Эта картина не может никого оставить равнодушным: она умиляет каждого зрителя. Мать и дитя — один из самых любимых сюжетов Алексея Венецианова, прекрасного семьянина и художника, который первым показал, как живёт простой русский народ.

— Нина Викторовна, здравствуйте! Вы вошли — и словно солнышко заглянуло. У вас такой сияющий вид. Наверное, произошло радостное событие?
— Такая радость, Маргарита Константиновна, такая радость! Пока ехала к вам в Третьяковку, позвонила дочь и сообщила новость — внучка моя, Машенька, ходить начала!
— Это и правда счастье! Поздравляю! Маленький человек делает первые шаги. Событие важное. Недаром оно даже стало сюжетом одной из картин художника Алексея Гавриловича Венецианова. Полотно так и называется: «Первые шаги». Оно хранится здесь, в Третьяковской галерее.
— Маргарита Константиновна, скорее, покажите мне эту картину!
— С удовольствием, Нина Викторовна. Пойдёмте в четырнадцатый зал.
— Должна признаться, с творчеством Венецианова я знакома не слишком хорошо. Но знаю, что он был портретистом. Написал портрет Гоголя с натуры.
— Вы правы, в начале своего творческого пути Алексей Гаврилович в основном писал портреты. Но в 1819 году художник переехал в своё сельское имение под Тверью. И обратился к изображению крестьянского быта. По сути, Венецианов стал первым художником, показавшим, как живут простые русские люди. Кстати, у его картины «Первые шаги» есть и другое название — «Крестьянка с ребёнком». А вот, собственно, и она — прямо перед нами.
— Это полотно — воплощение радости! Молодая женщина с нежностью смотрит на своего ребёнка, который встал на ещё неокрепшие ножки. Малыш протягивает руки к матери. Её ладони тоже раскрыты навстречу чаду, она готова в любой момент подхватить сына. И в то же время манит малыша к себе, побуждая шагать ещё и ещё. Венецианов сумел передать и неловкость движений ребёнка, и трогательное, счастливое умиление матери.
— С полотна словно льётся свет. Обратите внимание, Нина Викторовна, какое интересное цветовое решение нашёл художник. Фон — очень тёмный. Настолько, что предметы на заднем плане почти невозможно рассмотреть. А фигуры, наоборот, ярко высвечены. Кстати, на заднем плане мы видим ещё одну героиню полотна — девочку подростка. Она протягивает малышу яблоко — наверное, хочет, чтобы ребёнок подошёл и к ней. Но малыш всей своей маленькой фигуркой устремляется к матери. Должна заметить, что мать и дитя — один из самых любимых сюжетов Алексея Венецианова.
— А у самого живописца была семья?
— Семейная жизнь Венецианова сложилась очень счастливо. Художник женился по большой любви. Супруга подарила ему двух дочерей. Алексей Гаврилович был настоящим семьянином: с женой и детьми он тихо и мирно жил в своём имении, и редко выезжал в свет.
— Мне кажется, вот этим тихим, умиротворяющим счастьем, дышит его картина «Первые шаги».
— Критики называли полотна Веницианова живым воплощением того особого мироощущения, лада и гармонии бытия, которые более всего присущи русскому человеку.
— Напишу сейчас дочке. Пусть найдёт фотографию полотна в интернете и тоже полюбуется, как мы с вами. А как только первые шаги внучки станут увереннее, мы все вместе обязательно придём в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз увидеть эту замечательную картину.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер