Англия воспринимается многими сквозь призму стереотипов. Тут же вспоминаются Шерлок Холмс, чай с молоком и группа «Битлз». А ведь у этой страны есть многовековая и очень интересная христианская история. Учение Спасителя пришло сюда ещё в первом веке — по преданию проповедь христианства на английской земле начал святой Иосиф Аримафейский, один из первых последователей Христа. Впоследствии Английская церковь стала частью Церкви Римско-Католической и вместе с ней откололась от Православия в 11 веке. Однако святые, жившие на территории Британии до разделения Церквей, почитаются православными христианами — в первую очередь, православными англичанами, шотландцами, валлийцами и ирландцами. Православных в Великобритании, немало — более двухсот тысяч человек.
Одним из наиболее известных английских святых считается святитель Дунстан Кентерберийский, живший в десятом веке и возглавлявший Церковь Англии в течение нескольких десятилетий. Святой Дунстан в молодом возрасте стал монахом и поселился в аббатстве Гластонбери. Гластонбери — особое место для британских христиан, ведь именно здесь впервые на английских землях прозвучала христианская проповедь из уст Иосифа Аримафейского. Впоследствии Дунстан был возведен в сан архиепископа Кентерберийского, то есть стал главой Церкви Англии. Титул архиепископа Кентерберийского существует до сих пор — теперь его носит лидер протестантской Англиканской церкви.
Дунстан снискал славу святого и чудотворца еще при жизни. По его молитвам люди получали исцеление от болезней, Бог открывал архиепископу будущее. Например, Дунстан предсказал, что вскоре после его кончины в Англию вторгнутся иноземные захватчики. Так и произошло — в 1066 году английское королевство захватили норманны. Святой Дунстан также вошел в историю как защитник слабых. Он часто приходил на судебные процессы и заступался за бедняков, которых богатые землевладельцы пытались лишить последнего имущества. Поэтому современные православные и неправославные англичане, оказавшись в сложных жизненных ситуациях, молитвенно вспоминают Дунстана Кентерберийскоого. При жизни святой Дунстан не ограничивал свою деятельность только церковным служением. Архиепископ сочинял музыку, блестяще играл на лире. Потому считается небесным покровителем музыкантов.
Кроме того, Дунстан владел кузнечным мастерством. С этой стороной его жизни связана необычная история. Однажды святому, когда тот трудился в кузнице, явился дьявол, приняв облик красивой девушки. Так он хотел соблазнить Дунстана, но подвижник разгадал замысел искусителя и схватил его кузнечными клещами за нос. Впоследствии эта история легла в основание народной песенки:
Святой Дунстан был славным малым,
Он за нос дьявола водил,
А тот вертелся, упирался
И оглушительно вопил.
К сожалению, мощи святого Дунстана были уничтожены в 16 веке протестантами. Но сохранились его личные инструменты по обработке металла, которые хранятся в женском монастыре Мейфилд в графстве Сассекс и напоминают о замечательной жизни святого. Память святого Дунстана вместе с остальными древними подвижниками Великобритании празднуется православными христианами в третье воскресенье после праздника Святой Троицы. В этот день многие британцы съезжаются в город Пул (графство Дорсет) в православный храм, освященный в честь святого Дунстана.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.