
«Где ты, Адам?», Россия, режиссер Александр Запорощенко
Удивительное пение, которое мы только что услышали — это голоса монахов из древней обители Дохиар, что на Афоне. На Святой Горе — раннее утро; рассвет ещё не наступил, а они уже в храме, возносят молитвы Богу. Побывать в одном из афонских монастырей приглашает нас режиссёр Александр Запорощенко. Его документальный фильм «Где ты, Адам?» вышел на экраны в 2020-м году.
Скажу сразу: рассказывать про эту ленту довольно сложно. Её нужно увидеть. И не просто увидеть, а пережить. Пропустить через себя. Впрочем, по-другому и не получится. Александр Запорощенко снял кино, которое проникает в самое сердце. В документальном фильме «Где ты, Адам?» необычно, пожалуй, всё. В нём нет закадрового дикторского текста. Никто ничего не объясняет, не комментирует. Как признавался в одном из интервью режиссёр, ему хотелось не рассказывать, а показывать, погружать зрителя в атмосферу монастыря с помощью образов. Перед нашими глазами проходят долгие, завораживающие кадры. Проливной дождь стучит по камням; колышатся высокие кипарисы на скалах над бескрайним морем. Тихо ступая, идёт по монастырскому двору пожилой монах с кротким взглядом. Это — духовник монастыря Дохиар, архимандрит Григорий (Зумис), известный и почитаемый современный афонский старец. Из его уст в фильме звучат бесценные духовные наставления и удивительные признания. Ценно, что монологи героев в фильме не дублированы, перевод с греческого языка даётся синхронными титрами. Так ещё сильнее ощущается непередаваемая атмосфера афонской обители. Стоит отметить, что это одна из немногих существующих съёмок старца Григория Дохиарсого, который отошёл ко Господу в 2018-м году. Поэтому с особым благоговением смотришь на него и внимаешь ему. В картине «Где ты, Адам?» есть эпизод, в котором старец Григорий говорит о Воскресении Христовом. О том, что только в нём всё сущее обретает смысл и обновляется сам человек — из потомка ветхого, согрешившего Адама превращается в наследника Адама нового — Воскресшего Христа. Давайте послушаем эти слова старца Григория на греческом языке.
Впрочем, разговаривают монахи в фильме немного. Их жизнь занята куда более важными делами: непрестанными молитвами и трудом. Мы видим, как они вручную укрепляют набережную перед монастырём. Как собирают оливы, рыбачат, пекут хлеб, собираются за трапезой. А ночью, после всех трудов, молятся в маленьком полутёмном храме. Может показаться, что все эти эпизоды монастырской жизни не связаны между собой, что в фильме нет сюжета, нет так называемого кинематографического конфликта. Но чем глубже погружаешься в повседневность монахов святогорской обители Дохиар, тем яснее сознаёшь: конфликт фильма — одновременно и главный внутренний конфликт любого человека — поиск себя и Бога. Замечательно об этом сказал продюсер картины, священник Александр Плиска. По его мнению, у ленты «Где ты, Адам?», как у православной иконы — обратная перспектива. То есть, центром, отправной точкой, становится сам зритель.
