
«Мешок яблок», студия «Союзмультфильм», режиссёр Витольд Бродзиловский
— Дома ждёт меня семья. Любят фрукты сыновья. Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок — все по лавкам скок-поскок. Четыре сыночка и лапочка-дочка!
Знакомая песенка, не правда ли? Большинство из нас знают её с детства. А слова «четыре сыночка и лапочка-дочка» стали крылатыми. Но если кто-то вдруг забыл, напомню: только что прозвучала песня Зайца из мультипликационного фильма «Мешок яблок», снятого по сказке писателя Владимира Сутеева. На мультфильмах по его книгам выросло не одно поколение. Их до сих пор с удовольствием смотрят дети и взрослые. Всего мультфильмов больше двадцати, и практически каждая из этих лент — анимационный шедевр, который учит зрителей доброте, наполнен мудростью и удивительным светом.
Мультфильм «Мешок яблок» по сценарию Владимира Сутеева вышел на экраны в 1974-м году. Его снял режиссёр Витольд Бродзиловский. При этом сам Сутеев участвовал в создании мультперсонажей — писатель был ещё и художником. В середине 30-х годов ХХ века он несколько лет работал мультипликатором на студии «Союзмультфильм», потом сосредоточился только на сценариях. Сутеев умел сделать увлекательным самый простой сюжет. И не только показывал зрителям, что добро обязательно побеждает зло. Но и побуждал их самих нести доброту в мир, помогать друг другу, проявлять сострадание и заботу о тех, кто в них нуждается. Всё это мы найдём в мультфильме «Мешок яблок», который, кстати, в 1975-м получил приз Международного фестиваля сказочных фильмов в Дании. Его герой, многодетный папа-Заяц, отправляется на поиски еды для своих зайчат. Он находит яблоню, усыпанную плодами. Радостный, Заяц набирает полный мешок. Но по пути встречает разных зверей — и с каждым делится ценным грузом. Например, приходит на помощь голодному Ежу, который остался без грибов:
— Эй! Чего ты тут пыхтишь, колючая голова?
— Да вот, хотел грибов насобирать. А они чего-то не попадаются.
— Плохо дело. Тогда возьми яблок. У меня их много! Давай сюда своё лукошко.
— Выручил ты меня, косой!
Только вот незадача — к концу пути у самого Зайца в мешке ничего не остаётся... Но четыре сыночка и лапочка-дочка не уснут голодными! Мультфильм «Мешок яблок» расскажет, на какие чудеса способна доброта, как важно быть щедрым и отзывчивым.
Отзывчивость и взаимопомощь — главная составляющая ещё одного анимационного фильма по сценарию Владимира Сутеева, о котором я сегодня расскажу — сказки «Снеговик-почтовик». Эта нестареющая лента 1955-го года в особом представлении, пожалуй, не нуждается. В ней — замечательная для своего времени анимация, захватывающий сюжет и сказочная атмосфера. Маленькие и взрослые зрители с удовольствием вновь и вновь пересматривают историю о том, как храбрый Снеговик нёс Деду Морозу письмо от ребят. Более того — именно этот мультфильм в своё время положил в нашей стране начало традиции писем Деду Морозу. А главное, он показывает, что, если делаешь доброе дело, в трудную минуту тебе обязательно помогут. Как помог Снеговику огромный и на первый взгляд страшный Медведь:
— Вот кто посмел разбудить меня!
— Да мы... Мы будить не хотели! Мы этого ищем... ну, как его...
— Деда Мороза! Мы не знаем, где он живёт.
— А зачем он вам?
— А меня... эти вылепили, и велели этому это передать.
— Письмо?
— Да-да, это самое. А куда как идти, и не знаем.
— Да, видать, дело важное. Ну ладно, пойдём, провожу!
Добавлю, что персонажей в мультфильмах «Мешок яблок» и «Снеговик-Почтовик» — озвучивают известные артисты — Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Клара Румянова, Ростислав Плятт. Они помогли автору сценария Владимиру Сутееву показать удивительный анимационный мир, полный света и тепла, добра и взаимовыручки, заботы о близких и радости жизни. Когда смотришь эти мультфильмы, хочется улыбаться. Не зря Сутеев любил повторять: «Чем больше улыбок, тем больше пользы».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер