Как бы мы вели себя, встретившись со Христом? Этой теме посвящена самая большая картина Третьяковки, над которой Александр Иванов работал двадцать лет! На полотне «Явление Христа народу» живописец изобразил, как разные люди реагируют на встречу с Богом.

— Владимир Николаевич, как я рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— А я-то как рад, Маргарита Константиновна. Давно мечтал посмотреть самую большую картину музея, и вот, наконец, стою перед ней. Потрясающий размах!
— «Явление Христа народу» Александра Иванова и в самом деле масштабное полотно — пять с половиной на семь с половиной метров. Чтобы его разместить в Третьяковке, к основному зданию музея в Лаврушенском переулке пристроили дополнительный зал. И всё-таки размер — не основное достоинство этой картины.
— Понимаю — важнее мастерство художника!
— Мастерство уникальное! И стоит заметить, что Александр Иванов совершенствовал его по ходу создания картины «Явление Христа народу». Ведь над этим полотном он работал двадцать лет.
— Двадцать лет??
— Да, с 1837-го по 1857 год Иванов жил в Италии и по крупицам создавал своё монументальное полотно. Художник выполнил более шестисот эскизов. По ним можно проследить, как оттачивался талант живописца. Многие этюды имеют самостоятельную ценность, но ни один из них не сравнится с «Явлением Христа народу» по глубине замысла и точности его воплощения. Именно в этом — значимость картины.
— А что за замысел был у Иванова?
— Александр Иванов хотел создать образ встречи Спасителя с человечеством. На картине запечатлён момент, когда Иоанн Креститель говорит о Христе: «Вот агнец Божий, который берёт на себя грехи мира!». Предтеча указывает людям, что они встретили не просто Иисуса из Назарета, а Богочеловека. И вы посмотрите, как по-разному они реагируют!
— И впрямь по-разному. Вот слева, за спиной у Крестителя несколько человек, кажется, бежать готовы навстречу Иисусу.
— Это апостолы — Иоанн Богослов, Пётр и Андрей Первозванный.
— А у стариков в тюрбанах в правой части картины противоположная реакция — они спешат уйти и даже не оглядываются.
— А это книжники и фарисеи, им буква закона дороже живого Бога.
— А мужчина с мальчиком справа внизу как будто замёрзли и дрожат?
— Да, этих персонажей художник так и называл — «дрожащие». Они олицетворяют собой страх перед неизвестным. Знаете, есть люди, которых бросает в дрожь от мысли, что придётся поменять привычный уклад жизни. Вообще, Иванов постарался собрать на картине всю палитру человеческих реакций на встречу с Богом: кто-то радуется, кто-то пугается, кто-то остаётся равнодушным, а кто-то готов полностью переменить жизнь, начать её с чистого листа.
— Интересно, а задумывался ли художник о своём месте в жизни? О своих отношениях с Богом?
— Конечно, задумывался. И его размышления отразились на полотне. Видите сидящего у ног Иоанна Предтечи странника в шляпе и с посохом? Это автопортрет Иванова.
— Надо же, как живописец себя изобразил — в тени, незаметно. А взгляд его полон надежды.
— Вот так в тени от людей, с глазами, устремлёнными на Спасителя, Александр Иванов и провёл свою жизнь. Двадцать лет он жил на чужбине в крайней бедности, почти ни с кем не общался. Закончив полотно, с помощью благотворителей переправил его по морю в Россию. В июне 1858 года представил работу в Академии художеств и в том же месяце скончался. Ушёл, завершив своё служение. А нам оставил полотно, побуждающее каждого задуматься о своей, личной встрече со Христом.
— Я понял, что «Явление Христа народу» — не просто самая большая картина. Она... великая! Надо, пожалуй, еще раз в Третьяковку придти, теперь уже с сыном. Пусть и он посмотрит.
— Конечно, приходите, Владимир Николаевич! И сына приводите. Уверена, что знакомство с произведением Александра Иванова будет для него интересным и даст молодому человеку пищу для размышлений.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер