Впоследствии эта история легла в основание народной песенки:
Святой Дунстан был славным малым,
Он за нос дьявола водил,
А тот вертелся, упирался
И оглушительно вопил.
К сожалению, мощи святого Дунстана были уничтожены в 16 веке протестантами. Но сохранились его личные инструменты по обработке металла, которые хранятся в женском монастыре Мейфилд в графстве Сассекс и напоминают о замечательной жизни святого. Память святого Дунстана вместе с остальными древними подвижниками Великобритании празднуется православными христианами в третье воскресенье после праздника Святой Троицы. В этот день многие британцы съезжаются в город Пул (графство Дорсет) в православный храм, освященный в честь святого Дунстана.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер