
Фото: PxHere
Юродивые Христа ради часто терпели насмешки от окружающих, лишь со временем открывалось значение их подвигов. И порой это значение, без преувеличения, было историческим.
Сегодня мы говорим о блаженном Андрее, Христа ради юродивом, и романе Александра Красницкого «Гроза Византии».
Место действия — Константинополь — столица Византийской империи.
Время действия — IX век по Рождестве Христовом.
Во второй половине IX века отряд под руководством двух киевских князей — Аскольда и Дира — на больших ладьях совершили поход по Днепру и Чёрному морю на Византию. Дружина, состоявшая из славян и варягов, как называли на Руси выходцев из Скандинавии, с моря осадила Константинополь — столицу Византии — и приготовилась к нападению.
Незваные гости появились в то время, когда византийский император Михаил Третий увёл свои войска сражаться против арабов. Спасти город от захвата и разграбления могло только чудо.
Вот о чём мучительно размышлял в своих покоях Константинопольский патриарх Фотий, когда ему доложили о приходе городского юродивого Андрея.
Вот как представлена эта сцена в историческом романе писателя рубежа XIX-XX веков Александра Красницкого «Гроза Византии».
Вошёл седой, сгорбленный старик с вдохновенными, сияющими юношеским блеском, глазами; одежда его была вся изорвана и в пыли, из-под неё виднелись железные вериги, опоясывавшие стан и грудь. Старик, войдя, воскликнул:
— Чудо! Пресвятая Пречистая Дева... Там на небе... Я Её видел, Она была видна над Влахернским храмом! Она покрывала своей ризой храм... Чудо!
Патриарх припомнил этого Андрея...
Блаженный Андрей был славянином и жил в Константинополе. Однажды в храме он сподобился чудесного видения, после чего принял на себя подвиг юродства. Андрей стал ходить по улицам города в рубище и жить подаянием, благодушно терпя насмешки и оскорбления от тех, кто считал, будто его разум помутился. Впрочем, люди всё чаще замечали глубокий тайный смысл в речах и предсказаниях блаженного Андрея.
Вот и патриарх Фотий сразу же поверил Андрею, который уверял, что видел на небе Пресвятую Богородицу, и призывал жителей Константинополя идти во Влахернский храм, где хранилась великая христианская святыня — риза, то есть облачение Девы Марии.
После соборной молитвы в храме греки крестным ходом обнесли ризу Пресвятой Богородицы вокруг стен города — и случилось чудо.
На море внезапно поднялась сильная буря, разметавшая ладьи неприятеля. Город был спасён.
Но миссия блаженного Андрея на этом не закончилась. В романе Красницкого «Гроза Византии» он бесстрашно отправляется на берег моря, где незваные гости чинят оставшиеся ладьи, чтобы двинуться обратно.
— Видел ты чудо? — спрашивал Андрей предводителя варягов, следуя за ним по пятам.
— Убедился ты, что велик наш Бог? Обратись к Нему, уверуй в Него!...
— Он не примет меня, я шёл против него...
— Милостив Он! Нет грешника, который не был бы прощён при истинном раскаянии.
Сам не сознавая почему, Аскольд жадно прислушивался к словам старика...
Известно, что в IX веке от Рождества Христова воинственные язычники Аскольд и Дир приняли в Константинополе крещение и заключили с Византией мир. С этого времени историки начинают отсчёт постепенного распространения христианской веры на Руси.
В романе Красницкого «Гроза Византии» обращение киевских князей ко Христу происходит после встречи с блаженным Андреем, Христа ради юродивым.
Все выпуски программы Прообразы
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема