 
					
Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Достаточно ли для того, чтобы иметь с Богом добрые отношения, быть крещёным во Христа, иногда посещать храм и с уважением относиться к разнообразным проявлениям той культурной традиции, которая сложилась вокруг веры во Христа? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
Отрывок, который мы только что услышали, — это вступление послания апостола Павла общине христиан в Риме. Начинает апостол с того, что вкратце напоминает своим адресатам об истоках христианской веры. Тем, кто пришёл в Церковь из иудейской религии, это было известно с самого рождения. Они прекрасно знали, что о Христе предсказывали древние пророки, о том, что родиться Христос должен был от царя Давида, они знали священные писания, в которых содержались все эти предсказания. Это была не только их вера, но и их культура. Однако, римская община состояла в основном из тех, кто ранее принадлежал к языческим религиям. Все эти люди были воспитаны в других культурных традициях. А потому апостол вынужден напоминать им прописные истины, без которых им сложно будет понять, о чём будет идти речь в его послании дальше.
Во второй части отрывка Павел переходит к сути своего обращения. Он говорит, что Иисус Христос — это та сила, благодаря которой стало возможно спасение. И эта сила дана всем. Не только иудеям, но и эллинам. Под словом «эллин» Павел подразумевает всякого представителя языческой культуры, которая на тот момент была эллинистической, то есть греко-римской. Иными словами, для того, чтобы получить спасение и благодать от Бога, теперь нет необходимости становиться иудеем, как раньше. Христианство — это религия универсальная. Она предназначена для всех народов, для всех национальностей и рас. Для каждого человека, который рождается в этот мир. Как говорит Павел, и для иудеев, и для эллинов, и для варваров, и для мудрецов, и для невежд. И всякий теперь может познать правду Божию, которая открывается для него глубже и шире, если он стремится возрастать «от веры в веру».
Что означает это выражение «возрастать от веры в веру»? Это означает, что верующий во Христа призван приучить себя на регулярной основе делать выбор, как ему поступить: как он сам считает нужным и правильным, или поинтересоваться, а что по этому поводу думает Бог? На практике это означает приучить себя в начале каждого дела в течение дня направлять своё внимание ко Творцу и спрашивать Его: «Боже, я хочу поступить так-то и так-то, а чего хочешь Ты?». Если мы будет искренне заинтересованы в том, чтобы услышать ответ, то его подскажет или сердце, или священные тексты, или опытные люди, или же Господь пошлёт на нас волну событий. Наша задача быть внимательными, чтобы увидеть эту подсказку и быть отважными и решительными, чтобы последовать ей и совершить, возможно, новое и непривычное для нас действие. Даже если это будет ошибка, не страшно. Ведь мы доверились Творцу. А Он знает, что нам порой необходимо пройти и через ошибки. Ведь как иначе мы станем опытными? Хуже, если мы не будем совершать этой внутренней работы. Если мы не научимся разговаривать с Богом, если не будем доверять себя и свою жизнь в Его руки. Да, безусловно, это риск. Словно шаг в пустоту. Но без него не будет никакого развития веры. И благодать надолго не будет задерживаться в нашем сердце.
Возможно, это повод задуматься. Конечно, очень хорошо, если мы знаем основы своей религиозной традиции. Прекрасно, если мы с уважением относимся к Церковным обычаям, принимаем участие в её ритуалах, обрядах и таинствах. Однако важно помнить, что острие духовной жизни — это умение постоянно задавать себе вопрос: «Господи, а как мне поступить в этой ситуации?». Вся церковная традиция с её установлениями существует, чтобы мы не забывали этот вопрос задавать почаще, чтобы мы научились слышать на него ответ, и чтобы, самое главное, услышав его, имели мужество преодолеть свой страх, и нашли бы в себе силы совершить поступок, особенно в тех случаях, когда этот ответ нас не устраивает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
 
                                    
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
 
                                    
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия



 
 