В документальной ленте Александра Запорощенко важен каждый эпизод. И съёмка монашеского пострига на Афоне — уникального священнодействия, свидетелем которого становится зритель. И рассказ одного из монахов о своём необычном послушании — заботе о многочисленных монастырских котах. Ну, а суть названия документальной картины — «Где ты, Адам?» — раскроют сами её герои, жители афонского монастыря Дохиар. Благодаря чему, мы отчётливо поймём, что фильм этот не только о них, но и о нас.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наши дни христианство и иудаизм разделяет стена, которую, как кажется, невозможно преодолеть человеческими усилиями. Однако так было не всегда, и христиане осознали себя отдельной от иудаизма религиозной общностью далеко не сразу. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит весьма любопытный отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, в нём повествуется о тех действиях апостола Павла, которые сегодня абсолютно невозможны в христианской среде.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
К сожалению, только что прозвучавший отрывок книги Деяний не совсем полон: в нём нет рассказа о начале той истории, которая закончилась народными волнениями в Иерусалиме и попытками убить апостола Павла. Начало же этой истории совсем не такое, как можно было бы предположить: Павел, придя в Иерусалим, направился к апостолу Иакову, и от Иакова он услышал в свой адрес обвинения в том, что он — Павел — «всех Иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:21). Книга Деяний не сохранила ответных слов апостола Павла, но она сохранила другое: предложение то ли самого апостола Иакова, то ли его священников нарочито соблюсти закон Моисея — пройти дни очищения, принести жертву, взяв при этом на себя издержки за четырёх других братьев (см. Деян. 21:23–24). Павел сделал так, как ему было сказано, очевидно, он признавал авторитет апостола Иакова, да и любому человеку есть в чём каяться, ведь иудейский обряд очищения — это всего лишь одна из множества возможных форм покаянного делания.
Однако все эти действия не помогли апостолу Павлу успокоить своих собратьев-евреев: они по-прежнему обвиняли его в подстрекательстве к пренебрежению законом Моисея и в том, что он ввёл в Иерусалимский храм необрезанного человека. Правда, это были уже не иерусалимские христиане, а не верующие во Христа иудеи.
Впрочем, любопытна здесь не реакция толпы, которая подчиняется не закону разума, а закону стадных инстинктов, любопытен здесь сам апостол Павел, а также те христиане, которые не видели никакой проблемы в том, чтобы, веруя во Христа, продолжать исполнять обрядовый закон иудаизма. Конечно же, у них были для этого весомые основания — пример Самого Спасителя, Который не требовал, чтобы Его последователи отказывались от иудейского обряда, более того, Он Сам в этом смысле был благочестивым иудеем, и неудивительно, что апостолы следовали Его примеру.
С течением времени стало понятно, что действия Христа не были тем эталоном, к которому необходимо стремиться, и продиктованы они были Его нацеленностью на проповедь иудеям. Сами же не уверовавшие во Христа иудеи сделали всё ради того, чтобы христиане начали ощущать себя никак не связанными с иудейским обществом и его законами. Окончательно же эта связь разорвалась после разрушения Иерусалимского храма, Бог, попустив эту трагедию, ясно указал на место закона Ветхого Завета в новозаветную эпоху.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия «Милосердие» помогает в самых разных ситуациях

Александр Семёнович — врач из небольшого города в Ивановской области. В медицине мужчина 48 лет, большую часть жизни он посвятил работе в онкодиспансере. За столько времени врач-реаниматолог спас многих людей. Но однажды помощь понадобилась ему самому. Александр Семёнович заболел, у него обнаружили опухоль головного мозга. Из-за неё пришлось оставить операционную. Но несмотря на диагноз Александр Семёнович из медицины не ушёл. Теперь он работает в хосписе, помогает неизлечимым пациентам — облегчает симптомы их болезни.
Сам мужчина вынужден каждый день принимать лекарство, которое сдерживает рост опухоли. Курс препарата на месяц превышает зарплату врача из глубинки, а прерывать терапию нельзя. Оказавшись в такой непростой ситуации, Александр Семёнович решил обратиться за поддержкой. И позвонил на горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70 70 222. Это благотворительный проект Русской Православной Церкви — круглосуточная служба, куда можно обратиться в любой ситуации. Сотрудники горячей линии при поддержке благотворителей собрали средства и закупили необходимый для врача препарат на полгода вперёд.
Сейчас Александр Семёнович продолжает трудиться в хосписе, уже не переживая о том, где взять деньги на лекарство. Он рад, что может продолжать своё служение — оказывать людям из глубинки профессиональную медицинскую помощь.
Ежедневно на горячую церковную линию «Милосердие» поступают сотни обращений. Вы можете поддержать проект и тоже стать творцом добрых дел. Для этого переходите на церковную платформу «Поможем», и пусть хороших историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов