Византийский император Константин Великий отдыхал в своих покоях. В последние несколько месяцев он почти никуда не выезжал и никого, кроме самых близких, не принимал у себя во дворце. Шутка ли — в Константинополе распространилась проказа! Вылечить эту страшную болезнь было невозможно. Оставалось одно верное средство, которым испокон веков от неё спасались: прокажённых собирали, сажали в клетку и бросали в море. Именно так повелел поступать и Константин.
Вдруг дверь в императорские покои приоткрылась. Со скромно опущенной головой, на пороге показался один из его самых приближённых придворных — священник Зотик.
— А, это ты, Зотик! — радостно приветствовал его император. — Проходи, мой друг! Ну, говори, с чем пожаловал?
Зотик прошёл на середину зала, смиренно опустился на колени, и сказал:
— О, мой царь! Ты уже давно не покупал никаких украшений для своих одежд. Дай же мне, рабу твоему, побольше золота, и я куплю тебе драгоценных жемчугов и блестящих камней. Ты ведь знаешь, я хорошо разбираюсь в драгоценностях и никогда не принесу тебе подделку.
Константин велел казначеям выдать Зотику деньги, и тот, с мешком, полным золотых монет за плечами, покинул царский дворец.
Однако отправился он вовсе не к торговцам жемчугами и сапфирами. Зотик пошёл к воинам, которые согласно императорскому указу собирали по городу прокажённых. Их шатёр был растянут на самом берегу моря, где в железной клетке, ожидая своей горькой участи, уже томились несколько больных.
— Возьмите золото, — сказал Зотик воинам. — А мне отдайте этих людей. И всех других, которых найдёте, отправляйте прямо ко мне.
Воины удивились, но просьбу Зотика исполнили. А он, радостный и счастливый, повёл освобождённых людей на другой берег Босфора, где у него была земля, доставшаяся в наследство от богатых родителей. Зотик происходил из знатной и обеспеченной семьи, но став священником, отказался от богатства. Все свои деньги он истратил, помогая людям. Зотик построил несколько домов, в которых поселил нищих, увечных, сирот, вдов и стариков. Теперь Священнику нужны были деньги, чтобы устроить больницу для прокажённых. Для этого он и использовал царское золото.
Константин Великий не спрашивал у Зотика о судьбе своих денег. Но вскоре император умер, и трон занял его сын Констанций. Пересчитывая казну, Констанций узнал, что священник Зотик некогда брал из неё большую сумму на покупку драгоценностей для царя. Он вызвал Зотика к себе.
— Ты должен был купить украшения для моего отца. Где они? — без всякого приветствия, резко спросил он священника.
Зотик кротко ответил:
— Прикажи снарядить корабль, и я покажу тебе эти драгоценности. Уверен, ничего подобного ты, мой царь, раньше не видел!
Заинтригованный Констанций в тот же вечер отправился вместе с Зотиком на другой берег Босфора. Сойдя с корабля, священник повёл его сначала в дома, где обитали сирые и убогие, а потом в больницу, где размещались прокажённые. Показывая царю на этих людей, Зотик сказал:
— Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые добыл я дорогой ценою!
Однако Констанций отнюдь не оценил милосердного поступка Зотика. Он впал в такой гнев, что повелел привязать священника к лошади и пустить её галопом по полям и дорогам. Так принял мученическую смерть священник по имени Зотик, которого за его милость к отверженным, бесприютным и сиротам в Константинополе прозвали Сиропитателем.
На месте, где погиб священник, забил источник. А самого Зотика с тех пор Церковь почитает как великого милостивого святого.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер