
Фото: Chris Johnson/Unsplash
В конце 19 века про купца Абрама Ушакова в Петербурге говорили: «Богаче Абрама Михайловича только княгиня Апраксина!». Как и хозяйка знаменитого рынка — Апраксина двора — Ушаков владел торговыми рядами, магазинами, а кроме того, несколькими доходными домами — многоэтажными особняками, построенными для сдачи квартир в аренду.
Бывший крестьянин из Ярославской губернии, в Петербург Абрам Михайлович приехал в 1840 году вместе с отцом. Родитель его занялся цветоводством, копил деньги и со временем выстроил собственные оранжереи. В них Ушаковы круглый год выращивали редкие виды цветов, которые у них охотно покупали для торжественных церемоний и даже для украшения императорского дворца. Унаследовав дело от отца, Абрам значительно его расширил — он стал выращивать не только цветы, но и фрукты. «Огородных дел мастер» — уважительно называли Абрама Михайловича в народе.
На доходы от продукции Ушаков успешно развивал другие направления своего бизнеса. И вкладывал немалые средства в дела благотворительности. «Я не всегда богачом был, — рассуждал Абрам Михайлович, — помог мне Господь, а значит, должно и мне с другими делиться!»
В 1869 году Ушаков на собственные средства открыл за Нарвской заставой земское училище, куда бесплатно принимали детей бедняков. При училище Абрам Михайлович устроил домовую церковь Всех Святых со звонницей. Содержание храма и штата священнослужителей он полностью взял на себя. Позже по инициативе Ушакова при церкви было организовано Всехсвятское благотворительное общество, усилиями которого был устроен приют для девочек-сирот. Абрам Михайлович пробрёл для приюта помещение и поддерживал его постоянными пожертвованиями. По праздникам он радовал сирот фруктами из своих оранжерей.
В 1875 году Ушаков в принадлежавшем ему особняке неподалёку от училища открыл бесплатную больницу. Она получила статус земской и обслуживала неимущих горожан, рабочих, а также крестьян из близлежащих деревень и сёл.
Абрам Михайлович оказался одним из основных жертвователей на строительство церкви Иоанна Златоуста при Алафузовской больнице. Ушаков принимал участие в устройстве училища для девиц духовного звания при Деревяницком Воскресенском монастыре в Великом Новгороде и поддерживал обитель пожертвованиями.
И училище, и церковь с приютом, и больницу Абрам Михайлович содержал на свои деньги до конца жизни. Умер Ушаков в январе 1917-го — ему исполнилось 92 года. Меньше чем через год большевики по-своему распорядились наследством благотворителя. Училище закрыли, приют упразднили, деревянную церковь разобрали на дрова... Даже кладбище, где обрёл последний приют Абрам Михайлович, сравняли с землёй. Сегодня в бывшей земской больнице работает поликлиника, которую в народе зовут «ушаковской»; на улице, где когда-то проживал благотворитель, на одном из домов в память о нём установлена мемориальная доска, на которой написано: «Эта улица до 1953 года называлась Ушаковской по имени Потомственного Почетного Гражданина УШАКОВА АБРАМА МИХАЙЛОВИЧА, купца-благотворителя, построившего церковь, училище, больницу, приют».
Все выпуски программы Имена милосердия
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема