Эта картина не может никого оставить равнодушным: она умиляет каждого зрителя. Мать и дитя — один из самых любимых сюжетов Алексея Венецианова, прекрасного семьянина и художника, который первым показал, как живёт простой русский народ.

— Нина Викторовна, здравствуйте! Вы вошли — и словно солнышко заглянуло. У вас такой сияющий вид. Наверное, произошло радостное событие?
— Такая радость, Маргарита Константиновна, такая радость! Пока ехала к вам в Третьяковку, позвонила дочь и сообщила новость — внучка моя, Машенька, ходить начала!
— Это и правда счастье! Поздравляю! Маленький человек делает первые шаги. Событие важное. Недаром оно даже стало сюжетом одной из картин художника Алексея Гавриловича Венецианова. Полотно так и называется: «Первые шаги». Оно хранится здесь, в Третьяковской галерее.
— Маргарита Константиновна, скорее, покажите мне эту картину!
— С удовольствием, Нина Викторовна. Пойдёмте в четырнадцатый зал.
— Должна признаться, с творчеством Венецианова я знакома не слишком хорошо. Но знаю, что он был портретистом. Написал портрет Гоголя с натуры.
— Вы правы, в начале своего творческого пути Алексей Гаврилович в основном писал портреты. Но в 1819 году художник переехал в своё сельское имение под Тверью. И обратился к изображению крестьянского быта. По сути, Венецианов стал первым художником, показавшим, как живут простые русские люди. Кстати, у его картины «Первые шаги» есть и другое название — «Крестьянка с ребёнком». А вот, собственно, и она — прямо перед нами.
— Это полотно — воплощение радости! Молодая женщина с нежностью смотрит на своего ребёнка, который встал на ещё неокрепшие ножки. Малыш протягивает руки к матери. Её ладони тоже раскрыты навстречу чаду, она готова в любой момент подхватить сына. И в то же время манит малыша к себе, побуждая шагать ещё и ещё. Венецианов сумел передать и неловкость движений ребёнка, и трогательное, счастливое умиление матери.
— С полотна словно льётся свет. Обратите внимание, Нина Викторовна, какое интересное цветовое решение нашёл художник. Фон — очень тёмный. Настолько, что предметы на заднем плане почти невозможно рассмотреть. А фигуры, наоборот, ярко высвечены. Кстати, на заднем плане мы видим ещё одну героиню полотна — девочку подростка. Она протягивает малышу яблоко — наверное, хочет, чтобы ребёнок подошёл и к ней. Но малыш всей своей маленькой фигуркой устремляется к матери. Должна заметить, что мать и дитя — один из самых любимых сюжетов Алексея Венецианова.
— А у самого живописца была семья?
— Семейная жизнь Венецианова сложилась очень счастливо. Художник женился по большой любви. Супруга подарила ему двух дочерей. Алексей Гаврилович был настоящим семьянином: с женой и детьми он тихо и мирно жил в своём имении, и редко выезжал в свет.
— Мне кажется, вот этим тихим, умиротворяющим счастьем, дышит его картина «Первые шаги».
— Критики называли полотна Веницианова живым воплощением того особого мироощущения, лада и гармонии бытия, которые более всего присущи русскому человеку.
— Напишу сейчас дочке. Пусть найдёт фотографию полотна в интернете и тоже полюбуется, как мы с вами. А как только первые шаги внучки станут увереннее, мы все вместе обязательно придём в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз увидеть эту замечательную картину.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело