
«Алпамыс идёт в школу», студия «Казахфильм», режиссёр Абдулла Карсакбаев
— Много в мире нашем удивительного, сынок. Где-то дождь зимой идёт. Где-то девушка ищет свою любовь. А кто-то летит к звёздам. Учись, и обо всём узнаешь.
— Меня в школу не записали!
— Ну, ну, не плачь. Разве батыры плачут? Тебя запишут в школу. Обязательно.
Алпамыс, шестилетний мальчик из горного казахского аула, пришёл к своему старшему другу, мудрому дедушке Мынар-ате, чтобы поделиться огорчением. Многие знакомые ему ребята пошли в школу. Даже лучший друг Алпамыса, Калихан — и тот сел за парту, хотя вовсе не желал идти в первый класс. И только Алпамыс остался дома. Взрослые ему сказали: не дорос ещё, через год пойдёшь. Но он не хочет ждать целый год! Мальчик тонко чувствует мир, и стремится узнать обо всём, что его в этом мире окружает. Заветная мечта Алпамыса — как можно скорее стать учеником. Умный, любознательный паренёк — главный герой киноленты «Алпамыс идёт в школу». В 1976-м году на студии «Казахфильм» её снял режиссёр Абдулла Карсакбаев, по сценарию писательницы и драматурга Розы Хуснутдиновой, сценариста «Ералаша». Картина отчасти получилась в духе знаменитого детского юмористического тележурнала. Добрая, светлая, наполненная ребячьим смехом и радостью. В киноархивах «Казахфильма» сохранились протоколы заседаний художественного совета, которые проходили во время работы над картиной. В них принимал участие режиссёр Андрей Кончаловский — он взял тогда неформальное шефство над съёмками фильма. Кончаловский отмечал, что в ленте «Алпамыс идёт в школу» замечательно раскрывается сложный, многогранный и поэтичный внутренний мир ребёнка.
Мир Алпамыса — это родной аул и его дом. Мама и папа — уже немолодые, поэтому, как сами признаются, мальчик для них — долгожданное дитя. Атмосфера сплочённой, любящей семьи царит не только в жилище главного героя, но и во всей деревне. Маленький Алпамыс дружит с её жителями. С молодой портнихой Варей, которая ждёт письма от жениха и переживает, что оно долго не приходит. Мальчик старается разговорами отвлечь девушку от грустных мыслей. Со стариком Мынар-атой — к нему за советом Алпамыс приходит со своими бедами. С соседским мальчуганом, первоклассником Калиханом — хоть у того и вздорный характер.
Алпамыс каждый день просит Калихана рассказать, что происходит в школе. И когда понимает, что подробностей от товарища не добиться, решает узнать сам. Он забирается на яблоню, которая растёт у окна класса Калихана, и слушает уроки. Алпамыс усваивает всё, о чём рассказывает ребятам учитель. Наблюдая за жизнью класса со стороны, мальчик учится читать, умножать, решать задачки. И готов идти в школу хоть завтра! Это его заветная мечта. Но нужно, чтобы учитель, Батыржан Батырханович, узнал о способностях Алпамыса. Вот только как это сделать?
Молодой педагог — персонаж фильма, который заслуживает отдельного представления. Он недавно приехал в аул. Он горит работой и искренне любит своих учеников. Однажды Калихан, желая позлить учителя, принёс для школьного живого уголка... змею. Но Батыржан Батырханович совсем не разозлился, а, наоборот, похвалил мальчика за оригинальность. Его доброта и отзывчивость проникают в сердца учеников. И даже озорник Калихан меняется в лучшую сторону. Он решает помочь Алпамысу осуществить его мечту — не ждать целый год, а сесть за парту прямо сейчас. На День учителя в школе проходит концерт. Калихан понимает: вот он, шанс для Алпамыса — предстать перед учителем и заявить о себе. И Калихан вносит в программу концерта неожиданные изменения...
— Вторым номером нашей программы выступит мой друг Алпамыс. Он прочтёт вам таблицу умножения! Алпамыс, давай сюда!
Чем закончится эта затея — зрители узнают, посмотрев фильм режиссёра Абдуллы Карсакбаева «Алпамыс идёт в школу». Мне же под занавес нашей программы хочется вспомнить стихотворение-хайку японского поэта Кобаяси Иссы, которое в одном из эпизодов картины совсем неспроста цитирует молодой учитель:
«Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету».
Журнал «КлеверЛаб» знакомит детей и взрослых с православной культурой

Что значит православный крест? Чем отличаются иконы от картин? Какие есть церковные праздники? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в онлайн-журнале «КлеверЛаб». Это информационный ресурс для педагогов и родителей, ориентированный на образование и воспитание детей в духе православной культуры.
Команда профессионалов регулярно готовит статьи, подборки фильмов и книг, материалы для работы с детьми в школах и не только.
Ольга Гущина — педагог, куратор по образованию и культуре при Нижегородской епархии — часто прибегает к помощи проекта «КлеверЛаб». Она проводит экскурсии для школьников в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода. Благодаря чему дети узнают о русской православной культуре, особенностях архитектуры храмов и многом другом. Чтобы рассказывать обо всём живо и интересно, Ольга Валентиновна пользуется советами и статьями журнала. «В этом году я провожу экскурсии для учеников 3-4 классов. Детям нравится приходить в большой и красивый храм, узнавать что-то новое. Я вижу, как многие проникаются знаниями о Боге и православных традициях, — делится женщина. — И что особенно важно, у некоторых появляется желание прийти на праздник первой исповеди, который устраивается в нашем Спасо-Преображенском соборе, или пойти в воскресную школу при храме.
Мая задача, как педагога — сеять в детях добрые зёрна. И журнал „КлеверЛаб“ в этом мой незаменимый помощник».
Статьи и подборки онлайн-журнала помогают сделать образовательный процесс увлекательным и эффективным. Вы можете поддержать проект финансово и тем самым дать возможность его команде создавать ещё больше полезных материалов. Найти ресурс в интернете просто — наберите в поисковой строке «Журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги Нового Завета о Церкви». Анастасия Медведева

У нас в студии была старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Анастасия Медведева.
Разговор шел о том, что известно из Нового Завета о первых годах существования христианской Церкви, как жили апостолы и ученики Христа рядом со Спасителем, как росла и существовала община христиан после Вознесения Христа, как умножались христианские общины, сохраняя при этом церковное единство.
Этой беседой мы продолжаем цикла из пяти программ о Церкви.
Первая программа с доктором исторических наук Андреем Виноградовым была посвящена истории ранней Церкви.
Вторая беседа с профессором Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым) была посвящена тому, как святые отцы формулировали учение о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Наставления прп. Иоанна Лествичника». Священник Григорий Геронимус

У нас в студии был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о наставлениях преподобного Иоанна Лествечника, собранным в книге «Лесвица» и о том, насколько они могут быть применимы и полезны в жизни современного человека.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер