Как бы мы вели себя, встретившись со Христом? Этой теме посвящена самая большая картина Третьяковки, над которой Александр Иванов работал двадцать лет! На полотне «Явление Христа народу» живописец изобразил, как разные люди реагируют на встречу с Богом.

— Владимир Николаевич, как я рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— А я-то как рад, Маргарита Константиновна. Давно мечтал посмотреть самую большую картину музея, и вот, наконец, стою перед ней. Потрясающий размах!
— «Явление Христа народу» Александра Иванова и в самом деле масштабное полотно — пять с половиной на семь с половиной метров. Чтобы его разместить в Третьяковке, к основному зданию музея в Лаврушенском переулке пристроили дополнительный зал. И всё-таки размер — не основное достоинство этой картины.
— Понимаю — важнее мастерство художника!
— Мастерство уникальное! И стоит заметить, что Александр Иванов совершенствовал его по ходу создания картины «Явление Христа народу». Ведь над этим полотном он работал двадцать лет.
— Двадцать лет??
— Да, с 1837-го по 1857 год Иванов жил в Италии и по крупицам создавал своё монументальное полотно. Художник выполнил более шестисот эскизов. По ним можно проследить, как оттачивался талант живописца. Многие этюды имеют самостоятельную ценность, но ни один из них не сравнится с «Явлением Христа народу» по глубине замысла и точности его воплощения. Именно в этом — значимость картины.
— А что за замысел был у Иванова?
— Александр Иванов хотел создать образ встречи Спасителя с человечеством. На картине запечатлён момент, когда Иоанн Креститель говорит о Христе: «Вот агнец Божий, который берёт на себя грехи мира!». Предтеча указывает людям, что они встретили не просто Иисуса из Назарета, а Богочеловека. И вы посмотрите, как по-разному они реагируют!
— И впрямь по-разному. Вот слева, за спиной у Крестителя несколько человек, кажется, бежать готовы навстречу Иисусу.
— Это апостолы — Иоанн Богослов, Пётр и Андрей Первозванный.
— А у стариков в тюрбанах в правой части картины противоположная реакция — они спешат уйти и даже не оглядываются.
— А это книжники и фарисеи, им буква закона дороже живого Бога.
— А мужчина с мальчиком справа внизу как будто замёрзли и дрожат?
— Да, этих персонажей художник так и называл — «дрожащие». Они олицетворяют собой страх перед неизвестным. Знаете, есть люди, которых бросает в дрожь от мысли, что придётся поменять привычный уклад жизни. Вообще, Иванов постарался собрать на картине всю палитру человеческих реакций на встречу с Богом: кто-то радуется, кто-то пугается, кто-то остаётся равнодушным, а кто-то готов полностью переменить жизнь, начать её с чистого листа.
— Интересно, а задумывался ли художник о своём месте в жизни? О своих отношениях с Богом?
— Конечно, задумывался. И его размышления отразились на полотне. Видите сидящего у ног Иоанна Предтечи странника в шляпе и с посохом? Это автопортрет Иванова.
— Надо же, как живописец себя изобразил — в тени, незаметно. А взгляд его полон надежды.
— Вот так в тени от людей, с глазами, устремлёнными на Спасителя, Александр Иванов и провёл свою жизнь. Двадцать лет он жил на чужбине в крайней бедности, почти ни с кем не общался. Закончив полотно, с помощью благотворителей переправил его по морю в Россию. В июне 1858 года представил работу в Академии художеств и в том же месяце скончался. Ушёл, завершив своё служение. А нам оставил полотно, побуждающее каждого задуматься о своей, личной встрече со Христом.
— Я понял, что «Явление Христа народу» — не просто самая большая картина. Она... великая! Надо, пожалуй, еще раз в Третьяковку придти, теперь уже с сыном. Пусть и он посмотрит.
— Конечно, приходите, Владимир Николаевич! И сына приводите. Уверена, что знакомство с произведением Александра Иванова будет для него интересным и даст молодому человеку пищу для размышлений.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема