

— Владимир Николаевич, как я рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— А я-то как рад, Маргарита Константиновна. Давно мечтал посмотреть самую большую картину музея, и вот, наконец, стою перед ней. Потрясающий размах!
— «Явление Христа народу» Александра Иванова и в самом деле масштабное полотно — пять с половиной на семь с половиной метров. Чтобы его разместить в Третьяковке, к основному зданию музея в Лаврушенском переулке пристроили дополнительный зал. И всё-таки размер — не основное достоинство этой картины.
— Понимаю — важнее мастерство художника!
— Мастерство уникальное! И стоит заметить, что Александр Иванов совершенствовал его по ходу создания картины «Явление Христа народу». Ведь над этим полотном он работал двадцать лет.
— Двадцать лет??
— Да, с 1837-го по 1857 год Иванов жил в Италии и по крупицам создавал своё монументальное полотно. Художник выполнил более шестисот эскизов. По ним можно проследить, как оттачивался талант живописца. Многие этюды имеют самостоятельную ценность, но ни один из них не сравнится с «Явлением Христа народу» по глубине замысла и точности его воплощения. Именно в этом — значимость картины.
— А что за замысел был у Иванова?
— Александр Иванов хотел создать образ встречи Спасителя с человечеством. На картине запечатлён момент, когда Иоанн Креститель говорит о Христе: «Вот агнец Божий, который берёт на себя грехи мира!». Предтеча указывает людям, что они встретили не просто Иисуса из Назарета, а Богочеловека. И вы посмотрите, как по-разному они реагируют!
— И впрямь по-разному. Вот слева, за спиной у Крестителя несколько человек, кажется, бежать готовы навстречу Иисусу.
— Это апостолы — Иоанн Богослов, Пётр и Андрей Первозванный.
— А у стариков в тюрбанах в правой части картины противоположная реакция — они спешат уйти и даже не оглядываются.
— А это книжники и фарисеи, им буква закона дороже живого Бога.
— А мужчина с мальчиком справа внизу как будто замёрзли и дрожат?
— Да, этих персонажей художник так и называл — «дрожащие». Они олицетворяют собой страх перед неизвестным. Знаете, есть люди, которых бросает в дрожь от мысли, что придётся поменять привычный уклад жизни. Вообще, Иванов постарался собрать на картине всю палитру человеческих реакций на встречу с Богом: кто-то радуется, кто-то пугается, кто-то остаётся равнодушным, а кто-то готов полностью переменить жизнь, начать её с чистого листа.
— Интересно, а задумывался ли художник о своём месте в жизни? О своих отношениях с Богом?
— Конечно, задумывался. И его размышления отразились на полотне. Видите сидящего у ног Иоанна Предтечи странника в шляпе и с посохом? Это автопортрет Иванова.
— Надо же, как живописец себя изобразил — в тени, незаметно. А взгляд его полон надежды.
— Вот так в тени от людей, с глазами, устремлёнными на Спасителя, Александр Иванов и провёл свою жизнь. Двадцать лет он жил на чужбине в крайней бедности, почти ни с кем не общался. Закончив полотно, с помощью благотворителей переправил его по морю в Россию. В июне 1858 года представил работу в Академии художеств и в том же месяце скончался. Ушёл, завершив своё служение. А нам оставил полотно, побуждающее каждого задуматься о своей, личной встрече со Христом.
— Я понял, что «Явление Христа народу» — не просто самая большая картина. Она... великая! Надо, пожалуй, еще раз в Третьяковку придти, теперь уже с сыном. Пусть и он посмотрит.
— Конечно, приходите, Владимир Николаевич! И сына приводите. Уверена, что знакомство с произведением Александра Иванова будет для него интересным и даст молодому человеку пищу для размышлений.