
Византийский император Константин Великий отдыхал в своих покоях. В последние несколько месяцев он почти никуда не выезжал и никого, кроме самых близких, не принимал у себя во дворце. Шутка ли — в Константинополе распространилась проказа! Вылечить эту страшную болезнь было невозможно. Оставалось одно верное средство, которым испокон веков от неё спасались: прокажённых собирали, сажали в клетку и бросали в море. Именно так повелел поступать и Константин.
Вдруг дверь в императорские покои приоткрылась. Со скромно опущенной головой, на пороге показался один из его самых приближённых придворных — священник Зотик.
— А, это ты, Зотик! — радостно приветствовал его император. — Проходи, мой друг! Ну, говори, с чем пожаловал?
Зотик прошёл на середину зала, смиренно опустился на колени, и сказал:
— О, мой царь! Ты уже давно не покупал никаких украшений для своих одежд. Дай же мне, рабу твоему, побольше золота, и я куплю тебе драгоценных жемчугов и блестящих камней. Ты ведь знаешь, я хорошо разбираюсь в драгоценностях и никогда не принесу тебе подделку.
Константин велел казначеям выдать Зотику деньги, и тот, с мешком, полным золотых монет за плечами, покинул царский дворец.
Однако отправился он вовсе не к торговцам жемчугами и сапфирами. Зотик пошёл к воинам, которые согласно императорскому указу собирали по городу прокажённых. Их шатёр был растянут на самом берегу моря, где в железной клетке, ожидая своей горькой участи, уже томились несколько больных.
— Возьмите золото, — сказал Зотик воинам. — А мне отдайте этих людей. И всех других, которых найдёте, отправляйте прямо ко мне.
Воины удивились, но просьбу Зотика исполнили. А он, радостный и счастливый, повёл освобождённых людей на другой берег Босфора, где у него была земля, доставшаяся в наследство от богатых родителей. Зотик происходил из знатной и обеспеченной семьи, но став священником, отказался от богатства. Все свои деньги он истратил, помогая людям. Зотик построил несколько домов, в которых поселил нищих, увечных, сирот, вдов и стариков. Теперь Священнику нужны были деньги, чтобы устроить больницу для прокажённых. Для этого он и использовал царское золото.
Константин Великий не спрашивал у Зотика о судьбе своих денег. Но вскоре император умер, и трон занял его сын Констанций. Пересчитывая казну, Констанций узнал, что священник Зотик некогда брал из неё большую сумму на покупку драгоценностей для царя. Он вызвал Зотика к себе.
— Ты должен был купить украшения для моего отца. Где они? — без всякого приветствия, резко спросил он священника.
Зотик кротко ответил:
— Прикажи снарядить корабль, и я покажу тебе эти драгоценности. Уверен, ничего подобного ты, мой царь, раньше не видел!
Заинтригованный Констанций в тот же вечер отправился вместе с Зотиком на другой берег Босфора. Сойдя с корабля, священник повёл его сначала в дома, где обитали сирые и убогие, а потом в больницу, где размещались прокажённые. Показывая царю на этих людей, Зотик сказал:
— Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые добыл я дорогой ценою!
Однако Констанций отнюдь не оценил милосердного поступка Зотика. Он впал в такой гнев, что повелел привязать священника к лошади и пустить её галопом по полям и дорогам. Так принял мученическую смерть священник по имени Зотик, которого за его милость к отверженным, бесприютным и сиротам в Константинополе прозвали Сиропитателем.
На месте, где погиб священник, забил источник. А самого Зотика с тех пор Церковь почитает как великого милостивого святого.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер