
Византийский император Константин Великий отдыхал в своих покоях. В последние несколько месяцев он почти никуда не выезжал и никого, кроме самых близких, не принимал у себя во дворце. Шутка ли — в Константинополе распространилась проказа! Вылечить эту страшную болезнь было невозможно. Оставалось одно верное средство, которым испокон веков от неё спасались: прокажённых собирали, сажали в клетку и бросали в море. Именно так повелел поступать и Константин.
Вдруг дверь в императорские покои приоткрылась. Со скромно опущенной головой, на пороге показался один из его самых приближённых придворных — священник Зотик.
— А, это ты, Зотик! — радостно приветствовал его император. — Проходи, мой друг! Ну, говори, с чем пожаловал?
Зотик прошёл на середину зала, смиренно опустился на колени, и сказал:
— О, мой царь! Ты уже давно не покупал никаких украшений для своих одежд. Дай же мне, рабу твоему, побольше золота, и я куплю тебе драгоценных жемчугов и блестящих камней. Ты ведь знаешь, я хорошо разбираюсь в драгоценностях и никогда не принесу тебе подделку.
Константин велел казначеям выдать Зотику деньги, и тот, с мешком, полным золотых монет за плечами, покинул царский дворец.
Однако отправился он вовсе не к торговцам жемчугами и сапфирами. Зотик пошёл к воинам, которые согласно императорскому указу собирали по городу прокажённых. Их шатёр был растянут на самом берегу моря, где в железной клетке, ожидая своей горькой участи, уже томились несколько больных.
— Возьмите золото, — сказал Зотик воинам. — А мне отдайте этих людей. И всех других, которых найдёте, отправляйте прямо ко мне.
Воины удивились, но просьбу Зотика исполнили. А он, радостный и счастливый, повёл освобождённых людей на другой берег Босфора, где у него была земля, доставшаяся в наследство от богатых родителей. Зотик происходил из знатной и обеспеченной семьи, но став священником, отказался от богатства. Все свои деньги он истратил, помогая людям. Зотик построил несколько домов, в которых поселил нищих, увечных, сирот, вдов и стариков. Теперь Священнику нужны были деньги, чтобы устроить больницу для прокажённых. Для этого он и использовал царское золото.
Константин Великий не спрашивал у Зотика о судьбе своих денег. Но вскоре император умер, и трон занял его сын Констанций. Пересчитывая казну, Констанций узнал, что священник Зотик некогда брал из неё большую сумму на покупку драгоценностей для царя. Он вызвал Зотика к себе.
— Ты должен был купить украшения для моего отца. Где они? — без всякого приветствия, резко спросил он священника.
Зотик кротко ответил:
— Прикажи снарядить корабль, и я покажу тебе эти драгоценности. Уверен, ничего подобного ты, мой царь, раньше не видел!
Заинтригованный Констанций в тот же вечер отправился вместе с Зотиком на другой берег Босфора. Сойдя с корабля, священник повёл его сначала в дома, где обитали сирые и убогие, а потом в больницу, где размещались прокажённые. Показывая царю на этих людей, Зотик сказал:
— Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые добыл я дорогой ценою!
Однако Констанций отнюдь не оценил милосердного поступка Зотика. Он впал в такой гнев, что повелел привязать священника к лошади и пустить её галопом по полям и дорогам. Так принял мученическую смерть священник по имени Зотик, которого за его милость к отверженным, бесприютным и сиротам в Константинополе прозвали Сиропитателем.
На месте, где погиб священник, забил источник. А самого Зотика с тех пор Церковь почитает как великого милостивого святого.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер