
— Так вот он какой, Ирбит — маленький древний городок между Екатеринбургом и Тюменью. Спасибо тебе, Сергей, за интересную экскурсию. А за то, что привёл меня сюда, в музей изобразительных искусств — особая благодарность!
— Да полно, Андрей! Тебя, наверное, трудно удивить — живёшь в столице, столько произведений искусства повидал на своём веку.
— Повидал немало, отрицать не буду. И потому могу сказать уверенно — в здешней коллекции картин есть настоящие жемчужины. Взять хотя бы вот эту акварель Бориса Семёнова, «На зимнем перекрёстке».
— А что в ней особенного? Занесённый снегом город, хмурое небо. Основной цвет — серый...
— А ты приглядись повнимательней. Окунись в атмосферу, которую передал художник. Сумерки опускаются на город, уже включили фонари. Их череда вдоль дороги — словно гирлянда. Праздничными огоньками смотрятся и окна двухэтажных домов, и зелёный глаз светофора.
— Думаешь, это новый год?
— Совсем необязательно. Картина скорее говорит о том, что каждый день может дарить нам радость. Нужно лишь внимательно жить, уметь удивляться простым вещам. Тому, как могучий тополь полощет в небе ветвистую крону, или красный трамвай задорно звенит, прогоняя уныние.
— Трамвай на рисунке хорош! И дома мне здесь нравятся — старинная купеческая застройка. Интересно, что это за селение?
— Скорее всего, Екатеринбург. Точнее, Свердловск — именно так назывался город в годы жизни Бориса Семёнова. Он переехал в столицу Урала в 1938-ом.
— А родом художник откуда?
— Из Санкт-Петербурга. Хотя опять нужно сделать поправку — из Петрограда. Такое название было у города на Неве в 1917 году, когда Борис Семёнов появился на свет.
— А потом город стал Ленинградом.
— Верно. Ему, как и Свердловску, художник посвятил немало своих работ. Ещё он рисовал Москву и Ригу, где часто гостил у родственников. Во многих акварелях Бориса Семёнова легко узнаются черты того или иного города. Но рисунок «На зимнем перекрёстке» — это пейзаж настроения. Здесь важно не сходство, а тёплое впечатление, что перед тобой — родной уголок. У каждого человека он свой...
— Передать настроение — особый талант!
— И тем более с помощью акварели. Эта краска не даёт права на ошибку. Любое исправление оборачивается грязью на бумаге.
— Рисунок Бориса Семёнова чист и прозрачен. При этом детали переданы безупречно. Как художнику удалось настолько овладеть сложной техникой?
— Мне кажется, это сродни чуду. В начале своего творческого пути Семёнов писал картины маслом. Он занимался оформлением Свердловска к праздникам, делал заводские зарисовки. Его первые работы никого не впечатляли. А в какой-то момент Борис Александрович попробовал себя в новом жанре — и поразил всех! Он начал создавать настоящие шедевры!
— Может быть, художник и тематику поменял?
— Нет, дело не в этом. Семёнов по-прежнему посвящал свои работы производству, у него есть целая акварельная серия «Урал индустриальный». И там даже заводские трубы выглядят нежно и лирично. В рисунках дышит жизнь, чувствуется настроение, угадываются судьбы.
— В чём же секрет такого преображения?
— Может быть, в том, что акварель не терпит жёстких методик, учит доверять вдохновению. А что это, как ни помощь Божия в творчестве? Когда Борис Семёнов усвоил эту науку, само течение будней стало для него радужным, акварельным — удивительным. Картина «На зимнем перекрёстке» — одно из мгновений в светлом потоке дней.
Картину Бориса Семёнова «На зимнем перекрёстке» можно увидеть в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер