
«Бог не умер», студия Believe Entertainment (II), Greg Jenkins Productions, Pure Flix Entertainment, Pure Flix Productions, Red Pictures, Toy Gun Films, режиссёр Харольд Кронк, Sreehari Purimetla
— Бог умер. Конечно же, это всего лишь метафора, но очень яркая. Это не значит, что Бог и в самом деле умер. Скорее, что Он нигде и никогда не существовал. Бога не существует. И от каждого из вас я требую лишь одного. Чтобы на тех листах, что я вам раздал, вы написали два простых слова: Бог умер.
С такого необычного задания начал свою первую лекцию у студентов-второкурсников профессор философии Джеффри Рэдиссон. Он ясно дал понять: придётся или разделить его атеистические взгляды, или, в противном случае, не надеяться на хорошую оценку. Своим бескомпромиссным заявлением профессор поставил в сложное положение Джоша Уитона, студента юридического факультета. Молодой человек — христианин. Он верит в Бога и не может выполнить такое странное задание. Единственный из всей аудитории на листке бумаги Джош пишет: Бог НЕ умер.
Именно так — «Бог не умер» — называется художественный фильм, фрагмент из которого мы услышали в начале нашей программы. Профессор Рэдиссон и Джош Уитон — главные герои картины. Она вышла на экраны в 2014 году. Снял ленту американский режиссёр и писатель Гарольд Кронк. По его собственным словам, идея фильма родилась из газетной статьи. В ней шла речь об американских студентах, которые жаловались на руководство колледжа, где преподаватели навязывали им атеистические взгляды. Кронк решил поразмышлять на эту тему и вместе с коллегами написал сценарий для фильма. «Давид против Голиафа», — так, отсылкой к Библии, режиссёр охарактеризовал своих главных героев.
Заявление Джоша о том, что он верит в Бога, сначала лишь развеселило профессора Рэдиссона. Он даже предложил студенту по 20 минут из каждой своей лекции, чтобы тот мог перед всей аудиторией обосновать свою веру с помощью фактов. При этом пообещал, что разгромит любые его доводы в пух и прах. И Джош... принял вызов. Он проводит бессонные ночи за трудами по философии, едва успевая готовиться к остальным занятиям. Парень вовсе не уверен, что всё это закончится для него хорошо. Но почему же тогда он не может просто взять и отказаться от странного поединка?! В одном из эпизодов это пытается выяснить у Джоша студент из Китая по имени Мартин.
— Могу я задать тебе вопрос?
— Да, конечно.
— Зачем ты всё это делаешь?
— Ну, все вокруг думают, что я псих. Моя девушка — уже бывшая, бросила меня из-за этого, родители тоже не хотят, чтобы я в это ввязывался. В итоге получится, что в конце семестра я буду как собака бегать с языком на плечах, чтобы успеть сдать остальные предметы.
— Ты рассказал о трудностях, с которыми столкнулся, но ты не ответил на мой вопрос: почему?
Именно этот вопрос стал одним из ключевых в фильме Гарольда Кронка «Бог не умер». Режиссёр снял не просто философскую драму. Он, по сути, реализовал в своей картине духовный завет апостола Петра, который заповедовал «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Зрители станут свидетелями увлекательной и острой интеллектуальной дискуссии между главными героями. Профессор Рэдиссон будет отстаивать свою точку зрения с помощью самых известных учёных современности, таких, как Стивен Хокинг и Ричард Докинз. Сможет ли Джош с ними потягаться? Кстати, линия Джоша и профессора Рэдиссона в нём не единственная. Перед нашими глазами пройдут и неожиданным образом переплетутся су́дьбы журналистки-блоггера, бизнесмена, девушки из мусульманской семьи, пожилой женщины с болезнью альцгеймера.
Интересный факт: актёр Кевин Сорбо, сыгравший профессора Рэдиссона, рассказывал, что работа в этом фильме стала для него самой сложной за всю кинокарьеру. Дело в том, что Кевин — верующий человек. «Ох, как непросто было убедительно сыграть воинствующего атеиста!» — признавался он в одном из интервью. А его коллега по съёмочной площадке, Шейн Харпер, исполнивший роль Джоша, выразил уверенность, что фильм «Бог не умер» будет интересен самым разным зрителям — и верующим, и скептикам. Каждый найдёт в нём что-то для себя.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер